Добавил:
gen7976@yandex.ru Почётный профессор Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, член Союза журналистов России Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

+ Проблемы криминологии. Курс лекций

.pdf
Скачиваний:
36
Добавлен:
04.09.2022
Размер:
2.65 Mб
Скачать

331

гии. В соках этого дерева науки должны содержаться концептуальные положения, общий понятийный аппарат (понятия виктимологии, её структуры, функций, целей, задач; виктимности, виктимогенных факторов; виктимологической профилактики, её форм и методов и т.д.), принципы, правовые основы, политическое обеспечение и т.д.

Важное значение имеют общетеоретические вопросы отраслевого взаимодействия в практике виктимологического предупреждения (профилактики, предотвращения и пресечения преступных посягательств в отношении определённых категорий лиц). В связи с этим в профессиональном отношении не менее важно знать возможности и особенности функционирования специальных механизмов (например, применения мер защиты) в системе обеспечения антикриминальной безопасности.

Представляется целесообразным обратить внимание на сложную (можно сказать, сложенную из двух составляющих), «криминаловиктимологическую» проблему, которая получила наименование криминализированной жертвы531. Проблема ещё и в определённой мере щекотливая, поскольку её решение связано с гуманным подходом к взяточнику в лице государственного служащего.

Действительно, это, казалось бы, противоречит задаче «формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению», которая определена Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» как главная мера по профилактике коррупции. При этом ситуацию усугубляет и то обстоятельство, что в предоставлении коррупционных услуг практически главенствует исполнительная власть, на долю которой «приходится 98,97% общего объема рынка коррупционных услуг (для сравнения судебная власть – 0,86% и законодательная власть – 0,17%)»532.

531См.: Горшенков Г.Г. Личность перед опасностью криминальной угрозы: Монография. – Нижний Новгород, 2006. – С. 77.

532Тихомиров Ю.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции:URL: http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0% (дата обращения: 06.01.2011 года).

332

Но в то же время как раз это обстоятельство вызывает у криминолога вопрос: чем можно объяснить такую коррупционную активность должностных лиц? Гипотезы могут быт разные, но научный вывод – один.

Криминологические исследования показывают, что виктимность, «в конечном счёте, выступает как неспособность противостоять преступнику, определяемая совокупностью факторов, делающих её объективной (не зависящей от жертвы) или оставляющих её на уровне субъективного «нежелания или неумения»533. Важно подчеркнуть: «Индивидуальная виктимность… складывается опять-таки из личностного и ситуационного (выделено нами – авт.) компонентов, причём качественная характеристика первого находится в системной зависимости от второго»534.

При этом на личностные, или моральные факторы мотивации действуют, и порой весьма значительно, неличностные, или биологические факторы.

Анализируя психологию человека, совершающего преступление, правовед и социолог П.А. Сорокин писал: «Реальная мотивирующая сила – это не цель, а биологическое побуждение, условный рефлекс (или привычка) или определенный объективный стимул…»535. По убеждению ученого, в большинстве своем даже сознательные действия не являются по мотивации или характеру преднамеренными.

В нашем случае – из-за подкупа, где движителем (фактором) «биологического побуждения» выступают чувства, в числе которых доминирует сильное чувство собственности. По убеждению русского философа С.Н. Булгакова, «именно это-то чувство собственности, духовный яд ее, сладострастие Мамоны536, и осуждается бесповоротно христианством...»537.

533Ривман Д.В. Криминальная виктимология. – СПб. – С.42.

534Там же. – С. 40.

535Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992. – С. 198.

536Мамон(а) в христианстве – злобный дух, олицетворяющий жадность, и сребролюбие, символ алчности, обжорства и стяжательства. Образ демонического персонажа Мамона (читай, продажности) как одного из представителей нечистой силы, противостоящей Богу (читай, закону).

333

Как утверждают эксперты, на этой человеческой слабости сегодня более чем неплохо наживаются предприимчивые люди; за последние несколько лет в нашей стране «сформировалась целая армия профессиональных провокаторов взяток, которые зарабатывают до 100 тысяч долларов с одного «подставленного» чиновника»538. А сам чиновник и в этой ситуации становится

одновременно и жертвой, и преступником или «криминализированной жертвой»539.

Анализ с позиции «человеческих слабостей», механизма коррупционного преступления, в котором функционирует такое важное звено, как вовлечение (с помощью соблазна-взятки или игрового азарта) государственного служащего в преступную деятельность, невольно наводит на мысль об относительно аналогичном: вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных и преступных действий.

