Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Механика скальных грунтов и скальных массивов

..pdf
Скачиваний:
70
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
7.56 Mб
Скачать

ГЛАВА 2 Геомеханические свойства

ненарушенных скальных грунтов

2.1. В предыдущей главе уже рассматривались прочностные и деформационные характеристики скальных грунтов и подчерки­ валось, что без их знания невозможно оценить реакцию скального массива на любое силовое воздействие. Учитывая это, при возведе­ нии наземных и подземных сооружений, взаимодействующих со скальными массивами, инженеру необходимо знать особенности деформирования и разрушения скальных грунтов.

Как указывалось выше, прочность скальных грунтов в условиях сжатия гораздо выше, чем при растяжении. Именно поэтому все сооружения, взаимодействующие со скальным массивом, стремят­ ся запроектировать таким образом, чтобы скальный массив дефор­ мировался в поле сжимающих напряжений. Однако следует иметь в виду, что и процесс деформирования скальных грунтов при сжа­ тии и растяжении протекает по-разному. Это проявляется прежде всего в том, что модули деформации в условиях сжатия больше, чем при растяжении, причем это различие увеличивается для ме­ нее прочных и плотных пород. В работе (Баклашов, Картозия, 1986) приводятся следующие данные: у норита отношение между значе­ ниями модуля деформации при сжатии и растяжении составляет 1,1, для некоторых типов сланцев оно находится в пределах 1,2-1,5, а для суглинков изменяется от 1,5 до 5,0.

При растяжении деформирование скальных грунтов практиче­ ски линейное, а разрушение происходит в течение очень малого промежутка времени. При сжатии же, даже у прочных массивных пород, отмечается нелинейность деформирования, а разрушение носит устойчивый характер.

В отличие от других строительных материалов, например метал­ лов, деформационные характеристики скальных грунтов при сжатии в известной мере условны, так как остаточные деформации, возника-

Там же указывается, что на значение модуля деформации су­ щественно влияет и скорость нагружения образца. Так, отношение средних значений модулей деформации при максимальной скоро­ сти нагружения (100 МПа/с) к значению модулей деформации при минимальной скорости (0,1 МПа/с) составляют: для известняка - 2,1; габбро - 1,75; песчаника - 2,0.

2.2. Поскольку деформирование скальных грунтов представля­ ет собой сложный физический процесс, в инженерных расчетах принимается ряд допущений, вследствие чего истинное деформи­ рованное состояние материала идеализируется. Наиболее простой моделью является модель линейно-упругого тела. Ее преимущест­ во заключается в возможности использования хорошо разработан­ ного аппарата теории упругости. Однако положение о линейно­ упругом деформировании ведет к существенным противоречиям, особенно при значениях напряжений, близких к пределу прочнос­ ти материала, т.е. в той области напряженных состояний, которые представляют наибольший интерес для инженеров. Более предпо­ чтительной является модель, которая воспроизводит нелинейную работу скальных грунтов, но число параметров такой модели по сравнению с линейной значительно увеличивается; при этом опре­ деление части этих параметров требует трудоемких эксперимен­ тальных исследований.

Опыты показывают, что деформирование материалов при сжа­ тии в значительной степени зависит от вида напряженного состоя­ ния, при котором испытывался образец. Принимая это во внимание, при изучении деформаций по разным направлениям тензор напря­ жений разделяют на две части: шаровой тензор - нормальные на­ пряжения сжатия, одинаковые по всем направлениям (гидростати­ ческое напряженное состояние), и девиатор напряжений, при котором каждой компоненты тензора напряжений вычитается ком­ понента гидростатического напряженного состояния. Например, ес­ ли при трехосном сжатии а,=Р/Л и о2=оу=ру то гидростатическое сжатие по трем направлениям равно (а,+2/?)/3, а девиаторные на­ пряжения подсчитываются как а,дов=2(а,_/?)/3 и а2дев=а3дев=-(а, - р)!3.

Такое разделение вызвано тем, что шаровой тензор отвечает лишь за изменение объема образца, тогда как девиаторные напря­ жения вызывают изменение его формы и разрушение.

