Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
90
Добавлен:
12.11.2022
Размер:
35.17 Mб
Скачать

По мнению сторонников данного метода, перерыв в 2-3 недели между циклами облучения повышает оксигенацию опухолевых клеток, находившихся ранее в состоянии гипоксии, а соответственно и радиочувствительность. Кроме того, к преимуществам данного метода следует отнести низкий процент лучевых реакций и лучшую переносимость его пациентами.

Âцелом, следует отметить, что используемые в настоящее время методы лучевого воздействия на опухоль при РЩЖ позволяют получить удовлетворительные результаты, избегая при этом развития тяжелых осложнений.

Âнаше время считается общепризнанным, что использование радиоактивного 131I для предили послеоперационной лучевой терапии операбельных стадий РЩЖ нецелесообразно. Это связано с тем, что вводимый изотоп, в первую очередь будет захватываться сохранившейся тканью железы, что приведет к полному ее разрушению и в дальнейшем потребует пожизненного приема тиреоидных гормонов. Обоснованным этот метод ле- чения является при наличии отдаленных метастазов и при неоперабельных опухолях дифференцированного папиллярного или фолликулярного РЩЖ.

Âэтом случае использование 131I позволяет получить не только паллиативный эффект, но и клиническое излечение. Необходимым условием применения радиоактивного йода при отдаленных метастазах является выключе- ние функции щитовидной железы как фактора, стимулирующего йодконцентрирующую способность метастазов.

Âнастоящее время в послеоперационном периоде довольно успешно используется методика аблационной дозы 131I. Вначале, для уничтожения остатков ткани железы больной получает 80 мКи, а затем производится сканирование всего тела. В случае обнаружения йодконцентрирующих отдаленных метастазов доза 131I доводится до терапевтической.

Химиотерапия рака щитовидной железы

РЩЖ относится к злокачественным опухолям мало чувствительным к химиотерапии.

Дифференцированные формы РЩЖ успешно лечатся с помощью комбинированной терапии, включающей сочетание хирургического вмешательства с гормональным воздействием или с применением радиоактивного йода. Химиотерапия показана при неоперабельном медуллярном и недифференцированном раке, а также в тех случаях, когда дифференцированные формы РЩЖ не чувствительны к гормонотерапии и радиойодтерапии и в случае их анаплазии. Химиотерапия может сочетаться с лучевым и гормональным воздействием. Назначение химиотерапии показано также в послеоперационном периоде при медуллярном и анапластическом раке, это

121

связано с тем, что при этих формах рака, даже в начальных стадиях, довольно часто имеются микрометастазы.

По сводным данным, эффективность химиотерапии при РЩЖ колеблется в пределах 10-15%. Адриамицин (или его аналоги: доксорубицин, адриабластин) в виде монотерапии дают обьективный эффект в 31-45% слу- чаев вне зависимости от морфологической формы опухоли. Наиболее эффективны схемы химиотерапии, включающие доксорубицин, фторурацил, препараты платины, при низкодифференцированных опухолях – доксорубицин, препараты платины, циклофосфан, ифосфамид.

Гормональное лечение рака щитовидной железы

Гормональнальная терапия обычно используется при генерализованных формах РЩЖ, а также для предупреждения рецидива и метастазов. Как правило, эффект от гормонотерапии кратковременный, но в ряде случаев он может быть значительно выраженным и держаться довольно длительный промежуток времени.

Âнастоящее время гормонотерапия проводится как для подавления секреции ТТГ, так и в заместительных целях для профилактики гипотиреоза после хирургического вмешательства. Считается, что гормонотерапия при дифференцированных формах РЩЖ, относящихся к гормонозависимым опухолям, выступает в качестве лечебного фактора, подавляющего влияние ТТГ. При медуллярном и анапластическом раке речь может идти лишь о заместительной терапии после операции.

Âнастоящее время для послеопероационной гормонотерапии применяют: тиреоидин по 0,1гр. 1-2 раза в день, а также трийодтиронин – 80-100 мкг/сут. Все большее распространение получает тироксин, применение которого более целесообразно. Его доза составляет 0,15-0,2-0,3мг/сут.