Размышляя о мерах по защите детей от преступных посягательств, Ф.Ю. Петров пишет: «С виктимологической точки зрения, несовершеннолетнего, вовлекаемого в преступную деятельность, можно рассматривать и как своего рода жертву деяния. Основной проблемой при этом являются отношения «виновный-потерпевший»540. «Такие специфические деяния, – пишет далее автор, – как вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, являются особым объектом профилактического воздействия. Оно осуществляется в интересах несовершеннолетних, в целях их защиты от криминального влияния. Это целенаправленное профилактическое воздействие на лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений. Са-

537Цит. по: С.Г. Кара-Мурза "Советская цивилизация" (том II) :URL: http://www.karamurza.ru/books/sc_b/sc_b131.htm (дата обращеня:07.06.2008 года).

538Корчмарек Н. Провокация взяток в России превратилась в выгодный бизнес // Новые известия. – 2007. – 20 ноября.

539Горшенков Г.Г. Личность перед опасностью криминальной угрозы: Монография. – Нижний Новгород, 2006. – С. 77.

540Петров Ф.Ю. Вовлечение несовершеннолетних в криминальную деятельность и их участие в групповых преступлениях : Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 : – М., 2002:URL: URL: http://www.dissercat.com/content/vovlechenie-nesovershennoletnikh-v-kriminalnuyu- deyatelnost-i-ikh-uchastie-v-gruppovykh-pres (дата обращения:16.01.2016 года).

334

мо это вовлечение и есть та угроза, от которой следует защищать несовершеннолетних»541. Важно заметить, что такое профилактическое воздействие осуществляется не только в интересах несовершеннолетнего, но и тем самым – в интересах национальной безопасности.

Таким образом, рассматривая должностное лицо, незаконно использующее свое должностное положение в интересах других лиц (поддавшись искушению), следует думать не только о его наказании, которого он, несомненно, заслуживает, но и о его защите, в связи с теми обстоятельствами, которые указаны выше. В защите от искусителей – вовлекающих в преступную (коррупционную) деятельность, либо от провокаторов, которые неплохо наживаются, искусно пользуясь доступностью к «виктимной» Ахиллесовой пяте личности человека (чиновника).

Практика «нащупывает» пути решения этой острейшей проблемы, но при этом инициативы носят интуитивный характер, т.е., идя по пути непредсказуемого поиска, методом проб и ошибок (например, через этический кодекс госслужащего, через правовые предписания обязательного уведомления госслужащим о попытке его подкупа и гарантиях в государственной защите и т. д.).

Вопрос 3-й. Человек как объект криминологического изучения

Сформулировать так вопрос побуждают очевидные обстоятельства. В любом случае, например, изучается ли преступление или преступник, жертва преступления, условия его совершения, и даже обстоятельства, препятствующие преступлению, объектом криминологического изучения выступает так называемый «человеческий фактор». Данный термин имеет разные значения, но все их можно «подчинить» общему значению, которое приводится в фра-

541 Там же.

335

зеологических словарях: роль и значение человека в общественной жизни, социальных процессах, человека как субъекта деятельности542.

Таким образом, криминологи, или субъекты криминологической деятельности, в данном случае проводимого исследования объектом изучения определяют человека. В зависимости от роли, которую он выполняет в криминологически значимых отношениях, процессах и какое имеет при этом значение, можно с определённой условностью классифицировать лиц, подлежащих контролю, криминологическому изучению:

1.Лица, совершившие преступление и находящиеся в сфере контроля: а) предварительного (досудебного) расследования; б) судебного производства;

в) исполнения наказания в исправительных учреждениях:

г) исполнения наказания в условиях без изоляции от общества; д) постпенитенциарного контроля (система временных мер надзора

ипревентивного контроля за лицами определенной категории, освобожденных из мест лишения свободы).

2.Лица, не от носящиеся к указанной категории, но от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения преступления, т.е. подпадающие под определение «криминогенная личность». Так, участковые уполномоченные полиции обязаны вести контроль и профилактическую работу в отношении граждан, состоящих на профилактическом учёте, в частности: определённой категории лиц, освобождённых из мест лишения свободы (поднадзорных лиц); условно осуждённых; семейно-бытовых правонарушителей; лиц, страдающих психическими расстройствами, алкоголизмом или наркоманией; несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте.

