Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lebedeva_O_I_-_Iskusstvo_Yaponii_na_rubezhe_XIX-XX_vekov_Vzglyady_i_kontseptsii_Okakura_Kakudzo.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
5.13 Mб
Скачать

Заключение

В эпоху Мэйдзи (1868-1912) Япония стала национальным государством. Для этого ей потребовалось создать «японскую нацию», а прежде — ее необходимые атрибуты. Концепции японских «истории», «культуры», «литературы», «искусства», «национальной природы», общего для всех языка — были основами для формирования идеи единой «японской нации». Осознание искусства как отдельной культурной категории стало возможным благодаря знакомству с европейскими эстетическими теориями, в результате чего в языке возникли новые слова: «искусство», «эстетика», «живопись», «скульптура» и др. В картине мира японцев появились соответствующие понятия, которые требовалось осмыслить. В процессе концептуализации понятия «искусства» большая роль принадлежит американскому ученому и коллекционеру Э. Ф. Феноллозе. В 1880е-1890е гг. в Японии начался активный процесс создания институтов, ответственных за сферу искусства.

Основы концепции «национального искусства» в японской культуре были сформулированы Окакура Какудзо, учеником Феноллозы, на рубеже XIX-XX вв. Он воспользовался терминологией и теоретической парадигмой, почерпнутыми из лекций и статей Э. Ф. Феноллозы, и написал «историю японского искусства». Для Окакура были важны не эстетические теории, а подсказанная гегельянской искусствоведческой традицией привязка истории искусства к «национальной истории» и описание ее поступательного развертывания во времени с характеристикой значения каждой стадии для конечного результата. В основу его концепции легла идея о том, что японское искусство стало таким, как есть, в результате взаимодействия автохтонной островной культуры (в терминологии Окакура — культуры Ямато), и континентальных влияний (индийского и китайского). Стремясь подчеркнуть самобытность японской культуры и ее «высший статус» среди других, Окакура оправдывал неудобное для этого наличие иноземных влияний тем, что одной из главных характеристик японской культуры, по его мнению, является способность органично усваивать и преобразовывать заим-

80 О. И.Лебедева. Искусство Японии на рубеже XIX-XX вв.

ствованное. Таким образом он стал творцом постулата о японцах как гениальных имитаторах, по сей день считающимся одной из базовых характеристик японской культуры. Отсюда вытекает и ключевая идея Окакура Какудзо — представление о Японии как о «музее азиатской цивилизации». Япония в сочинениях Окакура предстает как культурный центр Азии, призванный сплотить вокруг себя восточные народы и возглавить их борьбу с западной цивилизацией. В концепции Окакура японское искусство выступает как автономное явление, не связанное с всемирной историей искусства. В канон японского искусства он включил те произведения, которые считал подходящими для формирования образа японской империи: прежде всего, буддийскую скульптуру и архитектуру, а также живопись традиционных школ.

Наследие Окакура исследователями трактуется неоднозначно; наличествуют как попытки представить его сочинения как «чистое искусствоведение» в отрыве от политической идеологии и той роли, которую они сыграли в дальнейшем, так и полное игнорирование искусствоведческой составляющей, подчеркивание рецепции его наследия в тоталитарной идеологии 1930х гг. Нам кажется, что для понимания культурной атмосферы Японии XX в. важно учесть обе реализованные возможности восприятия его сочинений. Вне всякого сомнения, общая парадигма мышления Окакура и стилистика его текстов, намного более напоминающих агрессивные панегирики «Азии» и «Японской империи», чем труды по истории искусства, и их влияние на последующее развитие японской культуры — и политики — в XX в., никак не могут не учитываться при анализе его творчества. Однако для понимания структуры японского искусствоведения в том виде, в котором оно существует во многом и теперь, нельзя игнорировать и конфигурацию сформулированной им «истории искусства Японии». Иначе легко принять некритичный взгляд на существующие в истории японского искусства представления, упуская из виду то влияние, которое оказали на нее идеологи культуры эпохи Мэйдзи, и в большой степени Окакура Какудзо. Будучи отнюдь не самым выдающимся мыслителем своего времени, он, однако, оказался ярким выразителем витавших в воздухе идей. Экзотизация образа Японии, идеи о ее особости, прослеживающиеся на всем протяжении ис-

Заключение

81

тории XX в. (тоталитарная идеология 1930х гг., теория об «исключительности» японцев нихондзинрон) во многом сходны по структуре с рассуждениями Окакура и его единомышленников.

Концепция японского искусства, сформулированная в эпоху Мэйдзи, на долгое время определила подход к восприятию этого искусства и его канон внутри японской культуры. В настоящей работе была предпринята попытка описать процесс формирования этой концепции как явления, имманентно отражающего те процессы, которые происходили в культуре переломной эпохи.