Современные стандарты лечения рака щитовидной железы

В заключение следует отметить, что, как и ранее, основным методом лечения РЩЖ является хирургический.

При папиллярном раке золотым стандартом, принятым в Европе, является тиреоидэктомия с центральной диссекцией лимфатических узлов шеи. Исключением, в данном случае является лишь опухоль в стадии Т1, когда возможно более щадящее хирургическое вмешательство (субтотальная резекция с резекцией перешейка).

Наиболее эффективным методом лечения фоликуллярного рака является тотальная тиреоидэктомия с последующей радиойодтерапией I131, целями которой являются:

122

деструкция остаточной ткани щитовидной железы для повышения чувствительности сцинтиграфии всего тела с использованием I131 и определения уровня тиреоглобулина;

определение наличия или подтверждение отсутствия метастазов рака;

деструкция метастазов или микроскопических участков злокачественной ткани с помощью 131I, как метод профилактики рецидивов.

Способы подготовки больных дифференцированным раком щитовидной железы

êсцинтиграфическому исследованию всего тела:

отмена тироксина на 4-6 недель.

отмена тироксина, но лечение трийодтиронином в течении 3 недель

ñпоследующей отменой на 2 недели.

использование тирогена без отмены тироксина.

Схема послеоперационного ведения больных после тиреоидэктомии при отсутствии метастазов:

Введение абляционной дозы 131I + сцинтиграфия всего тела;

через 3 месяца – ТТГ + Тг (с Т4);

при уровне Тг >5 нг/мл – введение абляционной дозы 100мКи 131I + сцинтиграфия всего тела;

через 6-12 ìåñ. – ÒÒÃ + Òã (áåç Ò4) è 131I (5 мКи) сцинтиграфия;

при Тг >10 нг/мл и/или положительном результате сцинтиграфии – введение абляционной дозы 100мКи 131I и сцинтиграфия всего тела;

через12 мес. – Тг после отмены Т4:

при неопределяемом уровне Тг – ежегодное наблюдение;

при уровне Тг < 10 нг/мл и отрицательной сцинтиграфии 131I (5 ìÊè)

повторное обследование через 2 – 5 лет;

при положительном результате сцинтиграфии – введение абляционной дозы 100мКи 131I исцинтиграфия всего тела;

при уровне Тг >10 нг/мл введение абляционной дозы 100мКи 131I и сцинтиграфия всего тела.

Число курсов радиоиодтерапии может достигать 10 – 20. В настоящее время для лечения гипотиреоза после тотальной тиреоидэктомии с успехом применяется эутирокс, позволяющий обеспечить качество жизни пожилых пациентов и пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Радиойодтерапия, как вспомогательный метод лечения, показана при папиллярных и фолликулярных формах рака, после тиреоидэктомии с ли-

123

модиссекцией или без лимодиссекции, спустя 3-5 недель после хирурги- ческого вмешательства.

В то же время, радиотерапия мало эффективна при папиллярных формах РЩЖ, в тех случаях, когда опухоль имеет диаметр менее 1см и после радикальной операции, а также при медуллярном и недифференцированном раке.

Медуллярный рак щитовидной железы – аутосомно-доминантное семейное заболевание, которое может протекать в спорадической или наследственной форме, включая синдромы МЭН I и II типов. Учитывая высокую агрессивность этой формы РЩЖ, в подобных случаях выполняется полное удаление органа с обязательной лимфодиссекцией.

Несмотря на очень неблагоприятный в прогностическом плане исход при недифференцированном раке, в ряде случаев также выполняется тотальная тиреоидэктомия с лимфодиссекцией. В случае распространенного опухолевого процесса возможно выполнение циторедуктивных вмешательств, направленных на декомпрессию трахеи.

Лучевая терапия в большинстве случаев применяется по поводу недифференцированных форм рака, а также в случае выполнения нерадикальных оперативных вмешательств.

