Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ekonomicheskiy_rost_v_stranakh_Vostoka_Kniga_1

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
4.48 Mб
Скачать

механизмов. Наиболее успешным из них удается, накопив финансовые ресурсы и подняв уровень человеческого потенциала через использование второго и третьего механизма, перейти к развитию в рамках первого механизма – ярким примером такого поступательного движения является Китай.

Конечно, в современном мире существуют страны, а чаще большие анклавы в странах, которые продолжают развиваться в рамках, условно говоря, традиционной экономической системы, используя Официальную помощь в целях развития или другие виды дотаций. Такие страны в значительной степени формируют очаги отсталости и усиливают разрыв в неравномерности экономического роста.

Внешние шоки подразумевают исторические изменения в условиях экономического роста. Они определяются политической стабильностью/нестабильностью, в том числе личностными компетенциями людей, определяющих экономическую политику. Политическая система оказывает влияние на неравномерность экономического роста в различных странах не только через институты, уже сложившиеся в стране, но и другими путями, например через неограниченную власть (в том числе диктатуру) или через прорывные трансформации, в том числе революционные преобразования7.

Описанные выше механизмы и модели – это только верхушка айсберга, глубинные пласты которого могут порождать неравномерность мирового развития, проявление которой можно наблюдать в различных сферах экономики, например, в формировании экономических циклов, в разбалансировке фазовых переходов между системами производительных сил как между странами, так и между отраслями внутри страны и др.

В пределах современного экономического роста поступательное развитие отраслей и экономических систем в целом

7 Здесь можно привести множество примеров, как положительного, так и отрицательного воздействия, например, реформы 1978 г. в КНР под руководством Дэн Сяопина vs политика сонгун в КНДР.

21

(модернизация) осуществляется через смену этапов технико-эко- номического развития (ТЭР).

Этапы ТЭР, которые определяются развитием производительных сил, делятся на трудоемкий, капиталоемкий и наукоемкий8. Известно, что в сложных системах, в нашем случае – экономических, поступательное движение подчиняется законам неоднородности развития частей системы. Поэтому экономики сталкиваются с проблемой многоукладности, дихотомии или диспропорций в модернизации отдельных структур, в частности, секторов, отраслей народного хозяйства страны. Наиболее несбалансированное развитие наблюдается в странах, осуществляющих ускоренную модернизацию, пропуская некоторые этапы ТЭР.

Все это предопределяет «рваный ритм» технологического прогресса, временную неравномерность технологических преобразований, при которой даже в рамках одной отрасли экономики технологически качественно обновившееся производственное звено оказывается органически связанным (в рамках единого производственного процесса) с пока застывшим в своем прежнем техническом облике другим производственным звеном9. Неравномерность, свойственная процессу технологических инноваций, отражается на смене этапов ТЭР.

Исторический опыт показывает, что слабейшим звеном экономической системы в странах Азии и Африки наиболее часто выступает сельское хозяйство. Именно институты, действующие в аграрных обществах стран Востока, формируют межотраслевую, межсекторную и даже межхозяйственную неравномерность. Ниже приведем характеристику этапов ТЭР на примере экономического роста в отрасли сельского хозяйства.

8Дерюгина И.В. Сельское хозяйство стран Азии и Северной Африки: экономический рост и модернизация. М.: ИВ РАН, 2018. С. 25, 39.

9Растянников В.Г. НТР и проблемы стадий капиталистической эволюции в развивающихся странах Востока // Страны Азии и Африки в XXI веке: экономическое развитие и научно-технический прогресс. К 90-летию Виктора Георгиевича Растянникова / Отв. ред. А.В. Акимов, И.В. Дерюгина. М. 2018. С. 41.

22

Трудоемкий этап базируется на использовании доиндустриальных и раннеиндустриальных производительных сил (ПС). Доиндустриальным ПС присущ традиционный тип хозяйства, использование низкоквалифицированного ручного труда, натуральный или простой товарный обмен. С раннеиндустриальных ПС начинается частичное применение машин на отдельных операциях, развивается товарное производство. Частичное использование современных средств производства (в аграрном производстве

– это минеральные удобрения, высокоурожайные семена) ни в какой степени не уменьшает трудоемкости такого хозяйства. При трудоемком этапе в сельском хозяйстве стран Азии и Африки целью производственной деятельности является по преимуществу личное потребление, проявляется сильное влияние неформальных институтов, хозяйство отличается слабой степенью индивидуализации, т.е. пока еще не вычленено из коллективных связей.

