Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

213274

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
365.91 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВОРОНЕЖСКОЕ ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ В АСПЕКТАХ СЛАВЯНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

ЧАСТЬ I. ОЙКОНИМИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Учебно-методическое пособие для вузов

Составитель Т. В. Карасёва

Издательско-полиграфический центр воронежского государственного университета

2011

Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 16 марта 2011 г., протокол № 7

Рецензент кандидат филологических наук, доцент Е. В.Сидорова

Учебное пособие подготовлено на кафедре славянской филологии филологического факультета Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 3 курса дневного и вечернего отделений филологического факультета Воронежского государственного университета.

Для специальности 031001 – Филология

2

ОЙКОНИМИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Во многих городах бывал я России – Родины моей, Но города степного края

Мне всё ж родней, мне всё ж родней… Иван Пахомов

Терминология. Апеллятив – нарицательное имя. Оним – собственное имя.

Гидроним (греч. hidōr ‘вода’, onoma ‘имя’) – название водного объекта. Ойконим (греч. oikeō ‘населяю’, onoma ‘имя’) – название населённого

пункта.

Топоним (греч. topos ‘место’, onoma ‘имя’) – название географического объекта (населённого пункта, водного объекта и т. п.).

Народная этимология – не научное объяснение происхождения иноязычных названий, основанное на сходстве с каким-либо словом родного языка.

Городище – остатки укреплённого поселения или города.

Колодезь – ручей (часто вытекающий из родника) или небольшая речка. Поляна – ровное, безлесное место, ограниченное лесом, болотом или

оврагом, пригодное для пашни и поселения.

Сторожа – небольшой конный пост в степи на случай нападения кочевников.

Урочище – часть местности, чем-либо отличающаяся от окружающей. Ухожай – место, используемое для различных промыслов наездами. Юрт – откупное владение, земля (откуп – исключительное право, предоставлявшееся за определённую плату частным лицам (откупщикам)

на сбор налогов, продажу товаров и т.д.).

Важность изучения ойконимов. Знание истории родного края невозможно без знания не только истории населённых пунктов, но и их названий. Учёные не раз говорили о «ценности собственного имени как своеобразного компонента национальной культуры», выделяя при этом топонимы как названия, «содержащие наиболее ценную и богатую этнолингвистическую и историческую информацию» [21, 7-8].

Происхождение ойконимов. В VI в. в лесостепной полосе Подонья появляются земледельческие племена славян, вытесненные отсюда в IV в. гуннами.

ВVI-VII вв. соседями донских славян на юге являются аланы, на юговостоке – хазары.

ВVIII-IX вв., передвигаясь с востока на запад, в Подонье на длительное время останавливались венгерские племена.

ВXVII-XVIII вв. идёт переселение в Воронежский край украинцев.

3

Как видно, в Подонье в разное время жили народы, языки которых относились к различным языковым группам – славянской, иранской, тюркской, финно-угорской. Неудивительно, что «топонимы обычно старше языка народа, живущего в данный момент на этой территории, и часто лишены уже этимологической прозрачности, внутренняя форма их стёрта, забыта, но она не случайна» [7, 83-74]. Используя данные истории, лингвистики и географии, можно объяснить содержание и форму практически любого ойконима. В отношении «тёмных» названий, происхождение которых до сих пор остаётся неизвестным, высказываются гипотезы. При этом «чем больше разных толкований, тем менее убедительно каждое из них, отдельно взятое» [25, 73], т. е. «достоверность этимологий обратно пропорциональна их количеству» [20, 25].

Лексические параллели. Воронежская ойконимия имеет целый ряд совпадений с географическими названиями современной Черниговской области (Украина). Это является свидетельством того, что в конце XI – начале XII в. территория Черниговского княжества, в результате колонизации, включала бассейн рек Дона и территорию современной Воронежской области. Последующее выделение из состава Черниговского княжества Муромо-Рязанской земли привело к включению северной части Воронежского края в границы Рязанского княжества.