Результаты лечения рака щитовидной железы

3-летняя выживаемость при раке щитовидной железы в настоящее время, по данным большинства исследователей, составляет в среднем 70-80%; 5-летняя -40-65%. При опухолях 1 стадии 5-летняя выживаемость колеблется в пределах 79-93%, 2 стадии-54-73%, 3 стадии-21-30%,

4стадии-8-10%.

Ñучетом морфологического строения опухоли щитовидной железы в литературе приводятся следующие отдаленные результаты лечения. При папиллярном раке 5-летняя выживаемость составляет 31-98%, при фолликулярном раке 42-85%. При всех дифференцированных формах рака 5-лет- няя выживаемость составляет, как правило, 75-85%.

При этом, 73-92% больных погибают в течение первого года с момента установления диагноза вне зависимости от характера лечения.

Диспансеризация больных раком щитовидной железы

Диспансерное наблюдение за больными, получившими радикальное лечение по поводу РЩЖ, проводится поликлиническими или районными онкологами, осуществляющими периодические осмотры в установленные сроки.

124

Основные задачи, которые ставятся перед диспансерным наблюдением за этой категорией больных, сводятся к следующим аспектам:

максимальноранняядиагностикарецидивовиметастазов(основноевниманиеуделяетсялимфатическимузламшеиисредостения,легкимикостям);

выявление и коррекция тех расстройств, которые возникли в процессе проведения комбинированного или комплексного лечения (проявления гипотиреоза, ранние и поздние лучевые реакции и осложнения и т.д.);

проведение комплекса общеукрепляющих лечебных мероприятий, в том числе и решение вопроса о возможности, сроках и целесообразности санаторно-курортного лечения;

экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности пациентов, их рациональное трудоустройство в зависимости от объема и характера проведенного лечения.

Профилактика рака щитовидной железы

Касаясь профилактики РЩЖ, следует обратить внимание на эндеми- ческие по зобу регионы, в которых обязательным является проведение противозобных мероприятий. Важным является своевременное выявление и раннее адекватное оперативное лечение больных с узловыми формами зоба, аденомами и их рецидивами, а также тщательное наблюдение лиц, относящихся к группам риска (зона ЧАЭС).

В группу «повышенного риска» обязательно должны быть включены все больные с узловым зобом и аденомой щитовидной железы, пациенты с рецидивным эутиреоидным зобом. Сюда также относят людей, которые в детстве получали лучевую терапию на область головы и шеи по поводу различных по характеру доброкачественных и злокачественных опухолей, детей, находившихся или проживающих в зоне ЧАЭС.

125

ГЛАВАVI

РАК ЛЕГКОГО

Профессор Попович А.Ю.

Эпидемиология рака легкого

Рак легкого (РЛ) является одним из наиболее распространенных опухолевых заболеваний человека. С начала 80-х годов прошлого столетия РЛ в большинстве промышленно развитых стран мира занимает первое место в структуре онкозаболеваемости населения. Возрастает и смертность от РЛ, из 4, 5 миллионов жителей Земли, умирающих от рака, более 1,2 миллиона ежегодно приходится на злокачественные новообразования легких. В последние годы (2002– 2005) в мире ежегодно регистрируется 1,04 – 1,2 миллионов новых случаев РЛ, что составляет 12-13% от общего количества злокачественных новообразований. Более 60% заболевших приходится на развитые страны.

Значительно чаще РЛ поражает мужчин, в соотношении 6 : 1 к женщинам. По существу, в настоящее время каждый 20 мужчина в мире умирает от РЛ. Однако заболеваемость женского населения также продолжает увели- чиваться и за последние 40 лет практически удвоилась.

Пик заболеваемости приходится на старшие возрастные группы и достигает у мужчин старше 70 лет около 400,00 на 100 000, а у женщин – 50-60 на 100 000. Средний возраст больных 60-65 лет.

