Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1449

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
715.15 Кб
Скачать

Окончание табл. 8

 

 

Архип Тимофеев сын Балашов

33 года

-

дело

 

Козьма Михайлов сын Агапов

-

-

Доменное

 

Иван Алексеев сын Борин

 

44 года

24 года

 

 

 

 

 

Евдоким Моисеев

 

31 год

-

 

 

 

 

 

 

 

Пушечное

дело

Козьма

Кондратьев

сын

56 лет

24 года

Степанов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дело

 

А. Васильев сын Сафонов

 

44 года

24 года

 

 

 

 

 

 

Молотовое

 

Василий Васильев сын

 

34 года

24 года

 

 

 

 

 

Сафонов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неизвестнойКузнецы

специальности

Захар Федоров

 

54 года

24 года

Иван Емельянов

 

27 лет

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иван Заболоцкий

 

42 года

-

 

 

 

 

 

 

 

Прокофий Першин

 

53 года

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данной таблице рассмотрены не все представители трудоспособной части работных людей завода, и поэтому судить о

81

количественном их составе не приходится. Однако, большую ценность представляют качественные характеристики.

Прежде всего, данная таблица подтверждает наличие процесса формирования рабочего состава казенного завода из бывших кустарей. В ней отмечены представители первого поколения рабочих, которые до прибытия на завод являлись мастерами железоделательных промыслов. Все они были выходцами из районов активного развития кустарной металлургии. Так, например, Панфил Рязанцов, Ф. Яковлев, Михайло Васильев сын Васильев и Михаил Иванов сын мобилизовались из Романова и Ельца, где они практически всю свою жизнь ковали и изготовляли изделия из железа не только по заказу местных жителей, но и для продажи на рынках.

Кроме того, возрастные показатели, отраженные в табл. 9 свидетельствуют о наличии подготовки будущего 20-летнего поколения рабочих бывшими мастерами железоделательного промысла. Так, например, специалист молотового дела Василий Васильев сын Сафонов, обучался при заводе уже с десяти лет. Он приобретал навыки заводского металлургического производства под четким руководством своего родного брата.

Помимо этого, из таблицы видно, что представители второго поколения имели практически одинаковый опыт работы, на основе которого можно определить, что дети и внуки бывших кустарей примерно с двадцати лет становились рабочими завода.

Следовательно, несомненным представляется огромное значение кустарных промыслов в формировании рабочего состава Липецкого завода. Кроме того, необходимо отметить, что данный вывод распространяется и на остальные крупные казенные заводы Центрального Черноземья. Подтверждением могут служить сведения мастеровых и работных людей Козминского и Боринского заводов, полученные в результате второй переписи населения.

82

Таблица 9 Мастеровые и работные люди Козминского и Боринского

заводов

Специализация

КОЗМИНСКИЙ ЗАВОД

 

 

 

 

 

 

Работники первого поколения

Возраст

Стаж

 

 

 

работы

 

 

 

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Григорий Васильев

умер в

-

 

 

1738г.

 

дела

Петров сын Демин

64 года

24 года

 

якорного

Степан Савельев сын

1725(6) г.

-

 

 

умер в

 

Кузнецы

Савельев

 

 

 

умер в

 

 

 

 

 

 

1732 г.

-

 

 

 

 

Е. Алексеев

 

 

 

 

 

 

дело

Иван Марков сын Калачников

умер в

-

 

1724 г.

 

Молотовое

Петр Марков сын Калачников

умер в

-

 

 

 

1733 г

 

 

 

 

 

 

 

 

Работники второго поколения

Возраст

Стаж

 

 

 

работы

 

 

 

 

 

83

 

 

Продолжение табл. 9

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Игнат Игнатьев

48 лет

23 года

дела

Петр Терентьв сын Гончаров

53 года

23 года

 

 

 

якорного

Петр Калинин

27 лет

-

Кузнецы

Семен Калинин

26 лет

-

 

 

Аврам Павлов сын Коровкин

29 лет

 

 

 

 

 

Молотовое дело

Борис Иванов

48 лет

23 года

 

 

 

 

 

 

 

 

Захар Скаксилов

50 лет

25 лет

Кузнецы

Андрей Алексеев

40 лет

23 года

 

 

 

 

Климонт Поставалов

24 года

-

 

 

 

 

 

 

84

 

 

 

 

 

Окончание табл. 9

 

 

 

 

 

Специализа-

БОРИНСКИЙ ЗАВОД

ция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работники первого

Возраст

Стаж работы

 

 

 

поколения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доменное

 

 

А. Иванов сын Иванов

70 лет

-

 

дело

 

С. Савельев сын Романов

74 года

24 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

дело

 

 

Павел Карпов сын Елецко

84 года

-

 

 

 

 

 

 

 

Молотовое

 

 

Кирилл Иванов сын

84 года

24 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семен Леонтьев сын

57 лет

44 года

 

 

 

 

Исаев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер

литья

 

Трофим Григорьев сын

66 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кузнецы неизвестной специаль-

ности

Филипп Михайлов сын

умер в 731

-

 

Быков

г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, из табл. 9 видно, что в 40-е годы XVIII века на Козминском и Боринском заводе работали преимущественно представители второго поколения рабочих – дети и внуки бывших кустарей железоделательных промыслов. Основываясь на сведениях мастеровых и работных людей этих металлургических предприятий можно указать конкретные семьи, мужское население которых все были занято на заводском производстве.