Гидростатическое сжатие. При гидростатическом сжатии про­ исходит уменьшение объема скального образца и начинается про­ цесс микроразрушений, приводящий к изменению структуры; при этом образец может выдерживать очень большие давления. Испы­ тания при давлениях в несколько тысяч мегапаскалей показали, что

зз

На участке I трещины и поры закрываются, благодаря чему кривая на этом участке имеет во­ гнутую форму. На участке II де­ формируются зерна минералов и цементирующее их вещество, поэтому деформирование образ­ ца практически упругое, а зави­ симость между напряжениями и деформациями близка к линей­ ной. Участок III характеризуется

ростом существующих в горной породе микротрещин, траектории которых ориентированы вдоль направления сжатия; за счет рас­ крытия микротрещин поперечные деформации возрастают, вслед­ ствие чего коэффициент Пуассона увеличивается, а это приводит к увеличению объема образца. На участке IV интенсивно возрастает плотность микротрещин, их число увеличивается приблизительно на порядок при уровне напряжений 0,7-0,9 их пиковых значений. При дальнейшем росте сжимающей нагрузки образуется одна или несколько макротрещин, ориентированных вдоль направления действия максимальных сжимающих напряжений и разделяющих образец на несколько частей. Этот момент соответствует пиковому значению приложенной к образцу нагрузки. Участок V характери­ зуется запредельным деформированием образца, быстрым сниже­ нием его несущей способности вследствие разрушения образован­ ных макротрещинами целиков; при этом модуль деформации образца быстро уменьшается, происходит дальнейшее дробление породы, которое приводит к образованию сыпучей горной массы.

Деформирование скальных грунтов в запредельном состоянии изучено гораздо меньше, чем в допредельном. Тем не менее экспе­ риментальные исследования показывают, что и в этом состоянии поведение скальных грунтов подчиняется определенным законо­ мерностям. Например, в работе (Баклашов, Картозия, 1986) пока­ зано, что на модуль деформации в запредельном состоянии влияют те же факторы, что и при деформировании на допредельной ста­ дии: вид напряженного состояния, скорость деформирования и др. По приведенной там же полной диаграмме деформирования для алевролита, построенной по результатам испытаний с циклами на­ грузка - разгрузка в запредельной стадии (рис. 2.4), видно, что про­ цесс деформирования, являющийся переходом из монолитного со­ стояния в точке а в состояние рыхлой горной массы в точке А, можно рассматривать как процесс непрерывного накопления раз-

 

рушений. Кроме того, подоб­

 

ные испытания позволяют

 

каждый цикл нагружения

 

(1-8) рассматривать как от­

 

дельный опыт с образцами,

 

обладающими разной степе­

 

нью трещиноватости. При

 

этом каждому из них соот­

 

ветствует

свой модуль де­

 

формации

и своя пиковая

 

прочность.

 

 

Теми же авторами приво­

Рис. 2.4. Полная диаграмма деформирования

дятся данные, показываю­

а,-£, для алевролита по результатам испытаний

щие, что отношение между

с разгрузкой (Баклашов, Картозия, 1986)

поперечными и продольны­

 

ми деформациями в запре­

дельной стадии деформирования с достаточной степенью точности может характеризоваться следующей зависимостью:

ез= -Р ^ .

(2.1)

где е3/ и с7 - поперечная и продольная деформации; р - коэффи­ циент поперечной деформации в запредельном состоянии.

Из сказанного следует, что деформирование скальных грунтов в условиях сжатия тесно связано с их разрушением, которое не развивается спонтанно, а определяется процессом трещинообразования и происходит постепенно. Этот факт полностью опровергает существовавшее долгое время мнение, в соответствии с которым разрушение скальных грунтов при сжатии рассматривалось как процесс, развивающийся неустойчиво при достижении материа­ лом предела прочности, а нелинейность деформирования объясня­ лась наличием пластических деформаций.