Наивысшие уровни заболеваемости в мире наблюдаются среди чернокожего населения США (99,1 – мужчины, 38,5 – женщины), в Новой Зеландии (соответственно 99,7 и 72,9) и Шотландии (79,8 и 33,7).

Высокие показатели заболеваемости мужского населения Италии (Триест) – 85,7, Словакии – 79,1, России – 69,8. Умеренные показатели отмече- ны среди мужского населения Северной Европы (24,0 – 34,0), Бразилии (28,6) и Израиля (28,0). Минимальные показатели для лиц обоего пола регистрируются в Мали и Уганде (4,2 – 5,3 мужчины, 0,4 – 1,5 женщины).

Сравнительно высокие показатели заболеваемости женского населения отмечены в Великобритании, Дании, Исландии, Гонконге и Сингапуре (23,0 – 31,0).

Украина относится к государствам с высоким уровнем заболеваемости РЛ (мужчины – 77,6, женщины –13,8). Наиболее высокие показатели (40,0 – 60,0) отмечаются в регионах с развитой металлургической и добывающей промышленностью Кировоградская, Днепропетровская, Запорожская, Донецкая, Одесская, Полтавская и Харьковская области.

126

Более низкий уровень заболеваемости в западных областях, Прикарпатье и Закарпатье.

Этиология рака легкого

Рак легкого, как редкое в то время заболевание, был описан еще в 16 веке у горняков Саксонии под названием «злокачественная лихорадка». Уже в наше время было установлено, что одной из причин заболевания могло быть высокое содержание радиоактивного газа – радона в воздухе шахтных выработок.

Неуклонный рост заболеваемости РЛ на протяжении всего 20 века свидетельствует о наличии действующих факторов вызывающих заболевание. Среди них наиболее значимыми считаются: курение табака, профессиональные вредности, загрязнение атмосферного воздуха химическими канцерогенами и радиоактивными веществами, повышенный уровень радиации. При этом суммарная роль курения и профессиональных факторов значительно выше, чем влияние загрязнения воздушной среды.

Курение является основной причиной возникновения химически индуцированного РЛ. Многочисленными исследованиями доказано, что РЛ достоверно чаще возникает у курильщиков, 75 – 86% опухолей легких у муж- чин и до 45 – 60% – у женщин обусловлены именно курением табака. Риск смерти от РЛ при длительном курении возрастает в среднем в 10 раз. Продолжительность курения является ведущим фактором риска развития РЛ. Особенно опасно курение в возрасте до 20 лет.

Аэрозоль табачного дыма содержит более 3800 химических компонентов, из которых несколько десятков являются канцерогенами, (полиароматические углеводороды, нитросоединения), вызывающими развитие не только рака легкого, но и злокачественных опухолей желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы.

Не менее опасно и так называемое «пассивное курение» поскольку курильщик вдыхает лишь 15% табачного дыма, а 85% рассеиваются в воздухе помещений, пагубно воздействуя на всех окружающих. Агентство по защите окружающей среды США считает, что пассивное курение является при- чиной 3000 случаев заболевания РЛ в США ежегодно. Во Франции от болезней связанных с курением ежегодно умирают 70 тыс. человек, 5 тыс. из них – жертвы пассивного курения.

В этой связи можно только приветствовать жесткие меры по запрещению курения во всех общественных местах, принимаемые в последнее вре-

127

мя во многих странах. Уже отмечено достоверное снижение уровня заболеваемости в тех странах где ведется активная борьба с курением и запрещено курение в общественных местах.

Профессиональные факторы являются второй по значимости причи- ной РЛ (от 4 до 40% случаев). Повышенная заболеваемость отмечается у работников металлургической, алюминиевой, газовой, горнодобывающей, текстильной, обувной, кожевенной, картонной промышленности, шахтеров, металлургов и сварщиков.

Установлена этиологическая связь РЛ с такими профессиональными факторами: соли мышьяка, хрома и никеля, радон и продукты его распада, горчичный газ, добыча гематита. Особое внимание необходимо обратить на профессии, связанные с добычей и использованием асбеста, применение которого из года в год возрастает.