3.Лица с антиобщественным поведением, но относящиеся к категории «криминогенной личности»; например:

542 Справочник по фразеологии:URL: http://new.gramota.ru/spravka/phrases?alpha=Ч (дата обращения: 19.01.2016 года).

336

несовершеннолетние, совершившие фактическое правонарушение, но не достигшие возраста, с которого наступает административная ответственность;

лица, совершившие общественно опасное деяние, но также не подлежащие уголовной ответственности как не достигшие возраста (14 лет), с которого наступает уголовная ответственность;

безнадзорные (не контролируемые родителями или лицами, их заменяющими) или беспризорные (не имеющие места жительства, места пребывания) и др.

4. Лица с особым социальным статусом:

владельцы газового и огнестрельного оружия;

лица, обеспечивающие безопасность объектов хранения оружия;

водители автомобилей;

сотрудники частных охранных предприятий и детективных агентств и

др.

5. Жертвы преступления:

а) с виновным (в криминологическом отношении поведением; б) с невиновным поведением.

6. Лица с правомерным поведением.

Последняя группа выделена условно. В криминологической литературе высказывается мнение о целесообразности изучения детерминации правомерного (непреступного) поведения. Эти знания важны в частности в области изучения и разработки мер предупреждения преступлений, методического обеспечения индивидуальной профилактической работы.

При этом не надо забывать, что изучаемые лица являются элементами «живой», т.е. социальной среды, точнее социальных подсистем, или групп. Эти группы тоже отличаются характерными признаками, отношениями, например, с позиции права, морали, религии и т.п.

Криминологическое изучение человеческого фактора, т.е. такого разнообразия людей, включаемых в содержание познаваемого объекта, требует со-

337

ответствующей, профессиональной подготовленности субъектов изучения, которыми зачастую в большей мере оказываются не криминологи (юристы в целом), а психологи, социологи, педагоги и др., с которыми криминологов должно связывать тесное сотрудничество. Как пишет проф. А.И. Долгова, чем больше криминолог «переходит к более глубоким связям, тем активнее она должен пользоваться помощью других специалистов или просто передавать им эстафету»543. Особенно в этом большую роль призваны играть специалисты по криминальной психологии. Эта антикриминальная дисциплина изучает психологические закономерности, позитивно влияющие на формирование противоправной установки, преступного умысла, совершение преступления, дальнейшей склонности к преступной деятельности и вырабатывает рекомендации профилактического характера544.

С далёких исторических времён в криминологическом сообществе хорошо понимали необходимость изучения человека (его антропологических, психологических, социальных признаков) субъекта сложной системы предкриминальных, криминальных и посткриминальных отношений и потому считали обязательной подготовку в этом отношении криминалистов.

Разумеется, такую точку зрения разделял не все криминалисты, утверждая принцип «кесарево кесарю, Богу Богово» (как это наблюдается и сегодня). Возражая тем, кто следовал такому принципу и в частности считал, «что уголовно–политические исследования не относятся к задачам и компетенции юристов», Ф. Лист утверждал: «Мы лично отстаиваем категорически тот взгляд, что криминалист, кто бы он ни был – профессор уголовного права, полицейский чиновник, прокурор, судебный следователь, судья, адвокат, начальник тюрьмы, не должен именно быть только юристом»545. По убежде-

543Долгова А.И. Учение о детерминации и причинности преступности // Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред.А.И. Долговой. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – С. 272.

544См.: Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 6-е изд. СПб.: Питер, 2009. – С. 260.

545Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. – М.: ИНФРА-М. 2004.- С.9.

338

нию Листа, чисто «юридическое образование» правоведов являлось серьёзным основанием многих недостатков и упущений в области борьбы с преступностью. Вместе с тем Лист отнюдь не считал, чтобы юристы в этой области деятельности занимались самостоятельно, например, антропологическими исследованиями, но осваиваться «с результатами «уголовной биологии и уголовной социологии» им необходимо настолько, насколько и «постановлениями уголовных законов и решениями кассационного суда»546.

Вообще у Ф. Листа есть немало суждений, которые и сегодня не теряют актуальности в предмете криминологического изучения человека. Вот, например, сужение о том, что для уголовного права и уголовного судопроизводства на первый план поставлено преступление, интерес проявляется к нему, а не к человеку, совершившему преступление. Науку уголовного права интересует преступление, а не человек, пишет Ф. Лист, человек же интересует лишь как теоретическое понятие. И, хотя исполнение наказания направлено на преступного человека, «таковой в лекциях, учебниках, комментариях затрагивается лишь настолько, насколько о нем говорят юридические определения»547. Судья не знает преступника, т.е. того человека, которого должен наказывать, и который как бы оторван от рассматриваемого преступления; «между тем существенное значение имеет человек, а не его деяние, которое к тому же не может быть от него оторвано»548.