Народная этимология. Учёные полагают, что «совсем отметать сказания нельзя. В них есть какая-то крупица реальности, отражение какого-то, пусть сильно изменённого, но подлинного факта» [26, 26]. Особенно много легенд связано с именем Петра I, причём они «возникли скорее всего в XIX веке, когда конкретные детали, факты деятельности Петра I в Воронежском крае уже забылись» [11, 53]. Иногда «бывает, что предания подтверждаются историческими документами. Но обычно в них есть лишь доля истины, а остальное – вымысел, красивая сказка» [11, 4].

ОЙКОНИМ «ВОРОНЕЖ»

Дабы пресечь татарских орд свирепость, Святую Русь от нехристей сберечь, Царь повелел Рубить на взгорье крепость

И оную Воронежем наречь.

Анатолий Жигулин

Не надо экскурсоводов, я сам разберусь в истории города, славу которого

века – и те не сотрут.

Олег Шевченко

4

ВОРОНЕЖ (1585 или 1586) ← 1) гипотеза «о трёх, исторически связанных между собой, Воронежах на Руси» [10, 100]: ← р. Воронеж (упоминается в XII-XIV вв.) ← на Украине в Су´мской области (бывшая Черниговская земля) существует пос. Воронеж, названный по старославянскому имени его основателя – древнерусского князя Воронега (ср. названия русских городов: Радонеж, Веленеж, Андронеж). Историки доказали, что именно этот Воронеж является самым древним. Позже украинские переселенцы из Черниговской земли назвали так новое поселение на берегу реки, затем и сама река получила название Воронеж. Так на южной окраине Рязанской земли (современная Липецкая область) появился второй Воронеж, впервые упоминаемый в летописях 1117 г. (Ярополк «бежал на Воронаж») и уничтоженный татаро-монголами: «С именем Ярополка Ростиславича связано первое упоминание слова Воронеж в русских летописях: Лаврентьевской, Ипатьевской, Никоновской и др. В 1117 г. после неудачной битвы рязанских князей с владимиро-суздальским князем Вселоводом Большое Гнездо на речке Колокше князь Ярополк Ростиславич, по сообщению летописей, «бежал на Воронеж». Дореволюционный краевед С. Е. Зверев выдвигал предположение о том, что в составе Рязанского княжества во второй половине XII в. существовало удельное Воронежское княжество и что Ярополк являлся тогда воронежским удельным князем. Это мнение, однако, поддержки не получило» [10, 249]. Итак, ««Воронеж» впервые упоминается в русской летописи под 1177 годом в связи с феодальной борьбой рязанских и владимирских князей, затем – в летописях под 1237 и 1380 гг. Большая часть историков связывает его с левобережной территорией Подонья, но, однако, в последние 30-35 лет выдвигается предположение, что в летописи идёт речь о Сумской области» [14, 103]. Поэтому «дело – за дальнейшими поисками, за документальным подтверждением имени Воронег, которое пока не отражено в каких-либо письменных источни-

ках» [25, 73]; 2) «слово Воронеж – славянского, русского происхождения, оно было

дано реке славянским племенем вятичей и, возможно, сначала звучало как Ворона» [11, 24-25]. «По нашему мнению, в X-XI веках… несколько рек донского бассейна назывались одним именем – Ворона. <...> Косвенным подтверждением этого является употребление в документах XII-XIII веков термина Великая Ворона. <...> Раз река называется Великой Вороной, то должна быть и другая река Ворона, Малая, причём где-нибудь поблизости. <...> Тогда одну из них могли называть – Ворона, а другую, как это было принято, – Ворона ж (в смысле ‘Ворона тоже’). <...> Эта гипотеза объясняет появление непонятной с виду буквы а в древнем написании реки – Воронаж. Следует также учесть, что в древнерусских текстах слова не отделялись друг от друга, всё писалось слитно. <...> Так, в XII веке жители Подонья могли называть реку ещё Вороной, а в письменных памятниках уже появилось слово – Воронаж. Но почему монах-летописец при описа-

