Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700420.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
5.9 Mб
Скачать

7. О детских и юных годах Кати Полозенцевой (Скрыпник)

В июне 1954г. я случайно познакомился с Катей Полозенцевой в студенческом общежитии в Померках, которую я проводил пешком в г. Харьков, куда расстояние было более 8 км. Эта дорога стала длиною, исчисляемой на сегодня 58-ю годами совместной жизни.

Катин дедушка по отцу Павел Андреевич служил в царской армии, был награжден Георгиевским крестом за участие в первой мировой войне, после ранения возвратился домой. Катины дедушка и бабушка имели четырех сыновей: Илью (отца Кати) 1904 г.р., Федора 1909 г.р., Дмитрия 1912 г.р. и Леонида 1918 г.р. Дмитрий пропал без вести в начале войны в 1941г., Федор дожил в с. Охочее до преклонных лет. Леонид участвовал в войне, имел ранение, он и его жена Татьяна имели восемь детей, в том числе двух двойняшек.

Катя Полозенцева родилась 1 декабря 1933г. в с. Боровое Змиевского района Харьковской области. Мать Полозенцева (Кухтина) Татьяна Тимофеевна, 1900г. рождения 21 января, умерла у нас в Воронеже 27 января 1980г. Её отец Полозенцев Илья Павлович 1904 г. рождения 20 июля, до войны преподавал в школе географию и историю в 5 – 10 классах с 1932г. до 22 сентября 1941г., не закончив до войны заочно Харьковский педагогический институт. С октября 1941г. по сентябрь 1943г он был в составе подпольного партизанского отряда Велико - Бурлукского района. С октября 1943г призван в армию старшим сержантом, погиб на фронте в Великую Отечественную войну 23 марта 1944г. в с. Александровка Вознесенского района Одесской области.

Мать с пятью детьми (Милей, Аней, Катей, Ниной, Любой) осталась в селе Охочее Староверовского района Харьковской области, оккупированной немцами. Перед войной Катя поранила ногу и её лечили в детской больнице в Померках г. Харькова. Началась война и её не долечившуюся забрали домой, что по истечении многих лет эта рана дала себя знать. Южное солнце Крыма в 1966 г. возбудило старую рану и ей делали тяжелую операцию. Без последствий ничего не проходит.

Осенью 1942г. Катину старшую сестру Милю забрали в Германию на принудительные работы, а Катину мать с четырьмя малолетками в августе 1943г. немцы, погрузив в вагоны-телятники, увезли в концентрационный лагерь в Польшу. Они возвратились из Польши в конце 1944г, когда советские войска освободили эту часть Польши. Маленькая сестра Люба 1940 года рождения в 1944г. заболела и умерла, оставшись лежать в чужой земле Западной Украины, куда их семью перевезли из Польши при наступлении советских войск. Много месяцев семья Полозенцевых передвигалась всякими попутками по разбитой Украине из Западной Украины на родину.

Катя в июле 1954г. после окончания Харьковского техникума мясной и молочной промышленности уехала по распределению на работу в Одесскую область на маслозавод в местечко Красные Окны.

В феврале 1955г. я приехал к ней. Для нас дата 21 июля 1955г. стала знаменательной – мы расписались в загсе г. Харькова и уехали к моим родителям. Телеграмма о нашем приезде блуждала еще несколько дней, поэтому приезд наш и женитьба были неожиданными. Свадьбы не было, не было и венчальных колец, отметили это событие за столом только с близкими родственниками и вместо шумливого шампанского тихо пили донецкую "подпольную".

Главное же событие в тот еще студенческий период – это рождение дочери Наташи 23 апреля 1956г в Макеевке в поселке Холодная Балка, где я, оставив жену, уехал на работу в г. Воронеж. Уже в июне жена приехала с ребенком в Воронеж в выделенную мне комнату площадью 13 м2.

Так закончился этап бесшабашной юности и наступил новый этап жизни, полный производственных, бытовых и семейных забот.

Я в 1954г.уехал на практику в г. Казань на авиационный моторостроительный завод и после окончания практики впервые проплыл на пароходе "Пушкин" по реке Волге от Казани до тогда еще города Сталинграда. Я увидел древние города России и еще не залеченные страшные раны знаменитой битвы. На Мамаевом кургане тогда еще оставались не убранными орудия, как память израненной земли с массой искареженного металла. Планировалось на этих местах боёв создать мемориал. Земля на Мамаевом кургане в то время была только засажена различными деревьями, памятник "Родина Мать" был только в задумках.

Из Сталинграда мой путь был в г. Кременчуг к ожидавшим меня друзьям Вадиму и Михаила. Днепр удивил меня чистыми водами и красивыми берегами. Далее пароходом доплыли до прекрасного города Киева с его удивительными древними памятниками Киевской Руси.

Наши денежные запасы истощались до предела, смогли только купить билеты на поезд до Бреста в общем вагоне да одну городскую булку и 300г ржавой кильки. Благодаря общительному характеру Михаила девушки в вагоне щедро делились с нами своими домашними запасами продуктов питания. От г. Бреста до села Коростичи ехали на попутках, расплачиваясь только словом "спасибо". Побывал я в разрушенной Брестской крепости и у очень скромного тогда памятника её защитникам.