Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

634

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
3.11 Mб
Скачать

венных отношениях, в общении с людьми. Поэтому понятие «личность» следует раскрывать через практическую деятельность, поскольку именно она представляет собой основу формирования и развития личности. Чем полнее мы изучаем общение между людьми, межличностные отношения, тем глубже познаем суть и структуру любого, кто вступает в эти отношения. Следовательно, основу личности составляет стойкая система общественно значимых черт, которые проявляются в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и возможности определенного влияния на события, происходящие в обществе, а иногда и в мире.

Такое понимание личности говорит о сложной внутренней структуре этого феномена, включающей в себя физическую, социальную и духовную составляющие.

Физическая составляющая личности – это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической составляющей личности часто относят одежду и домашний очаг, которые являются важной характеристикой сущности личности. Не зря по этому поводу в пословице говорится, что «человека встречают по одежке». К компонентам физической личности можно отнести все, что создано ее руками, а также интеллектом, – бытовые украшения, коллекции, рукописи, письма и т.д.

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе.

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

171

У понятия «личность» бесчисленное множество трактовок. Но практически все они сводятся к одному: это живой, биогенный человек с предложенной ему обществом свободой и ответственностью. Человек культуры, человек-личность сам определяет содержание своего поведения. Он переживает душевные коллизии, выдерживая или не выдерживая борьбу различных мотивов. Отвечает за поступки как их автор. Личность рационально контролирует свои аффекты, но сама эта рациональность окрашена чувствами, обусловлена телесными потребностями и служит продолжению его жизни как целостного биосоциального существа.

Кстати, если говорить о тенденциях современного общества, то для всё большего количества людей становится характерным именно этот диагноз: психически здоров, но личностно болен.

Жизненное пространство – это среда обитания человека, позволяющая ему так или иначе воспроизводить и совершенствовать свою жизнь, совокупность элементов, составляющих естественную и социокультурную основу воспроизводства жизни как биосоциального существа.

Личное пространство – область непосредственного окружения личности, активно ею охраняемая, вторжение в которую вызывает состояние дискомфорта. Его границы строго не фиксируются и меняются в зависимости от психологических особенностей и социальных отношений личности с другими людьми.

Личное пространство связано с факторами индивидуального поведения – полом, возрастом, особенностями личности и т.п.

Восновании почти всех теорий личности лежит предположение

отом, что личность представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность её действий и предсказуемость

её поведения и придаёт её поступкам закономерный характер. Но не только это. Необратимость жизни требует особого отношения человека ко времени своей жизни – своевременности. Своевременность – это способность человека определить соответствие логике событий своих внутренних возможностей: одни люди зависят от хода

172

жизненных событий, едва успевая за ними, другие – предвидят, организуют и направляют их.

Но иногда человек даже неосознанно ставит себе сроки, оценивая их несовпадение как жизненную неудачу. Сознание, что не успел вовремя жениться, получить образование, сделать карьеру, существенно снижает самооценку личности и её удовлетворенность жизнью.

В самом общем виде развитие личности – это возрастание её возможностей, возрастание и умножение личностного времени. Индивидуализация идёт интенсивно.

Одиночество – возможность не торопясь подумать о себе и своей жизни. Одиночество, как это ни странно, стимулирует творческие способности. Вы не одиноки. Вы независимы от надоевших вам людей и нудных обстоятельств.

Очевидно, что существуют типы людей, самоорганизующихся во времени, и типы, которыми нужно руководить.

Надо ли предоставлять человеку в избытке время для выполнения той или иной работы, если он сделает её в последнюю минуту?

Поэтому сила личности – это всегда индивидуально выраженная сила того коллектива, того «ансамбля» индивидов, который в ней идеально представлен, сила индивидуализированной всеобщности устремлений, потребностей, целей, ею руководящих. Это сила исторически накопившейся энергии множества индивидов, сконцентрированная в ней, как в фокусе, и потому способная сломать сопротивление исторически изживших себя форм отношений человека к человеку, противодействие косных штампов, стереотипов мышления и действия, сковывающих инициативу и энергию людей.

