Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ekonomicheskiy_rost_v_stranakh_Vostoka_Kniga_1

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
4.48 Mб
Скачать

которых супруга главы семьи продолжает сохранять свою занятость, либо вновь поступает на работу. Причина этого заключается в нестабильности или недостаточным уровне заработка главы семьи для ее содержания, а также в нехватке рабочей силы в стране на фоне снижения рождаемости и постарения населения, которая позволяет женщинам подбирать для себя наиболее оптимальную форму занятости. В результате доля женщин в структуре найма в последние три десятилетия стабильно увеличивалась во всех возрастных группах. Однако большинство работающих женщин, составляющих около 12 миллионов человек, имеют непостоянную форму найма, получая существенно меньшую зарплату, чем мужчины, работающие на постоянной основе. По данным Министерства внутренних дел и коммуникаций Японии, более 40% женщин, работающих неполный рабочий день, зарабатывают менее 1 млн иен в год16, что в несколько раз меньше средней зарплаты постоянного работника. Особую уязвимость для этой категории работников создают отсутствие льгот и гарантий занятости, а также возможностей для продвижения по службе, являющихся атрибутом системы постоянной занятости в Японии. Положение становится особенно тяжелым, если у таких женщин отсутствует партнер, с которым можно было бы разделить расходы.

Проблема гендерного неравенства, таким образом, тесно связана с проблемой дискриминации непостоянных работников, среди которых основную часть составляют женщины.

Еще одно проявление проблемы социального неравенства - сильное материальное неблагополучие матерей-одиночек. Если во всех японских домохозяйствах среднегодовой доход до уплаты налогов и социальных пособий составлял в 2016 г. 4,29 млн йен, то в домохозяйствах с матерью-одиночкой он составил 2,37 мл иен17.

16Japanese women face a future of poverty, as confluence of factors conspire against them. The Japan Times. 12.01.2020. https://www.japan- times.co.jp/news/2020/01/12/national/social-issues/japan-women-workforce-poverty- aging-birthrate/#.XtdWfTozYuU

17Japan's household income gap down slightly but remains near record level, 2017 survey find. The Japan Times. 07.09.2019.

231

Большую роль в обострении проблемы социального неравенства сыграли проводившиеся в первой половине 2000-х гг. структурные реформы кабинетов Дз. Коидзуми, которые подорвали относительную социальную стабильность японского общества и привели к появлению проблемы социального расслоения (какуса мондай). «Общество социального неравенства» (какуса сякай) в выступлениях общественных деятелей и ученых стало противопоставляться «обществу среднего класса» (тюрю сякай).

Говоря более конкретно, в результате структурных реформ в стране произошло существенное повышение уровня бедности. В соответствии с методикой расчета относительного уровня бедности, опубликованной Министерством здравоохранения, труда и социального обеспечения, к категории «бедных» относятся домохозяйства, которые имеют менее половины медианного эквивалентного располагаемого дохода. По состоянию на 2015 г., средний располагаемый годовой доход физических лиц составлял в стране 2,45 млн иен (более 22 тыс. долл. по текущему курсу), а домохозяйства с располагаемым доходом менее 1,22 млн иен, или около 11 тыс. долл. (сумма дохода минус налоги и расходы на социальное обеспечение и т. д.), относились к категории «бедных».

Доля относительной бедности в 2003 г. составляла 14,9%, но к 2011 г. она возросла до 16,1%. В 2015 г. показатель немного снизился, но, тем не менее, составил более 15%18. Это означает, что за чертой бедности в настоящее время находится каждый шестой японец.

Обеспокоенность проблемой бедности нашла отражения в социологических опросах, где она постепенно заняла первое место в списке проблем, вызывающих наибольшую тревогу (см. рис. II-4.6).

https://www.japantimes.co.jp/news/2019/09/07/national/japans-household-income- gap-remains-near-record-level-2017-survey-finds/#.XkkWFGgzYuV

18Нихон-но хинконсо-но тэйги то ва? Сётоку-но какуса-га синкоку (Каково определение бедности в Японии? Обострение проблемы различий в доходах.