Капиталоемкий этап стартует с развития индустриальных ПС и характеризуется ростом фондовооруженности труда и фондоемкости продукции. Индустриальные ПС сочетают комплексную механизацию (частичную автоматизацию производства) с развитым товарным обменом. В современном мировом сельском хозяйстве капиталоемкий этап проявляется в двух вариантах – капиталоёмкий этап с нарастающим трудосберегающим эффектом и капиталоемкий этап с ограниченным трудосберегающим эффектом – в этом проявляются особенности двух технологических способов производства (землесберегающего и трудосберегающего), имеющих принципиальные различия для стран Востока и Запада. Деление капиталоемкого этапа на два виртуальных варианта определяется главным образом целями использования капитала в процессе аграрного производства в странах с различными технологическими способами производства. Одновременно это связано с использованием избыточного труда, который деформирует показатели экономической эффективности производственной деятельности. Более подробно проблемы неоднородности мирового

23

сельскохозяйственного комплекса будут рассмотрены в §1.3. Однако следует заметить, что на капиталоемком этапе избыточная рабочая сила влияет на неравномерность экономического роста не только в сельском хозяйстве, но и в других сферах экономики, отражаясь в низких показателях производительности труда (см., например, сравнительный анализ показателей эффективности в мировом горнодобывающем комплексе в §1.4).

Наукоемкий этап, связан с применением постиндустриальных и информационных ПС. Постиндустриальные ПС определяются гибким автоматизированным производством, резким усилением интернационализации мировой экономики. Информационные ПС соединяют в себе материальное производство, основанное на компьютерном управлении/роботизации, и глобализацию. Наукоемкий этап связан с экономией ресурсов производства, как трудовых, так и природных. На этом этапе сглаживаются диспропорции в показателях эффективности, которые вопиюще проявлялись в период капиталоемкого этапа.

Закон неоднородности развития больших – в нашем случае экономических – систем заключается в том, части системы вступают на различные этапы ТЭР неодновременно. Таким образом формируется межотраслевая неравномерность – одни отрасли могут находиться на наукоемком этапе, а другие оставаться на трудоемком. Ярким примером такой неравномерности экономического роста выступают сектор ИТ-технологий и аграрный сектор в Индии. Причем неоднородность действует не только между отраслями, но внутри самих отраслей, когда одни агенты уже перешли новому этапу ТЭР, а другие остались на предыдущем. Более того, эти же законы неоднородности действуют при создании цепочки стоимости, формируя ее из отдельных производств, функционирующих на различных этапах ТЭР.

В таблице I-1.1 показана классификация стран по этапам ТЭР в мировом сельском хозяйстве. Неравномерность межотраслевого развития проявляется в том, что страны в таблице классификации по другим секторам мировой экономики займут совершенно иное место.

24

Таблица I-1.1. Классификация этапов технико-экономического развития (ТЭР) в мировом сельском хозяйстве

 

 

Капиталоемкий

Капиталоемкий

 

ТЭР

Трудоемкий

с ограниченным

с нарастающим

Наукоемкий

трудосберегаю-

трудосберегаю-

 

 

 

 

 

щим эффектом

щим эффектом

 

Производи-

Доиндустриаль-

Индустриаль-

Индустриаль-

Информацион-

тельные

ные, раннеинду-

ные (постинду-

ные

ные

силы

стриальные

стриальные)

 

 

 

Алжир

 

Австралия

Великобритания

 

Бангладеш

Египет

 

Казахстан

Нидерланды

 

Вьетнам

Иран

 

Канада

США

Страны

Индия

Китай

Польша

Франция

 

Индонезия

Малайзия

 

Россия

Япония

 

Пакистан

Узбекистан

 

Турция

Южная Корея

 

Таиланд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При измерении неравномерности социально-экономиче- ского развития, обусловленного законами современного экономического роста, наиболее часто используются следующие показатели:

1.Темпы прироста валового внутреннего продукта (ВВП);

2.Накопление физического капитала и человеческого потенциала;

3.Производительность и продуктивность основных факторов производства – капитала, труда, природных ресурсов;

4.Совокупная факторная производительность;

5.Величина подушевого ВВП и неравенство распределения доходов.