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определённой активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе и оценка своих возможностей и образуют самосознание.

Сознание человека – одновременно и его самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе и отношения к другим людям, словом, себя как особой и единой личности.

173

Самосознание не существует отдельно от целостного потока сознания как совершенно обособленное от него. Самосознание – своеобразный центр нашего сознания.

Любое самостоятельно мыслящее существо всю жизнь занято самопознанием.

Интенсивность жизни такова, что человеку часто даже некогда задуматься о том, чего он хочет от жизни и так ли он живёт. Власть над жизнью приобретают дела, а сам человек незаметно оказывается только ответчиком за то, сколько он успел сделать.

Не лишне спросить себя:

1.Ты живёшь в соответствии со своими потребностями?

2.Имеешь ли жизненные перспективы?

3.Миришься ли со своей неудовлетворённостью жизнью?

4.Как соединяешь в своей жизни то, что хочешь, что можешь

ичто должен делать?

Необходимо знание, понимание самого себя. Работа разума в сфере мотивации заключается в том, чтобы объяснить рациональными причинами импульсы, иррациональные по своей сути.

Вот прописные истины о самопознании:

1.Нельзя изучить себя, не пытаясь себя изменить.

2.Нельзя изменить себя в желаемую сторону, не изучая себя постоянно.

3.Нельзя изучить себя, не изучая одновременно с равной заинтересованностью других людей (хотя бы одного индивида, но чем больше, тем лучше).

4.Нельзя изучать человека холодно: таким путём человек, природа его, противится изучению, он становится непознаваем.

5.Ни себя, ни других нельзя изучить иначе как в деятельности и общении, таковы наши особенности.

6.Изучение и самоизучение человека принципиально независимы, поскольку человек – открытая система, он всегда становится,

ане существует.

Собранные и организованные люди часто бывают раздражительны или застенчивы: один теряет контроль над собой при публич-

174

ных выступлениях, другие – на экзаменах, третьи – только в интимных ситуациях, четвёртые – в общении с одним-единственным человеком, например, с самим собой. Словом, у каждого есть свои сферы наименьшего и наибольшего самоконтроля. И вряд ли необходимо, чтобы человек всегда одинаково владел собой.

Люди, которых «несёт» – в ссоре ли, в симпатиях или употреблении напитков, – в какой-то миг ещё знают, что говорят и делают не то, чувствуют не то, но остановить себя они не могут.

Мы по-разному настраиваем себя, отправляясь на похороны или на свадьбу. В нашем настрое всегда есть что-то для себя и для других, нереально это разделять.

Поэтому саморегуляция личности включает:

обучение навыкам психофизической регуляции;

повышение культуры эмоциональных переживаний;

совершенствование навыков межличностной коммуникации;

развитие навыков управления внешними ситуациями.

Лишь с 3 лет ребёнок начинает вести и познавать себя в качестве субъекта, отличного от других.

Первые реакции ревности обычно наблюдаются у ребёнка в 9 месяцев, правда, они примитивны и стереотипны. Самосознание не является исходным и простым, оно представляет собой очень сложный результат психической активности.

Активность личности может носить стихийный характер и достигать оптимальности случайным, подражательным путём.

Проблема социальной адаптации является одной из самых сложных в современной социологической теории. Это объясняется как неизменно ускоряющейся динамикой общественного развития, так и продолжающимися дискуссиями представителей различных социологических школ и направлений.

Хотелось бы отметить важность этнического аспекта социальной адаптации для России в целом и особенно для СевероКавказского региона и Украины. Думается, что успешная социальная адаптация невозможна без решения проблемы корреляции системы ценностей отдельной этнической группы и ценностей этнического

175

большинства. Очевидная несовместимость ценностных ориентаций внутри одного общества не только ведет к возникновению напряженности в межэтнических отношениях, но и затрудняет социальноадаптационные процессы в целом.

В свою очередь, добровольная адаптация имеет место тогда, когда согласование личности со средой не противоречит прежней системе ценностей, открывающимся возможностям. Она происходит, если декларируемые принципы и нормы социального бытия «вписываются» в систему значимых интересов и потребностей человека или даже создают более благоприятные условия для реализации таковых; ценностные ориентации, ранее свойственные индивиду, изменяются в новых условиях без особого напряжения и сопротивления с его стороны.