5

нии событий 1177 года написал не Ворона, а Воронаж? <...> А. А. Шахматов, в частности, установил, что при описании событий русской истории XII века (с 1118 по 1199 год) составитель Ипатьевской летописи использовал или, вернее, просто переписал более раннюю Киевскую летопись. Значит, автором той части летописи, где написано впервые слово Воронеж, был киевлянин. Естественно, что житель Киева не мог знать подробностей географии Подонья. <...> С Киевской летописью слово Воронеж попало в Новгород, Москву, Владимир, в другие русские города, затем оно вновь вернулось в Подонье. Подонье к тому времени после страшного татаромонгольского нашествия почти запустело и вспомнить о том, что река Воронеж была прежде Вороной, было некому. Позже, в XVI-XVII веках, когда на берегах реки Воронаж возник город с таким же названием, буква а в слове Воронаж постепенно перешла в е. Окончание неж было более удобно и знакомо русским. Оно встречается и сейчас в северных районах нашей страны (например, село Братонеж во Владимирской области). Несколько веков назад много названий, оканчивавшихся на неж, имелось на Новгородской земле. Они возникли, видимо, при сокращении древнерусского слова нежарь (нежарь – ‘место, где оставалось прошлогодняя, невыжженная трава’)» [11, 26-28]. Однако «автор этого толкования вскоре и сам отказался от него» [25, 72];

3)«не могло ли название появиться в среде одного народа, а потом быть усвоено другим без понимания его внутреннего смысла?», тем более что «территория края была до IX века была заселена угро-финскими племенами» [14, 104]: морд. vir’ ‘лес’, vir’nežе ‘лесная защита’, так как «возникло из специфических условий жизни местного угро-финского населения Рязанского княжества, защищённого с юга непроходимого лесами и являвшихся преградой для набегов степных кочевников» [14, 105]. Причём, «возможно, с берегов Приворонежья вятичи переселились в указанные в летописи места и дали им названия своих старых родных мест» [14, 106] (ср. п. 1). Однако «учёными выяснено, что название Воронеж формировалось не в нашем крае, а принесено с Черниговской земли, где мордовские племена не жили» [25, 72];

4)финно-угор. *-vir- / *-vуr- ‘лес’, ‘лесной’ + тюрк. *-ounoz- /*-onoz-

‘вода’ – т. е. Воронеж ‘река, протекающая в лесу’; 5) вор ‘ограда’ + онеж ‘вода’, т .е. ‘ограда водой’ (А. Аббасов) [2, 6]; 6) тюрк. voronež ‘большая вода в большой долине’; 7) ворон [28, т. 1, 303]; 8) вороной ‘чёрный’: здесь были племена геродотовских меленхленов ‘людей в чёрных одеждах’, или меланхленов – чёрных плащей [26, 78]; 9) воронеж ‘чернь’, ‘чернота’, ‘чёрные люди’ – по прозвищу населения, которое было землепашцами;

10)ворона ‘птица’ или воронь ‘чернь, чёрная земля’ [16, 26]; ворона то ж;

11)по цвету воды (Н. П. Милонов) [14, 103]: воронить ‘чернить’; 12) вороные ‘чёрные’ вежи (Е. Ф. Панков) [2, 6]; 13) укр. воронок ‘род цветка’: «многие украинские населённые пункты имеют наименование цветов, на-

6

пример, Ромашки в Киевской области, Квитки – в Черкасской, Лазорьки – в Полтавской» + нежность [5, 4]; 14) народная этимология: ворон или ворона + ёж: «здесь были такие густые чащи, что не мог пролететь ворон», или «Пётр I увидел ворону, а внизу ежа»; 15) народная этимология: воро´н ешь – во время осады.

У О. Э. Мандельштама, который пребывал в Воронеже в административной ссылке (1934-1937), есть такое стихотворение:

Пусти меня, отдай меня, Воронеж: Уронишь ты меня иль проворонишь, Ты выронишь меня или вернёшь, –

Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож.

Заслуживает внимания и авторское прочтение названия Воронеж в стихотворении А. Вознесенского «Воронежские страдания»:

Есть смысл городов. Москва – значит, мы квасим. Наоборотный смысл Воронежа неясен. Воронеж – женоров.

ОЙКОНИМЫ – НАЗВАНИЯ РАЙЦЕНТРОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Томили нас изысканные дали: Оттава, Сан-Антонио, Далянь… А рядом с нами жили и звучали Елань-Колено… Анна… Лебедянь…

Лев Коськов

Люблю старинные названья Российских рек и городов, Они как будто изваянья Во мгле растаявших годов.