Замечу: это было сказано более ста лет назад. Но, мне кажется, если эти слова освободить от кавычек как обязательного признака цитирования и не указывать имени автора, то можно со стопроцентной уверенностью заключить, что в сказанном – явление современной уголовной юриспруденции.

Кстати, вспоминаю выступления участников той самой научной конференции, о которой упоминал в изложении материала по первому вопросы, и в

546Там же.

547Там же. – С. 35.

548Там же. – С. 37.

339

них «аукаются» те же сетования, которые имели место в науке и практике боле ста лет тому назад.

Такой «выхолощенный» подход к оценке не «человека», а, например, «подозреваемого», «подследственного», «подсудимого», «обвиняемого», «осуждённого», «заключённого», «поднадзорного» и т.п. так и хочется сравнить с «уголовно-судопроизводственным» ленточным конвейером, перемещающем помещённого на него человека от начальной «стадии обработки» до конечной – освобождения от судимости.

И специалисты, обслуживающие транспортёр, привычно и скучно делают своё дело, нередко зарабатывая известную болезнь, именуемую профессиональной деформацией (и даже деградацией), один из симптомов которой

– обвинительный уклон. Декларативно произносятся и воспринимаются принципы равенства граждан перед законом, справедливости, гуманизма.

При современном сумасшедшем темпе забюрократизированной жизни, и особенно – протекающей в области реформируемой научной и практической юриспруденции, высшего профессионального образования главными критериями оценки человека выступают всевозможные справки (например, о судимости, прохождения флюорографии), отчётные бумаги; профессорскопреподавательский состав дистанцируется от студентов Интернетобучением... Во всей этой сумятице человеческий фактор мутирует: утрачивает главное – человеческое.

Где уж тут думать над системным мышлением, в котором должен быть выражен и общий, «методологический» образ человека. А, между тем, не только криминологу следует выходить из стесняющих рамок ограниченного изучения человека как субъекта правовых отношений, жёстко укладывающего в прокрустово протокольное ложе, и исходить из фундаментальных знаний о человеке и его высоком назначении.

Есть такой методологический приём познания жизни в самом объёмном смысле этого слова – антропный принцип (греч. anthropos – человек). Данным термином в космологии и физике обозначается идея зависимости «су-

340

ществования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной»549. Например, ученые давно вычислили неотвратимую зависимость ритмики организма человека от природы, что подтверждают, в частности, исследования причинности дорожно-транспортных происшествий. В некоторых странах разработана система предупреждения такого рода происшествий на основе компьютерной диагностики состояния здоровья водителей в период солнечной активности. В случае отрицательного диагноза в оценке биоритмов водителя руководитель автопредприятия запрещают ему садиться за руль550.

Например, по мнению ученых (в частности, биофизика С. Зенина), человек на 80% состоит из воды, которая хорошо запоминает энергетическую информацию. Ритмы Солнца меняют напряженность некоторых полей Земли, и вода, которая состоит из полумикронного размера ячеек, работающих как биокомпьютеры, фиксирует эти изменения в себе, а от этих изменений, в свою очередь, зависит состояние нервных клеток551. Исследую взаимосвязи человека и Космоса, вице-президент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Л. Головнов полагает, что «человеком движет не только его воля, но и неведомые ему силы»552 (приходящие из космоса).

Такой подход к осмыслению и оценке сущности человека как элемента, или микросистемы социума, самого социума и окружающего его космоса в индивидуальной методологии криминолога ориентирует его внимание на «совокупность постоянных целенаправленных в социальной синергии индивидуальных, массовых и институализированных действий, обеспечивающих практически бытие человека как космобиопсихосоциодуховного существа»553.

549 Антропный // Новейший философский словарь:URL: http://eslovo.com.ua/fil2new/page/antropnyiy.196/ (дата обращения: 11.02.2016 года).

550См.: Бушев А. Критические дни // Российская газета (Неделя). – 2008. – 19 июня. – С.

551См.: Писаренко Д. Нами правит космос // Аргументы и факты. – 2002. – № 27.

552Там же.

553См.: Бушев А. Указ соч. – С. 23 .