Вынужденная адаптация имеет место тогда, когда направления и методы преобразований противоречат представлениям и установкам индивида. Она обнаруживается, если индивид, не принимая нового, попытается изменить социальные ценности и поведенческие модели, вводимые средой, но эти попытки оказываются безуспешными, отчего ему приходится подчиниться правилам. Противясь новому, но опираясь на свой прошлый опыт, социальное поведение, индивид вынужденно подчиняется.

Таким образом, вынужденная адаптация, как и добровольная, формируется и на уровне сознания, и на уровне поведения. Поскольку одним из главнейших критериев общественного прогресса служит обеспечение возможностей развития личности по законам ее социальной жизнедеятельности, постольку при выборе направлений реформирования социально-экономической системы предпочтение следует отдавать стратегиям, способствующим расширению или по крайней мере сохранению области свободы как можно большему числу индивидов. Адаптация может быть активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее, и пассивной – когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Показателем успешной адаптации (адаптированности) является высокий социальный статус индивида в данной среде, также его психо-

176

логическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, награждением, организацией).

Показателем низкой социальной адаптации (адаптируемости) является перемещение индивида в другую социальную среду – маргинализация (текучесть кадров, миграция, разводы, аномия и девиантное поведение).

Успешность социальной адаптации зависит от характера среды и индивида. Чем сложнее новая среда (например, больше социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше социальная неоднородность), тем больше происходит в ней изменений, тем труднее для индивида. В любом случае социальная практика должна исходить из двух принципов. Во-первых, индивиды должны располагать возможностью включаться в новые модели поведения добровольно, по мере осознания своих преимуществ от приобщения к новым ценностям и способам социальных действий. Во-вторых, коль скоро индивиды не воспринимают те цели, которых общество намеревается достичь, они вправе рассчитывать на возможность для воспроизводства по законам собственной жизнедеятельности.

Разумеется, оба способа относятся к разряду идеальных и на практике не могут быть полностью реализованы. Но в любом случае их можно рассматривать как императив социальной практики.

Другим видом нарушения норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых обществом ценностей. Такая разновидность девиации свойственна революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющимся против общества, членами которого они являются. Здесь девиация выступает как проявление неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

Социальная типологизация – важное средство регулирования процесса социализации, социальной политики в сфере образования, воспитания, духовной культуры.

177

Оптимизм и пессимизм – не просто умонастроение личности, они представляют собой её совершенно разнонаправленную практическую ориентацию в мире.

Оптимисты – это люди, придерживающиеся в целом положительных ожиданий в жизни, а определяющая черта пессимистов – ожидание от жизни худшего. Для пессимистов обычно характерно плохое, подавленное настроение, уныние, тогда как оптимистам свойственно хорошее, радостное эмоциональное состояние. Оптимисты верят в лучшее, в будущее, в себя, свое окружение и в то, что неудача носит временный характер, что ее причина разового свойства и что виновно в ней стечение обстоятельств. Пессимисты же верят

вто, что неудачи будут длиться долго, погубят все, что бы они ни делали и виноваты в них они сами.

Экспериментально доказано, что оптимисты, фокусирующие своё внимание на положительной стороне бытия, видят желаемые цели как достижимые и продолжают прилагать усилия ради достижения этих целей, даже когда прогресс идёт медленно или трудно.

Пессимисты же, акцентирующие внимание на негативной стороне жизни, считают свои желаемые цели недостижимыми и отказываются заранее предпринимать ради их осуществления какие-либо усилия.

Вотличие от оптимистов пессимисты обладают низким потенциалом для преодоления жизненных трудностей.

Всоциологическом плане в разные периоды истории доминирует либо пессимизм (например, в Средневековье), либо оптимизм (эпохи Возрождения и Просвещения). Рассмотрим их наиболее существенные различия.