Именно на сочетании этих показателей базируется оценка неравномерности социально-экономического развития в странах Востока, представленная в настоящей монографии. В то же время перечисленные факторы не могут полностью объяснить

25

неравномерность экономического роста без учета влияния социальных, экономических и политических институтов10.

Темп роста ВВП является базовым показателем, характеризующим скорость экономического роста. Поэтому на начальном уровне изучения неравномерности его использование может быть оправдано, но при более глубоком исследовании применяются дополнительные параметры.

Накопление физического капитала, или увеличение основных фондов является, пожалуй, в странах, не вступивших в наукоемкий ТЭР, одной из главных составляющих ускорения экономического роста. Но при переходе к наукоемкому этапу главенствующую роль начинает играть качество человеческого потенциала. Поэтому для капиталоемких производственных структур неравномерность оценивается через показатели фондоотдачи, фондоемкости, а при измерении динамики наукоемких систем более важным становится сравнение индекса человеческого развития (ИЧР) обществ.

Показатели эффективности производственной деятельности – производительность труда, продуктивность единицы природных ресурсов, отдача капитала – чрезвычайно важные характеристики не просто неравномерности развития, а неоднородности основополагающих принципов (способа) производства. Как будет показано ниже, несмотря на то что производительность труда в большинстве развивающихся экономик Азии и Африки ниже, чем в развитых странах Европы и Северной Америки, продуктивность единицы природных ресурсов, отдача капитала чаще всего выше или по меньшей мере сравнима с ними.

Совокупная факторная производительность (СФП) – это остаток в модели Солоу, который влияет на выпуск продукции, но не зависит от количества использованных в производстве труда и капитала. По мнению Э. Хелпмана, СФП – «этот необъяснимый остаток» – может рассматриваться как мерило долгосрочных технологических изменений и может объяснить больше половины

10 Хелпман Э. Загадка экономического роста / Пер. с англ. М., 2011.

26

различий в уровне экономического развития стран11. СФП в §1.2 рассматривается как важнейший коэффициент конкурентоспособности при сравнении Китая и развитых государств, а рост данного коэффициента соотнесен с периодом, когда Китай опередил развитые государства.

Экономический рост – это не просто загадка, над которой ломают голову экономисты. Предпринимаются попытки оценить его влияние на благосостояние людей во всем мире, определить почему быстрые темпы роста ВВП не всегда в равной степени увеличивают уровень жизни населения. В связи с этим было введено понятие инклюзивный рост, что означает экономическое развитие, в рамках которого возникают возможности для всех слоев населения, в том числе имеет место справедливое распределение материальным и нематериальным богатствам. Инклюзивность экономического роста предполагает равную доступность всех членов общества к пользованию благами – образованию, медицинскому обслуживанию, полноценным экономическим возможностям и социальной защищенности.

Однако неравномерность в распределении доходов в странах Азии и Африки, несмотря на ее некоторое снижение, остается достаточно высокой. Для измерения социального неравенства используются такие показатели как средняя величина подушевого ВВП – как по номинальным величинам, так и по паритету покупательной способности (ППС), индекс Джини. Здесь хотелось бы отметить, что по мнению многих экономистов, занимающихся развивающимися странами Азии и Африки, сравнение по индексу Джини развитых и развивающихся стран часто не дает репрезентативный результат, это объясняется рядом причин – сложностью корректной выборки, реальной оценкой доходов и, соответственно, разбивкой на доходные группы, большой долей неофициальной экономики в странах Азии и Африки. В то же время с учетом определенных поправок индекс Джини в совокупности с

11 Хелпман Э. Загадка экономического роста / Пер. с англ. М., 2011.

27

оценками ООН уровня бедности дают вполне корректную картину социального расслоения в этих странах12.

Циклическая неравномерность экономического роста

Как было отмечено выше, мировая экономика сталкивается не только с пространственной неравномерностью экономического роста, но и с динамической (циклической). Исследуя долгосрочную динамику экономического роста в различных странах, можно выделить периоды ускоренных темпов роста и периоды спадов в темпах. В то же время на этих долгосрочных траекториях видны короткие периоды сбоев в темпах экономического роста. Если первая тенденция объясняется действием различного рода экономических циклов, то вторая – влиянием шоков. Причем шоки могут для экономики быть как внутренними (мировые цены, инфляция, условия международной торговли, финансовые кризисы), так и внешними, ярким примером которых в 2020 г. стала эпидемия COVID–19, но чаще мир сталкивается с политическими или военными шоками.