Валентин Сидоров

Известно, что «многие города Воронежского края, возникшие в XVIIXVIII вв., являлись типичными военными крепостями; после превращения некогда пограничного края в глубинную русскую территорию они не имели перспектив для экономического развития и утрачивали ранг города. <...> В настоящее время в Воронежской области насчитывается 15 городов: Воронеж, Бобров, Богучар, Борисоглебск, Бутурлиновка, Калач, Лиски, Нововоронеж, Новохопёрск, Острогожск, Павловск, Поворино, Россошь, Семилуки и Эртиль. <...> На территории Воронежской области в различные эпохи существовало ещё десять упразднённых позже городов. Это Костёнск, Ольшанск, Орлов, Коротояк, Урыв, Землянск, Тавров, Нижнедевицк, Калитва и Гвазда» [10, 83].

7

Как прекрасны твои луга И твои рассветы, Звёзды в зеркале Битюга И в дубравах ветры! Анна, Анна, Ты – краса моя!

Евгений Новичихин

АННА (1686, 1697 или 1699), пгт. (ранее слобода Аннинская: «по приказу Петра I в 1699 г. слобода была сожжена, все её жители – вольные переселенцы – изгнаны. Анна возродилась в 1701 г. как село дворцовых крестьян» [10, 9]; Анненск, Анненское) ← р. Анна [11, 71; 25, 22-23].

Известно, бытует в народе преданье – Бобрам здесь когда-то был славный приют… И кто-то из предков на первой поляне Впервые обмолвился словом «Бобров».

И. Коростелёв

БОБРОВ (1699 или 1670-е), г. (ранее слобода Бобровская (1699), с. Бобровское (1701), с. Бобровск (1701), г. Бобровск (1711), г. Бобров (1779)) ← Бобровский юрт (1685) – «сдаваемая в аренду для пушного промысла и рыбной ловли незаселённая территория в среднем течении р. Битюг» [10, 25]: «в Бобровском ухожае откупщики добывали бобров, этим он, видимо, отличался от других битюцких ухожаев» [11, 37] ← бобр [26, 65], так как это был «один из юртов, где особенно много водилось бобров» [12, 10], и «на гербе города изображён бобр, что подтверждает данную этимологию»

[24, 134].

Городок районного значения, Он, как все, по-русски щедр и прост. Богучарки светлое течение, Деревянный через речку мост.

Николай Сорокадумов

БОГУЧАР (1704 или 1717), г. ← р. Богучар (ныне Богучарка) [11, 73; 25, 39]. Родина фольклориста А. Н. Афанасьева (1826-1871). В гимназии Богучара учился (1915-1918) М. А. Шолохов.

О, город из древней семьи городов! Резные ворота, крылечки косые. Глазами твоих опечаленных вдов Тревожно мне в сердце смотрела Россия.

Анатолий Жигулин

БОРИСОГЛЕБСК (1645-1650, 1646, 1698 или 1717), г. (ранее Павлов-

ская крепость, Павловск (1698)) ← церковь (1704) в честь святых Бориса и Глеба (Борисоглебская) [26, 69]. Борисоглебск – второй по количеству жителей город в Воронежской области. Родина маршала М. И. Неделина (19021960). В Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков (ныне авиационное училище) учился (1922-1923) лётчик-испытатель В. П. Чкалов.

8

БУТУРЛИНОВКА (1740-е), г. (ранее Петровка ← сын А. Б. Бутурлина Пётр Александрович Бутурлин) ← первый владелец земли, русский вельможа, государственный деятель, крупный землевладелец, генералфельдмаршал Александр Борисович Бутурлин (1694-1767), «которому принадлежали эти земли и который перевёл сюда своих крепостных украинских крестьян» [11, 75]. Родина поэта А. П. Серебрянского (1808-1838) и художника А. А. Бучкури (1870-1942).

Края мамонские, Края раздольные Ковром раскинулись У Дона вольного.

