Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700420.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
5.9 Mб
Скачать

5. Послевоенные школьные годы

Особенно памятно 9 Мая 1945г. У многих дворов были выставлены на улицу столы и принесено все, что имелось. Радость и слезы переполняли всех. Нас детей посадили на полуразбитую шахтную грузовую полуторку, катали долго по полям и шахтерским поселкам, а мы пели песни военных лет, других мы не знали. К примеру, помню, мы пели:

Не то в Калинине, не то в Рязани,

Не ложились девушки спать.

Много варежек теплых связали,

Чтоб на фронт их бойцам отослать.

После 1945г. стали уезжать от нас приезжие учителя, судьбой занесенные к нам из других городов. Уехала и моя любимая гречанка учительница по математике, я ей благодарен за привитую мне любовь к этой многими нелюбимой и непростой науке, но очень пригодившейся мне в будущем. С каждым последующим классом нас оставалось учиться все меньше. Так, в 1945г. в пятом классе нас было 27 учеников, в выпускном седьмом классе в 1948 осталось менее 15, так как некоторые рано пошли работать в шахты и на другие работы. В период летних каникул в 1947г. и мне пришлось два месяца поработать помощником взрывника в шахте № 28-бис, располагавшейся рядом с нашим домом. Я познал, каков это тяжкий и опасный труд шахтеров. У поселка Новая Заря, где я жил, располагается кладбище и я наслышался трагических мелодий при частых захоронениях погибших при авариях шахтеров.

В 1946г. меня как лучшего ученика школы наградили отрезом материала на костюм, это была большая радость для родителей.

Учителя относились к ученикам с пониманием, они знали, какая обстановка была в семьях, кто остался без отцов, почему иногда дети не приходили в школу. В нашем классе училась отличница Алла Мариненко, отца которой немцы повесили на рынке г. Макеевки, как коммуниста и партизана, все к ней относились по особому тепло.

Очень жаль, что эту нашу неполную среднюю школу № 51 у шахты № 29 в период разрушительной и бездарной перестройки и в Украине в 1992 – 2000 г.г. разрушили до самого основания, а дети теперь ездят автобусом учиться в среднюю школу в поселок Холодная Балка за 4 км.

В эти годы мы держали нашу кормилицу корову. Мне приходилось носить молоко на рынок в г. Макеевку за 7 км от шахты №29, транспорт тогда не ходил. Продавал молоко я и немецким военнопленным, которые работали на восстановлении шахт. Случилось, один больной немец упросил меня дать ему молоко без денег, а ведь каждый рубль был у нас на счету. Мать сказала мне дома, что я поступил правильно, они ведь попали к нам не по своей воле.

Восстанавливали шахты и мужчины из Западной Украины, так называемые бандеровцы. Они не имели права переписки, но упросили маму присылать письма от их жен на наш адрес. Их отпустили домой в 1947 – 1948 г.г., но к русским продолжали относиться, как к оккупантам и убивали наших солдат.

В 1947 г. я впервые услышал в Донецком оперном театре музыку к балету "Лебединое озеро". Она произвела такое сильное впечатление, что во мне она звучала после этого много - много дней. Вероятно, поэтому в студенческие годы я полюбил слушать оперную музыку в г. Харькове.

Седьмой класс я закончил в 1948г. с отличием, с похвальной грамотой, поэтому я мог поступать в любой техникум без экзаменов.

Многие школьники после окончания седьмого класса устраивались на работу или на учебу в техникуме. Решил и я в 1948 г. поступить в Таганрогский авиационный техникум, но в этом году здание сгорело и я сдал документы в Ростовский техникум торговли, так как по заверениям старших ожидалась потом безбедная и сытная жизнь. Но через две недели я понял, услышав слова "бухгалтерия", "финансовый баланс" и прочее, что это не по мне. Я возвратился домой, меня родители слабо пожурили и пошел я в восьмой класс средней школы № 24 на поселке шахты Капитальная, расположенной на расстоянии не менее 5 километров от нашего дома.

В 1948г. отец купил старенький баян, на котором я играл в художественной самодеятельности и играл на школьных районных конкурсах и танцах в школе. За участие в художественной самодеятельности директор школы в 1949г. наградил меня книгой сочинений Н.А. Некрасова.