Третья глобальная причина возникновения рака легкого – загрязнение воздуха химическими и радиоактивными канцерогенами. Не случайно заболеваемость населения промышленных регионов значи- тельно выше, чем сельскохозяйственных. Имеет значение и сочетание антропогенных и природных факторов; в безветренную погоду концентрация вредных соединений в воздухе городов возрастает в сотни раз, а дымовые шлейфы из высоких труб промышленных предприятий распространяются на десятки километров, «накрывая» огромные пространства.

Среди химических канцерогенов вызывающих развитие рака легкого можно назвать: асбест, бензпирен, мышьяк, никель, хром, селен, кобальт, кадмий, бериллий и другие.

Важная роль в возникновении рака легкого отводится радиоактивным канцерогенам (газы, пыль). Установлено, что накопление радионуклидов в ткани легкого неизбежно приводит к угнетению функции естественных киллеров и опухолевой трансформации клеток. Поэтому фактор ингаляционного воздействия радиоактивных аэрозолей необходимо рассматривать как одну из возможных причин возникновения рака легкого.

В настоящее время установлено, что в возникновении центрального рака легкого, развивающегося в крупных бронхах, основная роль принадлежит канцерогенным факторам, содержащимся во вдыхаемом воздухе. При периферическом раке основным, по видимому, является гематогенный или лимфогенный путь попадания канцерогенов в легкие.

128

Что касается хронических воспалительных заболеваний легких, то взгляды на их роль в возникновении злокачественных новообразований легких иногда прямо противоположны. Не углубляясь в детали дискуссии, следует признать, более целесообразной точку зрения, согласно которой различные хронические заболевания легких, в том числе профессиональные и туберкулез, в ряде случаев увеличивают риск возникновения опухоли, создавая тот неблагоприятный фон, на фоне которого происходит опухолевая трансформация.

Влияние наследственного фактора в возникновении РЛ можно счи- тать доказанным, однако с этим связано возникновение всего 3-5% опухолей. Тем не менее, при наличии в семье злокачественной опухоли риск появления новообразований у прямых родственников в 3 раза выше, а при наличии подобных заболеваний у 2-3 предков вероятность развития рака возрастает еще больше. Опухоли, обусловленные наследственными факторами, как правило возникают в молодом возрасте и протекают очень агрессивно.

Все факторы риска возникновения РЛ можно объединить в две группы:

генетические факторы: первичная множественность опухолей, три и более случая заболевания раком у прямых родственников;

модифицирующие факторы:

а) экзогенные – курение, загрязнение окружающей среды, профес сиональные вредности;

б) эндогенные – хронические заболевания легких, возраст старше 45 лет. На основании этого можно сформировать следующие группы повышен-

ного риска развития РЛ:

много или длительно курящие мужчины и женщины старше 45 лет;

лица, длительно страдающие хроническими заболеваниями бронхо легочной системы;

лица работающие с применением асбеста, солей цветных и тяжелых металлов, источников радиоактивного излучения и других профессиональных вредностей;

пациенты с отягощенной наследственностью.

Патогенез рака легкого

Наиболее часто злокачественная опухоль развивается в слизистой бронхов различного калибра и по существу является бронхокарциномой.

Малигнизация нормальной клетки является следствием многоступен- чатого процесса генетических нарушений.

129

Генетические нарушения в клетках немелкоклеточного РЛ

В патогенезе и прогрессии РЛ, важную роль играют механизмы паракринной и аутокринной стимуляции. При аутокринной стимуляции опухолевые клетки продуцируют факторы роста, которые заставляют их непрерывно делиться, например при немелкоклеточном раке легкого (НМЛР) могут выделяться: эпидермальный фактор роста (EGF), нейрорегулин, инсулиноподобный фактор роста 1 (IGF1), фактор роста гепатоцитов (HGF). Все эти факторы вступают во взаимодействие с соответствующими рецепторами на поверхности опухолевой клетки. Молекулы – переносчики сигнала передают сигнал факторам транскрип-

130