Пётр Макиенко

ВЕРХНИЙ МАМОН (около 1720 или 1723), с. ← Верхний – по отношению к с. Нижний Мамон + Мамон: 1) р. Мамоновка [26, 73]; 2) мамон ‘богатство, кошелёк’ (тюрк.); 3) легенда: греческий путешественник, споткнувшись в реке об рыбу, воскликнул: «Мамона!», т. е. ‘несметные богатства’ [32, 21-22]; 4) легенда: здесь жили мамонты, «потом даже в Дону кости находили» [32, 17]; 5) легенда: здесь жил род Мамая [32, 46]; 6) легенда: во время путешествия Екатерина II подарила эти земли своему фавориту А. М. Дмитриеву-Мамонову [31, 242].

Белые сады, Тёмные дубравы, Тёплые дожди, Чистые снега. Я не знаю мест

Лучше Верхней Хавы – Той, что больше всех Сердцу дорога.

Евгений Новичихин

ВЕРХНЯЯ ХАВА (2-ая пол. XVII в.), с. ← Верхняя: 1) находится в верхней части р. Хава; 2) по отношению к д. Хава (ныне с. Рождественская Хава Н.-Усм. р-на) + Хава ← р. Хава [11, 105; 26, 74].

Средь широких степей с незапамятных пор Слобода Воробьёвка раскинулась вольно. Дорог сердцу её величавый простор, Всей России известен район хлебосольный.

Владимир Нуйкин

ВОРОБЬЁВКА (1730-е), с. ← первопоселенец Воробцов: «потомки Воробцова жили в селе и через 100 лет после его основания. Причём фамилия у них несколько изменилась: Горобцов, Горобченко. Несколько десятков лет назад в селе ещё показывали старый колодезь, который якобы вырыл первый житель Воробцов» [25, 66-67]; или первопоселенец Воробьёв: «иначе село называлось бы Воробцовкой» [24, 149].

9

С петровских времён и до нынешних дней Стоит «Грибанград» – Петербургу ровесник. Хоть речка Грибань превратилась в ручей, Но у соловьёв – те же самые песни.

Геннадий Зворыгин

ГРИБАНОВСКИЙ (1696 или 1703), пгт. (ранее Грибановская слобода, Грибановка, Большая Грибановка (до 1957)) ← р. Грибановка [25, 85].

А Калач калачиком свернулся Вкруг горы Пеньковой – стало быть, Он для многих чем-то приглянулся, И его непросто разлюбить.

Николай Садовский

КАЛАЧ (1709 или 1716), г. ← 1) калач ‘круглый проток, оток, впавший в ту же реку; круглый огиб реки вкруг острова или полуострова, оток’ [6, т. 2, 76], диал. ‘крутая излучина реки’ [2, 113]; ‘полукруглая возвышенность, которую обтекает река’, ‘крутой изгиб русла реки, кольцевидная старица в речных долинах, серповидное пойменное озеро, которые напоминают калач – круглый хлебец’; 2) спец. ‘хорошо обособленный эрозионный останец в долине реки’ [18, 9]; 3) тат. kal ač ‘будь голоден’ [6, т. 2, 76]; 4) тюрк. kala ‘крепость’, «но в Калаче не видно признаков крепости, да и откуда бы тогда взялась буква ч на конце» [25, 115]; 5) калач калача талача (р. Толучеевка, на месте слияния которой с р. Подгорной стоит город): «первые переселенцы назвали новое поселение по имени реки, но переделали его на свой лад, сделали его более понятным. Так, вместо тулуча, талача получилось калача, а затем – калач» [11, 81], однако «здесь объяснение названия строится на случайности, которая требует документального подтверждения» [25, 115]; 6) легенда: первые поселенцы с Украины на р. Подгорной ставили свои хаты около болота кругом, или калачом; 7) легенда: первые поселенцы, осушая болото, для укрепления грунта забива-

ли – «заколачивали» – брёвна.

Где у развилки дорог Камень огромный лежит, Полон обычных забот Скромный посёлок стоит. Кажется, будто давно Камень вот этот лежал, Кто-то, взглянув на него, «Каменка» – имя назвал.

Елена Мищенко

КАМЕНКА (с. XVIII в.), пгт. ← каменистая почва (камни на поверхности земли) [26, 99].

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]