Пессимистические настроения обычно начинают преобладать

впериод затяжных войн, социальных сложностей или хронических экономических кризисов. Затяжные экономические кризисы не могут не отразиться даже на самых непримиримых оптимистах.

Оптимизм как тенденция появляется со стабилизацией социальной обстановки и развитием качества жизни людей.

Пессимисты применяют неэффективные, нерациональные, мало- и непродуктивные способы преодоления материальных лишений:

178

отстранённое принятие ситуации, смиренное бездействие, обвинение себя и других, стратегии избегания и депривационная адаптация. Пессимиста отличает внутренний дискомфорт.

Временная перспектива у пессимистов крайне укорочена, что свидетельствует об их низком интересе к жизни, отсутствии какихлибо целей и созидательных планов.

Пессимисты характеризуют окружающих как людей неудачливых, пессимистичных, деструктивных, бедных, что свидетельствует об их низкой корпоративности. Оптимисты, напротив, описывают своё социальное окружение в положительных терминах, как удачливых и состоятельных, нравственных и отзывчивых, патриотичных и оптимистичных.

Данные исследований показывают, что пессимиста отличает внутренний дискомфорт, выражающийся в подавленном настроении, в неудовлетворенности качеством своей жизни, в ощущении себя несчастливым, тогда как для оптимиста характерна внутренняя гармония, бодрость, ощущение счастья, удовлетворенность разными сторонами жизни.

Ожидание худшего, свойственное пессимистам, и ориентация на лучшее, присущая оптимистам, сбываются в жизни. Согласно результатам исследований, такие ожидания осуществляются почти

встрогом соответствии с их знаком. В период экономических реформ пессимисты в основном терпят неудачи, теряют прежний экономический и социальный статус, портят отношения с окружающими, теряют здоровье. В общем, жизнь большинства из них меняется

вхудшую сторону. Оптимистам же больше сопутствует удача, многие из них повышают социальное и материальное положение, укрепляют взаимоотношения с окружающими, в итоге качество их жизни, как правило, улучшается.

Данные исследований показали, что в отличие от оптимистов, пессимисты обладают весьма низким потенциалом для преодоления жизненных трудностей. В их суждениях преобладает неспособность и нежелание как-то изменить ситуацию, нежелание и неспособность добиться поставленной цели, в то время как у оптимистов стратегии

179

обхождения с экономической и личностной недостаточностью более рациональные и эффективные. Пессимисты применяют в большинстве своём непродуктивные, пассивные и нерациональные виды деятельности, они гораздо хуже по сравнению с оптимистами адаптированы к новым условиям жизни.

В целом позитивный взгляд на жизнь свидетельствует о жизнеутверждающих, созидательных, располагающих к совместной деятельности диспозициях личности, тогда как негативный характеризует низкий интерес к жизни, слабую волю и мотивацию, иррациональную, непродуктивную и малопривлекательную жизненную стратегию.

Таким образом, социологические типологии личности весьма разнообразны, смотря какую из них взять за основу.

§ 2. Эстетическая личность

Казалось бы, об эстетическом достаточно известно, чтобы иметь представление об эстетической личности. Однако на самом деле о нём сегодня говорить также трудно, как и 25 столетий назад, когда об этом впервые обмолвился Платон. А потому, прежде чем рассуждать об эстетической личности, приходится начать с рассмотрения специфики эстетического, существующих его толкований.

В наиболее известных нынче учебниках по эстетике эстетическое трактуется как всё то, что имеет общечеловеческое значение или как гармония человека и универсума. То есть эстетическим признаётся либо общезначимая ценность, либо особая форма взаимосвязи человека и окружающего его мира. Однако эстетическое ни тем, ни другим не является уже потому, что в приведённых его толкованиях ему не присуща ни ценностная, ни качественная единственность. Первая дефиниция эстетического не исключает наличия многообразия этнических и других социальных представлений о нём, вторая – существования и других взаимосвязей человека и мира, признаваемых тоже эстетическими. К тому же в этих трактовках эстетического нет даже намёка на его чувственность, на то, что эстетическое связано с эмоциональным переживанием человека. Акцентирование же авторами общезначимости эстетического скрывает гос-

180

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]