Gooddo. 28.10.2019.

https://gooddo.jp/magazine/poverty/asia_poverty/japan_poverty/4455/

232

Хотя подавляющее большинство японцев в опросах общественного мнения по-прежнему относит себя к «среднему классу», в ходе опросов очевидным стало массовое ощущение недовольства уровнем оплаты труда. Например, в ходе опроса NHK проведенного в 2019 г., уровнем своего дохода остались полностью довольны лишь 7,4% опрошенных, «в целом удовлетворены» – 44,9%, тогда как полностью или частично неудовлетворёнными остались соответственно 11,6 и 34,0%19.

Рисунок II-4.6. Проблемы, вызывающие среди жителей Японии наибольшее беспокойство (социологический опрос, 2018 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неравенство социальное и Бедность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

программ социальных Поддержка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

морали Падение

 

климата Изменение

 

 

 

 

Налоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: What Worries Japan. Briefing Japan.https://www.ipsos.com/sites/de- fault/files/ct/publication/documents/2019-02/japan_briefing_what_worries_ja- pan_web.pdf. P.2

19Кокумин сэйкацу-ни кансуру сэрон тёса (Опрос общественного мнения относительно жизни народа). Канцелярия кабинета министров. Июнь 2019 г. https://survey.gov-online.go.jp/r01/r01-life/3_chosahyo.html

233

Справедливости ради следует признать, что усиление неравенства в доходах населения осознается правительством в качестве серьезной социально-экономической проблемы, которую следует решать методами налогово-финансовой политики. За счет мер налогового регулирования и целевого финансирования социальных программ власти на протяжении многих лет проводят курс на сокращение наиболее сильных различий в располагаемых доходах между различными категориями населения. Важным показателем эффективности этой политики является процент перераспределения, отражающий относительную разницу индексов Джини по первичным и по располагаемым доходам. Этот показатель постоянно увеличивается: если в 1999 г. он составлял 19,2%, то в

2011 г. – 31,5%, в 2014 г. – 34,1%, в 2017 г. – 33,5%20. Основной вклад в «исправление» индекса Джини вносят меры социальной помощи (30,1%), остальное приходится на налоговую политику21.

Как видно из рисунка II-4.7, в 2017 г. в результате перераспределения сократилась доля семей с годовым доходом до 1 млн иен и более 10 млн иен (на графике линия сокращения обозначена стрелкой), тогда как доля семей со «срединными» доходами, наоборот увеличилась.

Проблема с перераспределенческой политикой для Японии заключается в том, что различные налоги и отчисления на социальное страхование в Японии оказываются существенно более болезненными для семей с низкими доходами, чем в других странах. Это связано с тем, что, в отличие от многих стран Запада (США, Австралии, Великобритании), в Японии применяется плоская шкала налогообложения, и семьи с низкими доходами, также как

20Нихон-но хинконсо-но тэйги то ва? Сётоку-но какуса-га синкоку (Каково определение бедности в Японии? Обострение проблемы различий в доходах.

Gooddo. 28.10.2019. https://gooddo.jp/magazine/poverty/asia_poverty/japan_poverty/4455/

21Хэйсэй 29нэн сётоку сайхайбун тёса хококусё (Доклад 2017 г. Министерства здравоохранения о перераспределении доходов). https://www.mhlw.go.jp/toukei/list/dl/96-1/h29hou.pdf С. 7

234

и все прочие домохозяйства, помимо подоходного налога, должны заплатить фиксированную сумму выплат медицинской, пенсионной страховок и страховки на уход за лежачими больными.

В результате бедные слои общества вынуждены изымать на оплату страховок существенно большую долю своего дохода, чем представители среднего класса. Между тем в силу особенностей налоговой системы, а именно – сознательного отказа от высоких ставок подоходных налогов и упора на корпоративные налоги, Япония по сравнению с другими развитыми странами не располагает стабильными источниками фондов для социальной поддержки низкодоходных слоев населения, что неизбежно сказывается на их материальном положении22.

Можно прогнозировать увеличение с течением времени разрыва в доходах различных возрастных категорий населения в связи с ростом числа пенсионеров, живущих исключительно на пенсионные доходы. Для решения этих вопросов на политическом уровне обсуждается важность перераспределения через налог на доходы физических лиц и налог на имущество.