Из множества экономических циклов Большие циклы Н.Д. Кондратьева, уже целый век будоражат научную мысль, причем с начала XXI в. интерес к ним воспылал с удвоенной силой. На вопрос – что же случилось? – есть однозначный ответ: экономический рост вошел в «инновационную эпоху», когда поступательное движение определяют инновации в «чистом виде».

Н.Д. Кондратьев, выдвинув идею Больших циклов, появление которых, по его мнению, совпало с началом периода современного экономического роста, объяснял их «прогрессом техники (в широком смысле слова, т.е. включая сюда усовершенствование орудий производства, средств сообщения, организации предприятий и т.д.) и связанным с ним (прогрессом) ростом

12 Human Development Report 2019. Inequalities in Human Development in the 21st Century. Briefing note for countries on the 2019 Human Development Report. UNDP. N.Y. 2019

28

производительности труда»13. По его мнению, Большие циклы – это отклонения от динамического равновесия экономической системы, в которой она бы развивалась не имея внутренних импульсов, в частности, в виде научных открытий14.

Кондратьевские циклы находили соприкосновение (а впоследствии объяснение) с инновационной теорией Й. Шумпетера15. Фаза подъема, согласно этой теории, связана с внедрением в экономику научных открытий, после того как их потенциал реализован начинается фаза спада. На спаде в мире идут поиски принципиально новых знаний и технологий, наконец, открытия превращаются в практические разработки, и начинается следующая фаза подъема, или новый цикл.

Динамика экономических показателей свидетельствует, что существует цикл экономической активности длинной 50-55 лет, из них примерно четверть века приходится на фазу подъема и четверть века – на фазу спада16. Каждый век мировая экономика проходит два полных цикла. На подъеме мы наблюдаем повышенные темпы роста экономики, а на спаде – их сокращение на уровень ниже средних значений.

Большой поклонник Кондратьевских циклов И. Валлерстайн объясняет циклическую неравномерность экономического роста как нарушение равновесия экономической системы. Импульсом к нарушению равновесия могут выступать инновации, которые на определенный период времени создают «квазимонополию», позволяющую продавать инновационные продукты по

13Кондратьев Н.Д. Динамика цен промышленных и сельскохозяйственных товаров (К вопросу о теории относительной динамики и конъюнктуры) // Кондратьев Н.Д. Особое мнение. Избранные произведения в 2-х книгах. Кн. 2. М. 1993.

С. 246.

14Растянников В.Г., Дерюгина И.В. «Большие циклы» в агросфере. ХХ век. Опыт межстранового сравнительно-исторического анализа М.1997.

15Шумпетер Й. Теория экономического развития. М. 1982.

16Изначально такая длительность цикла была рассчитана Н.Д. Кондратьевым в 1925 г. на основании статистических данных за 1780–1920 гг.

29

ценам, существенно превышающим производственные затраты. Также он считает, что для сохранения «квазимонополии» крупных фирм или «квази-монополизированных отраслей помощь может оказывать государство-гегемон, используя свою геополитическую силу17. Со временем такая искусственная монополия исчезает, инновации начинают широко внедряться, экономика проходит фазу подъема, преимущества инновационного роста заканчиваются, и плавно наступает фаза спада.

Рисунок I-1.1. Большие (Кондратьевские) циклы динамики уро-

 

жайности зерновых культур в России, 1790–2020 гг.

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-15

 

 

 

 

 

 

 

1870

1880

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1790

1800

1810

1820

1830

1840

1850

1860

1890

1900

1910

1920

1930

1940

1950

1960

1970

1980

1990

2000

2010

2020

Источник: Расчеты автора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Именно в последние 20 лет, когда мировая экономика стала входить в наукоемкий этап ТЭР, и доходность научной идеи на рынке опередила по значимости промышленный капитал, создавая

17 Валлерстайн И. Структурный кризис, или почему капиталисты могут считать капитализм невыгодным // Есть ли будущее у капитализма? // И. Валлерстайн, Р. Коллинз, М. Манн, Г. Дерлугьян, К. Калхун. Сборник статей. М. 2015. С. 26-32.

30