Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700420.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
5.9 Mб
Скачать

6. Студенческие годы.

В марте 1949г. когда я еще учился в 8-ом классе, сообразил, что если в 1951г. закончу 10 – й класс, то по возрасту мне был прямой путь в военное училище, ведь в стране после войны был огромный дефицит на офицеров. Поэтому я решил сдавать экзамены за восьмой класс и экстерном сразу за девятый класс. За три месяца освоил предметы девятого класса. Экзамены за два класса сдал на отлично, кроме одного – по биологии за девятый класс, который сдал на хорошо.

После окончания школы с серебряной медалью, решил поступать в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана на специальное физическое отделение по ядерной тематике. Но меня предупредили, что в этом отделении общежитие предоставляют только на третьем курсе. Мои родители не имели возможности платить два года приличные деньги за угол на частной квартире в Москве. Отец, как инвалид труда, работал уже только на поверхностных работах и зарабатывал мало, мать была домохозяйкой, а к этому времени нас сыновей у родителей было уже четверо, в 1946г. родился Коля. После войны за родившегося ребенка в семье с двумя и больше детьми полагались небольшие деньги.

Мною было принято решение поступать в Харьковский авиационный институт (ХАИ) и, как я убедился позже, решение было правильным, так как в нем инженерная подготовка была на очень высоком уровне. До войны институт располагался за городом в лесопарковой пригородной зоне в Померках, в войну он был полностью разрушен, а город Харьков на 90 %. Жили мы вначале в общежитии в Харькове, а в 1953 г. нас перевели в Померки учиться, жить и восстанавливать корпуса института. О студенческом общежитии остались у меня самые теплые воспоминания. Недаром мы после окончания института пели:

И с друзьями сойдясь у себя на дому,

И мотивы студенческих лет напевая,

Я свой первый бокал за тебя подниму,

Общежитие – пристань моя путевая.

Учебную нагрузку в ХАИ далеко не все студенты выдерживали и завершали почти шестилетнее обучение только до 60 % от количества поступающих. Преподавали нам и знаменитые профессоры, принимавших участие в том числе и в разработке пороховых ракет. Тогда не предполагал я, что не авиационная, а ракетная тема станет в последующем важной в моей деятельности.

Отец вначале периодически присылал мне немного денег, а в июле 1952г. он тяжело заболел. Как объяснили врачи, это явилось следствием сильного его переживания от обнаруженной недостачи динамита на складе, где он работал раздатчиком, а за это светила тюрьма. Сильное возбуждение вызвало влияние на головной мозг проникшего угольного штыба в голову при взрыве метана в 1936г. От сильного потрясения об этом известии я впервые узнал, что такое солдатская махорка, от этой дурной привычки я освободился только в 1983 г., когда выезжал на отдых в Сочи, который был объявлен городом не курящих. Главное, наверное, не в этом лозунге, а в собственном убеждении бросить курить.

Помощи от отца больше не стало. В 1953 году мы организовали коммуну студентов из таких же малоимущих семей, как и у меня. В этой коммуне нам почти хватало наших стипендий, так как большую часть пищи мы по очереди готовили сами. Жили дружно, весело, мы иногда подкармливали и других студентов.

В институте помимо нашей дружной коммуны у меня в 1952г. сложилась на долгие годы дружба с украинцем Вадимом Радченко и белорусом Мишей Михаликом. В периоды каникул мы побывали на родине наших родителей. При посещении родины Миши - село Коростичи Брестской области побывал я на бывшей границе с Западной Белоруссией, оккупированной Польшей в период с 1921 до 1939г. Когда Михаил работал секретарем парткома на Смоленском авиационном заводе, побывал я и на месте в Катыньском лесу, где войсками КГБ были расстреляны польские офицеры в 1940г. А для Михаила удивительным было то, как это могут мои родители постоянно жить среди тогда еще дымивших терриконов шахт.

Вадим, не выдержав учебной нагрузки в авиационном институте, перевелся в экономический институт и впоследствии занимал важные должности в министерстве угольной промышленности Украины в г. Донецке. Значит он нашел свое призвание, по характеру он был неплохим предпринимателем.