Проблема социального неравенства дает пищу для нового дискурса по вопросу о социальной стратификации японского общества, которое все активнее отдаляется от стереотипизированной модели «среднего класса», ставшей одним из зримых результатов успеха японской экономической модели. Уже достаточно давно даже в рамках «среднего класса» социологи выделяют различные подклассы, включая «нижний средний класс», «средний средний класс» и «высокий средний класс». В последние годы все более активное звучание приобретают теории дифференцированного классового общества, в котором категориальный аппарат теории

22 Сётоку сайхайбун-дэ надзэ сара-ни мадзусику нару но ка. Нивано хэйва дзайдан кокай симпозиуму «Какуса-о коэтэ» «Почему перераспределение только усиливает бедность?» Данные открытого симпозицума Фонда мира Нивано «Преодолевая расслоение общества» https://shimbun.koseishuppan.co.jp/tokusyu/5151/

235

«среднего класса» либо не используется вообще, либо находит только ограниченное применение.

Рисунок II-4.7. Изменение доли семей по категориям доходов после перераспределения (выплаты налогов и получения социальных выплат), 2017 г.

Источник: Хэйсэй 29нэн сётоку сайхайбун тёса хококусё (Доклад 2017 г. Министерства здравоохранения о перераспределении доходов). https://www.mhlw.go.jp/toukei/list/dl/96-1/h29hou.pdf С.3

Этому способствует и изменение классового сознания японцев, которое в последние годы все больше основывается на их самоидентификации по критериям, скорее, не уровня доходов, а образования, семейного статуса, форме найма (постоянный или непостоянный) и т.д.23.

В качестве примера можно привести теорию «нового классового общества», выдвинутую социологом Кэндзи Хасимото24. По его мнению, в современной Японии наблюдается усиление классовой дифференциации общества, в основе которого лежат

23Sudo Naoki. Why Do the Japanese Still See Themselves as Middle Class? The Impact of Socio-structural Changes on Status Identification. Social Science Japan Journal. Volume 22, Issue 1. Winter 2019. P. 25–44. https://doi.org/10.1093/ssjj/jyy047

24Хасимото Кэндзи. Син нихон-но кайкю сякай (Новое классовое общество Японии). Токио: Коданся гэндай синсё, 2018.

236

различия в доходах, образе жизни, самосознании и т.д.25. Население К. Хасимото делит на пять классов. Класс предпринимателей, по его мнению, включает бизнесменов, собственников собственных компаний, имеющих не менее пяти человек наемных работников. Его численность составляет около 2,5 миллиона человек, или около 4,1% трудоспособного населения, а средний годовой доход составляет более 6 млн иен. Новый средний класс насчитывает 12,85 млн чел. (около 20,6% трудоспособного населения) и включает в себя людей, занятых в администрации предприятий, инже- нерно-технической сфере и высшем образовании. Их средний годовой доход составляет чуть меньше 5 млн иен. Затем идет наиболее многочисленный класс наемной рабочей силы, составляющий около 22 млн чел., или около 35% самодеятельного населения. За-

тем следует класс самозанятых, или традиционный «средний класс» (около 8 млн чел.). Ниже всего в этой социальной лестнице стоит класс непостоянных работников, составляющих около 9,3

млн чел., или около 15% самодеятельного населения. Данный класс, который К. Хасимото причисляет к «нижнему классу» (underclass), существенно вырос в последние годы по мере увеличения доли непостоянных работников в общей структуре найма, составляя наиболее болезненную точку в проблеме социального неравенства. Представители «нижнего класса» в Японии имеют доход на уровне около 40% среднего по стране, тогда как в развитых странах Европы доход лиц, причисляемых к «нижнему классу», составляет от 60 до 70% от среднего дохода.

Именно эта категория оказывается в японском обществе в наиболее бедственном положении, будучи неспособной создать семью и завести детей по причине нестабильности своего материального положения. В возрастном отношении к этой когорте относятся в первую очередь представители «потерянного поколения», которые в 1990-е гг. окончили университеты и не смогли

25 Хасимото Кэндзи. Син нихон-но кайкю сякай (Новое классовое общество Японии). Токио: Коданся гэндай синсё, 2018. С.12.

