Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700420.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
5.9 Mб
Скачать

3. Предвоенный детский период.

В детские годы была избирательно цепкая память на явления, определяющие на дальнейшие годы предпочтение и неприятие в поведении человека. Так, когда мне было года четыре, сдружился я с таким же по возрасту мальчиком, жившим в ближней от нас землянке. Как-то мать этого мальчика угостила меня супом с запахом хорошо прожаренного лука и с тех пор я на всю жизнь полюбил такой лук. В детском саду однажды нам на обед дали суп с кусочками вареного сала, меня от этого сала стошнило и поэтому я больше никогда не смог его съесть.

Перед войной на шахтах встречались беспризорные малые дети, которые занимались бродяжничеством и воровством. Запомнились мне их блестящие на коленях брюки, пропитанные арбузным соком от разбиваемых коленками ворованных на рынке арбузов. Они гордились перед нами своей свободой и независимостью. Нас они не обижали, вероятно, это были беглецы из детских домов, которых тогда в Донбассе было немало.

Отец в 1938 г. купил маленький домик - землянку на Холодной Балке возле песчаного карьера, где прожили мы до середины 1942г. Этот период жизни вспоминается как период недостатка во всем, в том числе и в одежде, поскольку купить в магазине даже простой ситец было большой проблемой. Мать по ночам занимала очередь на покупку мануфактуры, прячась по курятникам, а милиция их вылавливала и штрафовала, как нарушителей установленного порядка.

Когда с ближних селений на повозках приезжали к нам в карьер за песком, я за какую - то мелочь (за арбуз, дыню или помидор) приносил им лопату и показывал место, где берут чистый песок. Выемка песка была глубокой и над этой ямой нависала песчаная стена, она часто под тяжестью обваливалась, что однажды и привело нас к тяжелому случаю. В 1938г. я с братом Виктором играли в карьере в этой яме, которого засыпало песком. Чудом спасли его вызванные мною родители, но он долго плакал во сне от испуга. Несколько месяцев его лечили в больнице.

Возможно, память о спасении его мною в карьере наложила отпечаток на последующие годы, мы всегда чувствовали близость и привязанность друг к другу. Выздоровев, в нем проявился характер бойкого и смелого мальчика. Так, во время перехода военного фронта через наш поселок в 1943г. Витя выбегал на возвышенные места и определял, с какой стороны летят снаряды. Один из снарядов разорвался рядом с подвалом, где мы прятались, а вторым снарядом был убит сосед.

На Холодной Балке мимо нашего домика проходила грунтовая дорога. Мы, малые дети, выбегали на эту дорогу и ожидали редкого проезда автомобиля, чтобы вдохнуть запыленный воздух с казавшимся очень приятным запахом выхлопных газов. А вот теперь я в течение 50 лет занимаюсь охраной атмосферного воздуха от влияния различных вредных газов.

Невероятно большие очереди были до 1939г. за хлебом в магазине. Помнится одному мальчику, пытавшемуся проникнуть в магазин без очереди, надорвали ухо, потом это ухо пришивали в больнице.

Перед войной положение в Донбассе значительно улучшилось, хлеб разносили по домам в именных сумках, чтобы не образовывались очереди, а в магазинах стало немало различных продуктов питания.

Из воспоминаний о предвоенных годах также помню следующее.

Большой радостью было приобретение патефона. Эта радость так сильно переполняла отца, что, не доехав на велосипеде до дома, он в степи завел патефон и долго слушал две приобретенные пластинки, запоминая слова песен. В конце войны и после неё мы патефон использовали на свадьбах, чужих днях рождениях, зарабатывая копейки.

В довоенные годы очень популярными были вышедшие на экраны кинофильмы "Чапаев" и трилогия: "Юность Максима", "Возвращение Максима" и "Выборгская сторона". Чтобы попасть в клуб, мы пулей проскакивали через контролера под ногами у взрослых и занимали места на полу перед первым рядом скамеек, как только гас свет.

Врачи признавали у меня малокровие и мать заставляла меня перед школой пить неприятный на вкус рыбий жир.

В 1940 г. я пошел в первый класс, а во втором классе я проучился только до ноября 1941г (т.е. до оккупации немцами Донбасса). Запомнилась мне молодая учительница, она всегда приходила на уроки в вышитой украинским орнаментом белой блузке.

В военный 1942 год отец купил небольшой частный дом с земельным участком на поселке ранее называемом Конный Двор (теперешний поселок Новая Заря) вблизи шахты № 29 у Николаенко, выехавшего в более хлебную Днепропетровскую область. Наш поселок так назывался потому, что раньше кони использовались в шахте, как тягловая сила для вывоза угля. Этот домик с существенными перепланировками сохранился до сегодняшних дней.

Характерной особенностью шахтерских поселков были рядом с домами сады с деревьями яблонь, абрикос, груш, вишней, винограда. Мать фрукты из нашего сада продавала на рынке, пополняя очень скудный доход семьи. В безводном Донецком крае большим благом является ручей откачиваемой воды из работающих шахт, которым и мы пользовались.

Умер отец 1 апреля 1989г. от церебросклероза, он около года практически не мог ходить из-за болезни ног.

Наша мать была человеком, связую-

щим и объединяющим многочисленных

приехавших из с. Резниково родственников в Донбасс, которые собирались у неё при всяких событиях. В молодые годы

я помню её красивой, в постоянных забо-

тах, всегда старалась сделать людям доб-ро, никогда не конфликтовала. Она не навязывала своей воли детям, воспринимала уважительно наши решения в выбо-

ре своих жен. Хорошо пела украинские

песни, любила веселые застольные компании. До сих пор помню звучание её голоса:

Гей наливайте повнii чари,

Щоб через вiнця лилося,

Щоб наша доля нас не цуралась,

Щоб краще в свiтi жилося

Мать Скрыпник Ирина Андреевна

Мать в основном была домохозяйкой, выращивала овощи, обслуживала нас. Только в восьмидесятых годах вынужденно стала работать на швейной фабрике, которая располагалась в здании бывшего шахтоуправления закрытой шахты № 29. Шили они шахтерскую одежду.

Матери досталась горькая судьба похоронить сыновей. Брата Василия похоронили 18 марта 1994г., брата Виктора – 22 февраля 1996 г. Получила мать известие об умершем в Воронеже сыне Николае 17 октября 2000 г. от сердечной недостаточности. В действительности он был убит пьяными соседями у двери своей квартиры в г. Воронеже на ул. Южно-Моравская, 12, кв. 80, Мы не могли сказать ей эту горькую правду, но все равно я не уберег маму от заболевания инсультом. Это ведь был её самый меньший и любимый сын с тяжелой судьбой.

Женился он на женщине из семьи, образ жизни и семейные устои в которой существенно отличались от устоев нашей семьи, что сказывалось на его душевном состоянии. Он тяжело заболел в 1974г. и жена с ребенком ушла от него в 1976г.

Мать умерла 22 сентября 2001г. Похоронили её рядом с моим отцом с общим надгробным памятником.

Сейчас рядом с могилами моих родителей находятся могилы их двоих сыновей Василия и Виктора, образовался семейный погост.