85

Например, таковой является семья Никиты Плотникова. Его оба сына были специалистами доменного дела на Боринском заводе. Будучи примерно одинакового возраста, их стаж работы сильно различался. Скорее всего, это было связано с тем, что старшего своего сына Никита Плотников начал обучать плавки железа из руды уже с семи лет, тогда как младшего – только с пятнадцати. В качестве примера по Козминскому заводу можно отметить семью Алексеева – работника якорного дела. После смерти отца, его рабочее место на производстве занял старший сын семьи – Андрей, который также являлся кузнецом якорного дела.

В свою очередь, следует отметить, что данная преемственность поколений на Козминском и Боринском заводах подтверждает огромное значение кустарей в обеспечении рабочей силой всех крупных казенных заводов.

Однако, сравнивая процесс формирования рабочего состава трех крупных металлургических предприятий Черноземного Юга России, можно отметить определенное различие между ними. Оно было связано с резко различающимися возрастными показателями и продолжительностью жизни работных и мастеровых людей. Средний трудоспособный возраст на Боринском и Козминском заводах равнялся 50-80 годам, тогда как на Липецком заводе он составлял 40

– 50 лет. Возможно, это было связано с тяжелыми условиями работников или с невыгодным для здоровья людей местом расположения самого Липецкого завода. Однако более вероятной представляется связь с его производственной направленностью. Рабочие металлургического предприятия производили оружие, которое постоянно усовершенствовалось. Испытывать его приходилось оружейникам, а это в свою очередь, зачастую влекло за собой смерть или инвалидность, что, в свою очередь являлось причиной частой смены поколений.

Таким образом, можно определить, что история формирования рабочего состава, как частных, так и казенных предприятий ярко иллюстрирует значительную роль кустарей в создании на территории Центрального Черноземья металлургических заводов. Она заключалась не только в том, что бывшие специалисты железоделательных промыслов составляли ядро мастеровых и

86

работных людей заводов, но и в подготовке своих детей и внуков к обслуживанию крупных предприятий в будущем.

Помимо обеспечения заводов высококвалифицированными кадрами, роль кустарей также заключалась и в обследовании сырьевых районов страны, с последующим обнаружением рудоносных месторождений. Своими изыскательными работами они значительно упрощали строительство вододействующих металлургических мануфактур. Прежде всего, это выражалось в том, что будущие заводчики заранее знали о наличии или отсутствии базы, необходимой для создания более крупного производства.

Следует отметить, что рудокопные работы велись всегда. Еще в глубокой древности местные крестьяне, вооружившись обычной железной лопатой, занимались поиском залежей болотных руд. Со второй половины XVII века ими стали исследоваться отдельные железорудные месторождения. Периодом же наиболее активных разработок на территории Центрального Черноземья являлась вторая половина XVII – начало XVIII веков. Это можно подтвердить рядом примеров.

Так, в ноябре 1668 года четверо острогожских казаков, отправившись в степь для звериного промысла, обнаружили гору, из-под которой вымывалась серебряная руда. Прибыв в Съезжую избу Землянска, они потребовали у землянского воеводы встречи с государем. Объяснив ему причину, но, не назвав точного места залегания серебряной руды, Дмитрий Афанасьев, Григорий Строгов, Дмитрий и Никита Соколовы были отправлены в Москву. В Разрядной избе они рассказали о находке все подробно и передали в Серебряную палату девять фунтов руды для ее исследования. Таким образом, с помощью кустарей был обнаружен новое серебряное месторождение, расположенное на территории современного Лискинского района.

Кроме того, они зачастую открывали и залежи железных руд. Например, новое месторождение, открыл рудный мастер Родион Шавин. Им являлся район Хоперского рудного поля, у реки Третьяковской. В последствии, на его основе был построен «железный» завод на берегу реки Толычеевой.

87

Более того, следует отметить, что в начале XVIII века в поисках руды исследователи продвинулись далеко на юг. Об этом свидетельствует первый опыт эксплуатации руд Хоперского района. Здесь, между реками Дон и Хопер, на речке Толычеевой, Маниной и Шумянной, Лодыгиным М.В. и Вороновым Г. были обнаружены «рудные прииски».

Необходимо обозначить и большое значение всех этих разработок местных месторождений. Во-первых, они обусловили определенную политику правительства, которая заключалась в установлении контроля над всеми изыскательными работами. Им были приняты законы в соответствии, с которыми всех людей, занимающихся рудоискательством, обязывали объявлять о своих находках в Рудный приказ, созданный в 1700 году. Кроме того, центральные власти пытались расширить круг лиц, занимающихся данным промыслом. По «Горному узаконению» разрешалось «приискивать руды» всем, не зависимо от «чина и достоинства». В 1719 году, Петр I подтвердил данные права «Берг привилегией». Согласно этому документу разрешалось «искать, копать и плавить металлы, как на собственных землях, так и на казенных».

