Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УПП_готовые билеты-1.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
545.18 Кб
Скачать

Билет № 11

1. Процессуально-правовые гарантии и их значение.

Поскольку одной из сторон процессуально-правового отношения всегда является государственный орган или должностное лицо, наделенное властными полномочиями, то особо важное значение в уголовном судопроизводстве приобретают процессуально-правовые гарантии личности, охрана ее прав и законных интересов, обеспечение права на судебную защиту.

 Процессуально-правовые гарантии — это правовые средства, обеспечивающие назначение (задачи) уголовного судопроизводства, защиту прав и законных интересов его участников, возможность производства процессуальных мероприятий и принятия процессуальных решений.

Так, к числу процессуальных гарантий следует относить:

гарантии законности;

гарантии, обеспечивающие установление истины в уголовном процессе;

гарантии, обеспечивающие права и свободы участников уголовного судопроизводства.

Гарантии законности. Они способствуют точному исполнению участниками уголовного судопроизводства предписаний Конституции РФ и федерального законодательства и позволяют обеспечить правильное и справедливое применение уголовного закона неукоснительное соблюдение норм уголовно-процессуального права. К гарантиям законности относятся процессуальные формы, строгое разграничение функций между участниками процесса прокурорский надзор и судебный контроль, возможность пересмотра судебных решений в вышестоящих инстанциях и другие.

Гарантии, обеспечивающие установление истины в уголовном процессе. Такие гарантии связаны с властными полномочиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, которые вправе направлять обязательные для исполнения запросы, требования или поручения, вызывать для производства следственных действий определенных лиц, принимать решения государственно-властного характера.

Существенной гарантией, обеспечивающей установление истины, является возможность использования государственного принуждения, выражающегося в частичном ограничении прав и свобод лиц или организаций (задержание подозреваемого, меры пресечения, привод, наложение ареста на имущество, помещение в стационар и т.п.).

Гарантии, обеспечивающие права и свободы участников уголовного судопроизводства. Их основу составляют положения Конституции РФ и принципы уголовно-процессуальной деятельности. Одна из наиболее важных подобных гарантий — это обязанность дознавателя, следователя, прокурора или судьи разъяснять участвующим в деле лицам их права обязанности и ответственность (ст. 11 УПК). Существенными гарантиями также являются и другие принципиальные положения УПК: неприкосновенность личности (ст. 10), неприкосновенность жилища (ст. 12), право на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 19) и т.д.

Особое значение имеют процессуальные гарантии, обеспечивающие охрану прав и законных интересов лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. К ним, безусловно, относятся презумпция невиновности (ст. 14 УПК), право подозреваемого и обвиняемого на защиту (ст. 16 УПК), возможность участия в деле защитника (ст. 49—53 УПК) и др.

2. Классификация доказательств. Основания и практическое значение.

Под классификацией понимается система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Этот метод исследования применяется в любой науке, в том числе и в уголовно-процессуальной, в частности в теории доказательств. Значение данного метода заключается в том, что он способствует систематизации знаний, обеспечивает правильное использование понятий и терминов, устраняет их двусмысленность и неоднозначность. Поэтому классификация доказательств имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

В. ч. 2 ст. 74 УПК перечислено несколько источников доказательств. Например, показания свидетеля могут прямо указывать на какое-либо обстоятельство совершенного деяния и могут опосредованно обвинять либо оправдывать и т.п. Поэтому традиционно классификация доказательств в уголовном процессе производится по нескольким основаниям.

По отношению к обвинению доказательства подразделяются на обвинительные и оправдательные.

Первые изобличают лицо в совершении преступления или же указывают на отягчающие его ответственность обстоятельства. В прежние времена для обозначения этого вида доказательств использовалось понятие «улика». Сейчас, видимо, можно говорить только об одном их виде — уликах поведения. Одни из них могут быть положены в систему доказательств обвинения (например, задокументированная попытка скрыться от следствия и суда), другие же могут иметь ориентирующее значение (например, волнение на допросе).

Вторые указывают на обстоятельства, исключающие участие субъекта в совершении преступления или смягчают его ответственность. Отдельным видом оправдательных доказательств является алиби, т.е. факт нахождения обвиняемого или подозреваемого вне места совершения преступления в момент, зафиксированный как время преступления.

В ст. 20 УПК РСФСР был закреплен весьма важный принцип, в соответствии с которым суд, прокурор, следователь и лица, производящие дознание, обязаны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства. В УПК РФ этот принцип не закреплен.

Каждое доказательство имеет целью установление каких-либо обстоятельств, подлежащих доказыванию. В одних случаях эта цель достигается непосредственно, а в других необходим ряд доказательств, чтобы установить обстоятельство. В зависимости от результатов применения доказательств они подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыми доказательствами являются такие сведения, которые непосредственно раскрывают какое-нибудь из обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК), например: часы, остановившиеся в момент катастрофы; показания очевидцев, что именно этот субъект совершил определенные действия (бездействие).

Косвенные доказательства устанавливают промежуточные факты, совокупность которых позволяет установить обстоятельства предмета доказывания.

Например, виновность лица (п. 2 ч. 1 ст. 73 УПК) в разбойном нападении устанавливается:

идентификацией пули, изъятой на месте преступления, с оружием, из которого она выпущена;

идентификацией отпечатков пальцев на оружии с папиллярными узорами подозреваемого.

В процессуальной литературе указываются различные виды косвенных доказательств:

предшествующие (угрозы потерпевшему, предметы подготовительной деятельности); сопутствующие (следы на месте преступления при осмотре места происшествия); последующие (обнаружение похищенного);

негативные доказательства (отсутствие необходимых в конкретной обстановке предметов, документов, следов или наличие чужеродных для данной обстановки следов);

улики поведения (попытка скрыться, волнение на допросе);

побочные факты (сходство способов совершения преступления).

В зависимости от числа отражений и фактов в сознании людей и на материальных объектах доказательства можно разделять на первоначальные и производные. К первым, например, можно отнести показания свидетеля-очевидца, излагающего механизм причинения вреда здоровью при совершении преступления или отпечатки пальцев рук подозреваемого на рулевом колесе автомобиля. В обоих случаях произошло единичное отражение обстоятельств совершения преступления.

К производным доказательствам относятся показания свидетеля, получившего информацию от очевидца преступления. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК доказательствами (по признаку допустимости) не будут показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности.

Некоторые авторы вводят в систему классификации доказательств еще одну группу. По способу формирования информации доказательства делятся на личные и вещественные.

Преступление как объективная реальность, вступая во взаимодействие с окружающей средой, отражается в виде следов на материальных объектах либо в сознании людей. Образовавшаяся таким образом информация, если она отвечает иным уголовно-процессуальным признакам, относится либо к вещественным доказательствам, возникшим в результате физического (механического, химического) изменения вида, формы или свойства материальных объектов, либо к личным, являющимся отражением значимых для дела фактов объективной действительности в сознании людей. Соответственно личные доказательства имеют словесную форму, а вещественные — форму материального кода.