Сложность явлений, наблюдающихся при деформировании скальных грунтов в условиях сжатия, потребовала создания моде­ лей для их адекватного отражения. Характерной чертой этих мо­ делей является то, что они представляют собой математические зависимости, содержащие определенное число параметров, часть из которых вычисляется по результатам экспериментов при слож­ ных напряженных состояниях. С учетом этих параметров можно полупить удовлетворительное согласование результатов расчетов и опытов, проведенных в аналогичных условиях. Однако физичес­ кие причины, лежащие в основе процессов деформирования и раз-

рушения материалов, остаются при этом неизвестными. Такие мо­ дели называются феноменологическими.

В последнее время получили распространение структурные мо­ дели, которые отражают физические основы поведения скальных грунтов. Преимущество таких моделей заключается в том, что в качестве исходных параметров в них используются некоторые фи­ зические константы материалов, позволяющие выразить законо­ мерности процессов, которые определяют механизм деформирова­ ния и разрушения хрупких тел. Очень перспективны в этом смысле модели, у которых в качестве исходной принимается среда, ослаб­ ленная большим числом тонких трещин (Myer et al., 1992). Подоб­ ная идеализация скальных грунтов вполне допустима, поскольку сама их структура, представляющая собой конгломерат сцементи­ рованных зерен, обусловливает наличие дефектов как внутри зе­ рен, так и на их границах. В то же время исследования показали (Орехов, Зерцалов, 1999), что наилучшим образом моделировать наличие и распространение микротрещин в скальных грунтах поз­ воляет тонкая эллиптическая трещина.

Рассмотрим тело, содержащее тонкие эллиптические трещины и находящееся в условиях сжатия (Орехов, Зерцалов, 1999). Де­ формации тела в пределах участков 1 и 2 (рис. 2.3) в этом случае можно рассчитать, пользуясь формулами

( 2.2)

где е - общая деформация элементарного объема, содержащего трещину; еупр - упругая деформация; в0™ - деформация, вызывае­ мая закрытием трещин; гзак - сдвиговая деформация, обусловлен­ ная относительным смещением стенок сомкнутых трещин.

Упругие деформации подсчитывают обычным путем. Деформа­ ции, вызываемые смыканием открытых трещин и относительным сдвигом закрытых трещин, определяют, используя решение зада­ чи (Тимошенко, Гудьер, 1974) о деформировании тонкой эллипти­ ческой трещины в поле сжимающих напряжений (рис. 2.5).

В работе (Орехов, Зерцалов, 1999) показано, что деформации смы­ кания открытых трещин в сжимаемом теле можно определить с по­ мощью выражений

(2.3)

где Е0 - модуль упругости среды, включа­ ющей трещины; р0 - угол, в пределах ко­ торого открытые трещины, при данном уровне сжимающих напряжений, закры­ ваются; Стр - полудлина трещины, р,р - число трещин (плотность) в единичном объеме; £=ст2/ст, - отношение минимально­ го главного нормального напряжения к максимальному.

Соответственно деформации относи­ тельного сдвига стенок сомкнутых тре­ щин определятся выражением

Рис. 2.5. Тонкая эллиптическая

трещина

где (J3max -Pmn) - сектор, в пределах которого имеется сдвиг. Поскольку деформирование каждой сомкнутой трещины про­

исходит в условиях чистого сдвига (Орехов, Зерцалов, 1999), то

„зак

„зак

(2.5)

е 2

= £ 1

Теперь уравнения для определения суммарных деформаций трещиноватого тела в условиях сжатия в пределах участков 1 и 2 можно записать в окончательном виде (в приращениях):

dz,

l - * v „ .

 

Р о+ ^ О -О Ф тах -Р тш ) da,;

= -

da'

” Ё Г Ртр

1

Еп

 

 

k - v 0

 

( 2. 6)

 

 

't P o - j(1-^)(Pmax-Pmin) dax;

de2=~ E iT da'

~ к Г Ргр

 

Как уже отмечалось, начало участка 3 соответствует началу микротрещинообразования. У сомкнутых трещин наблюдается взаимное смещение стенок, вызывающее деформации сдвига. В ус­ тье части трещин, в условиях сдвига, возможно появление растя­ гивающих напряжений, вызывающих появление вторичных тре­ щин. Так образуется трехзвенный разрез, состоящий из трещины сдвига и двух трещин отрыва (рис. 2.6).