237

устроиться на работу на условиях постоянного найма, что отнесло их в категорию «изгоев», так как второго такого шанса японская система найма не предоставляет. В настоящее время это работники в основном от 40 до 50 лет – их иногда называют «младшими бэбибумерами», поскольку они являются детьми поколения бэби-бума.

Сложное положение этой когорты породило так называемую «проблему 70-40»: 40-летние холостяки вынуждены жить со своими 70-летними родителями, питаясь за счет их пенсий. Особенно такая ситуация распространена среди одиноких женщин, многие из которых традиционно поступают на непостоянные виды офисной работы, а в настоящее время лишены такой возможности, так как подходящие для них должности заняты 40-летными мужчинами – представителями «потерянного поколения». По опросам общественного мнения, 66,8% одиноких женщин в возрасте 40-50 лет, живущих со своими родителями, зависят от них в материальном отношении, и только 26,6% живут за счет собственных заработков. При этом они не считаются бедными, так как официальная статистика ведет подсчет доходов по домохозяйствам, а не по отдельным лицам. Это приводит к парадоксальной ситуации, когда 40-летний иждивенец учитывается официальной статистикой в той же категории, что и 10-летний иждивенец26. В этих условиях проблема заключается в том, что после смерти родителей такие экономически несамостоятельные холостяки оказываются в полном смысле слова в бедственном положении и не могут выжить без государственной помощи.

Таким образом, проблема социального неравенства проявляет себя в Японии в полной мере как следствие нерешенности (а часто и принципиальной нерешаемости) целого комплекса со- циально-экономических, управленческих и культурно-нравствен- ных проблем. Главная из этих проблем заключается в том, что традиционная система найма и оплаты труда оказалась недостаточно

26 Poverty in Japan: Underclass struggles to achieve upward mobility. The Japan Times. 13.07.2018. https://www.japantimes.co.jp/news/2018/07/13/business/poverty- japan-underclass-struggles-achieve-upward-mobility/#.XtdyYDozYuV

238

жизнеспособной перед вызовами глобализации, и корпорации решают вопросы своего выживания в новых условиях за счет непостоянных работников, которых особенно много среди «потерянного поколения» и женщин. Мер государственной политики социальной защиты для решения этой проблемы пока оказывается явно недостаточно.

239

§2.5. Индикаторы социального расслоения в Японии

До начала 1990-х гг. Япония отличалась весьма высокой степенью социального равенства в плане стартовых возможностей и уровня доходов различных слоев населения. Большинство семей имели примерно одинаковый уровень благосостояния, ориентировались на одну и ту же систему ценностей (уважение к труду, высокий престиж образования, ценность работы на условиях пожизненного найма, поддержка пожилых родителей, приоритет групповых интересов и т.д.) и вели схожий образ жизни. Однако с начала 1990-х гг. японская экономика погрузилась в глубокую депрессию, которая продолжалась более двух десятилетий и сильно осложнила экономическую ситуацию в стране. На экономические неурядицы наложились неблагоприятные демографические изменения, а именно быстрое старение населения и снижение рождаемости. Кроме того, под влиянием как субъективных, так и объективных факторов происходила все большая диверсификация жизненных стилей и ценностных ориентиров японцев, прежде всего, молодежи. Все это привело к заметным изменениям в японском обществе: начались процессы социального расслоения населения не только по уровню доходов, но и по всем составляющим понятия «образ жизни».

В данной работе мы рассмотрим вопрос о том, насколько далеко зашли процессы расслоения населения в плане распределения доходов. В этой связи, прежде всего, следует отметить, что, несмотря на два «потерянных десятилетия» уровень жизни населения Японии за последнюю четверть века заметно повысился, и она по-прежнему входит в группу наиболее богатых государств мира. Как показывают данные табл. II-5.1, за период 1990–2018 гг. валовой национальный доход на душу населения по обменному курсу возрос почти в полтора раза, а по паритету покупательной

240