Во-вторых, активная разработка кустарями рудных месторождений привлекла к ним внимание государства и предпринимателей, которые приступали к строительству металлургических заводов. В качестве примера можно привести разработку Липецко – Студенецкого рудного поля. Его залежи были огромными и представляли собой бурые железняки, которые легко плавились и поддавались кустарной обработке. Впоследствии открытие данного месторождения во многом обусловило создание в Липецком уезде крупных казенных заводов.

Таким образом, объективно обусловленной представляется значительная роль кустарей в подготовке сырьевой базы для строительства на территории Центрального Черноземья металлургических заводов.

При этом следует иметь в виду, что все они возводились в районах активного развития кустарной металлургии. Среди них лидирующее положение занимали Елецкий и Воронежский уезды. Здесь, практически все частные предприятия строились на основе мелкого производства. Ярким примером является завод Василия

88

Орехова, возведенный в Елецком уезде на базе нескольких сыродутных горнов, в середине XVIII века. Впоследствии, за счет увеличения количества горнов, действующих молотов, возведения плотины и других заводских сооружений, он постепенно расширялся.

Всвою очередь это обуславливало усиление производственной мощности предприятия. Так, если в 1751 году она равнялась 1655 пудам, то уже в 1752 – 4525 пудам, а в 1755 составляла 6058 пудов в год.

Вобеспечении подобной продуктивности завода важную роль играли местные кустари. Будучи знакомыми, с крупным производством, они смогли организовать работу на высоком уровне. В этом им помогли навыки и опыт, полученные на Тульских металлургических заводах, куда они неоднократно посылались. Первый раз, еще в 1655 году, по указу из Москвы, Елецкий воевода выслал группу кузнецов на Городищенские заводы. В августе же 1701 года артель мастеров железоделательных промыслов отправлялась и на строящийся Верхне-Липецкий завод.

История возникновения и развития данного металлургического предприятия свидетельствует о первой попытке предпринимателей организовать в Елецком уезде крупное

производство, на основе мелкого.

В Елецкой провинции, кроме завода Василия Озерова, можно обозначить, по крайней мере, еще три средние мануфактуры. Ими являлись металлургические предприятия Зотова, у деревни Болохне, Криворотова у сел Козне и Гнилуше, а также завод Вышегородцева, построенный в Ливенском уезде.

К тому же известно указание Берг-коллегии от 16 декабря 1723 года, в соответствии с которым Меркулу Онкудинову предписывалось создать на свои собственные деньги железный водяной завод на земле его помещика – Захара Зыбина. Предполагалось вести строительство в Ливенском уезде у села Гнилуше. Условиями его возведения являлось обязательство Онкудинова объявлять о количестве изготовленных изделий в Берг-коллегию и своевременно выплачивать фиксированный налог

– 1/10 часть с пуда готовых изделий или железа. Однако до сих пор

89

не представляется возможным однозначно определить, строился ли вообще этот завод.

На территории Елецкого уезда наблюдалось также множество мелких металлургических предприятий, владельцами, которых являлись преимущественно кустари. Состоявшие из двух горнов они действовали в основном одно десятилетие. Согласно ревизии крестьянских домен 1720 года, Берг-коллегия в окрестностях Ельца установила наличие восьми домен. Пять из них принадлежали кустарям-крестьянам и одна – посадскому человеку. Столько же было зарегистрировано в Засосенском стане.

В данных домнах производилось кричное железо, поступавшее в город Елец для дальнейшей обработки. Они имели примитивное устройство. Для дутья использовались кожаные меха, длиной четыре фута. В движение они приводились с помощью рукоятки. Горны, в которых осуществлялись плавительные операции, были небольших размеров, всего три фута высотой. На время плавки передняя стенка закладывалась камнями. Она открывалась только для извлечения готовой крицы.

Через два года, в 1722 году количество домен осталось неизменным. Это подтверждают донесения в Берг-коллегию ельчанина Селуяна Черного. В соответствии с ними, в Елецком уезде было зарегистрировано восемь «железных заводов домен». В селе Студенцы были обозначены домна Ярмолая Комаревцева, Григория Григорьева сына Писарева; в деревне Казачей – домна Сергея Первухина; в деревне Юрьевой – Кирила Назарова; в деревне Болохны – Семена Воронина, вдовы Никитинской жены и в селе Алисове – Данила Черпухина и Ефтифья Болотова.

Эти владельцы мелких предприятий пытались перейти в разряд собственников крупных вододействующих заводов. Естественно они имели определенные капиталы, накопленные в результате обслуживания свободного рынка и ростовщичества. Несмотря на то, что в допетровской Руси взимание процентов как несовместимое с нормами христианской морали считалось предосудительным, данный вид экономической деятельности всегда практиковался. Подтверждением может служить факт ростовщичества, зарегистрированный в Елецком уезде во второй половине XVII века. Так, елецкий кузнец Николай Слепушкин

90

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]