 

о

Как видно,

трещины

отрыва

 

 

первоначально

развиваются

по

 

 

криволинейной

траектории, стре­

 

 

мясь к направлению максимально­

 

 

го сжимающего напряжения. При

а

^

wэтомЛV A 4 сдвиг

сомкнутыхV V A U A V A A J А

трещинЛ, * « \

2

обусловливает нелинейность

про­

 

 

 

дольных деформаций, а раскрытие

 

 

трещин отрыва

-

возрастание и

 

а

нелинейный характер поперечных.

 

Трение, возникающее при закры­

 

 

 

Рис. 2.6. Трехзвенный разрез:

тии трещин, способствует их ус­

 

1- трещина сдвига;

тойчивому

распространению,

т.е.

 

2 - трещина отрыва

появление

первой

ответвившейся

 

 

трещины

не приводит к общему

разрушению тела, а является лишь началом этого процесса.

Из анализа кривых изменения критических напряжений а,19, при которых начинается развитие исходных, имеющихся в скальных грунтах, сдвиговых трещин, в зависимости от угла наклона р к линии действия ст, в условиях одноосного сжатия при разных значениях ко­ эффициента трения между стенками трещин р (рис. 2.7) следует, что каждому значению р соответствует критический угол наклона трещины, при котором начинается микротрещинообразование.

Например, при р=0,7 критическое напряжение, при котором на­ чинается рост первой трещины, равно а1кр=27,5 .

В целях определения значений а,19 для хрупких материалов ис­ пользуют уравнение, которое для скальных грунтов сводится к предложенному Макклинтоком и Уолшем модифицированному критерию Гриффитса (McClintok, Walsh, 1967):

(2.7)

где Rp - предел прочности на одноосное растяжение; а2 - мини­ мальное главное сжимающее напряжение; ц - коэффициент тре­ ния в плоскости сдвиговых трещин.

При напряжениях, превышающих ст,19, т.е. при увеличении сжа­ тия, начинают также развиваться соседние трещины, углы наклона которых больше или меньше критического значения, в результате чего образуется сектор -p^pin симметричный относительно р*9

Рис. 2 .7. Зависимость отношения a,/Rp от угла на­
клона исходных трещин р и коэффициента трения |! (Орехов, Зерцалов, 1999)

В пределах этого сектора реализуются условия роста исходных сдвиговых тре­ щин.

Задача формулирова­ ния условий подрастания вторичных ответвившихся трещин отрыва и опреде­ ления возникающих при этом деформаций являет­ ся одной из основных при изучении процессов де­ формирования и разруше­ ния скальных грунтов в поле сжимающих напря­ жений. Ее точное, решение связано с большими труд­ ностями, однако имеется

ряд работ (Myer et al., 1992), в которых указанная задача решается с принятием ряда допущений. В работе (Орехов, Зерцалов, 1999) эта задача решалась методом конечных элементов с использованием факторного анализа и метода планирования экспериментов.

Рассматривался фрагмент, который содержал трехзвенйый раз­ рез, состоящий из начальной трещины сдвига и двух ответвивших­ ся трещин отрыва (см. рис. 2.6).

Исследования позволили получить факторные зависимости, в которых функцией отклика были деформации микротрещинообразования фрагмента в направлении действия главных напряжений. Варьировались следующие факторы: р - угол наклона исходной трещины к линии действия максимального сжатия; а2/а ,кр и а,/ст,кр - отношения действующих нормальных напряжений к на­ пряжениям, при которых начинается процесс микротрещинообразования. Факторные зависимости имели вид

~ мет

_

-0,542-10 '3 -0,276-10 '5Л. + 0,613-10'2- ^ - + 0,326-10

-3

&сл!

у

а ?

ткР

+ 0,655 • 10'4Р + 0,641 • 10’7R 2-0,405 • 10‘6Л,,р-0,333 • 10'3 — Р-

-0,395-10 '4 -^ - р

а*р , °| У