Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МГП в СМИ.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
30.06.2021
Размер:
1.55 Mб
Скачать

10. История становления права войн и вооруженных конфликтов. Взгляды философов и юристов. История формирования Женевского и Гаагского права. (есть в презентации) (Аня Золотавина)

История зарождения и развития

По мере развития человечества возникли две тенденции:

  1. Стремление избежать кровопролития;

  2. Ограничить негативные последствия столкновения.

В культуре различных народов можно найти исторические примеры попыток ограничить стихию вооруженной борьбы:

  • в Законах Ману содержалось запрещение убивать врагов, “выведенных из строя”, использовать зажженные стрелы, зазубренное или отравленное оружие, а раненые военнопленные после выздоровления отправлялись на родину;

  • философская школа стоиков Древней Греции закрепила положение о том, что отношение к другим приравнивается отношению к самому себе. Последователи стоицизма в Риме провозглашали равенство людей и выдвигали идеи о том, «жизнь человеческая священна», а «страдающий враг – не враг». Там же существовала норма-обычай, в соответствии с которой война не должна была начинаться без ее объявления. Следовало соблюдать священные перемирия, особенно объявляемые на время проведения Олимпийских игр. Военные обычаи Древнего Рима достаточно строго регламентировали правила начала военных действий, объявления перемирия и заключения мира;

  • религиозные тексты Библии и Корана повлияли на некоторое смягчение жестокостей войны в средние века – основой такой тенденции была проповедь любви к ближнему как отражения божественной любви. Носителями таких идей была церковь и рыцарство. Целый ряд рыцарских правил ведения войны, таких как, обычай объявления войны, неприкосновенность направляющихся на переговоры парламентеров, умеренность и милосердие, влиял на формирование международных гуманитарных норм.

  • воинский Устав Петра I содержал в себе требования гуманного отношения к раненым и больным.

На становление и развитие норм международного гуманитарного права сильное влияние оказали идеи великих мыслителей, ученых-правоведов, философов. Так, голландский юрист Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира» считал, что справедливая причина войны не может быть поводом для нарушения ее правил; насилие в войне имеет свои пределы. Ограничения методов и средств ведения войны для автора – требования высшего морального порядка.

Жан-Жак Руссо приходит к выводу о том, что война есть система отношений не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами, солдатами случайно. Следовательно, с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они воюют. Руссо сформулировал принцип, на котором базируется международное гуманитарное право – целью военного выступления никогда не должно быть физическое уничтожение противника.

Начиная с Монтескье и заканчивая Кантом, большинство писателей эпохи Просвещения считали войну отклонением от нормы. Она была нарушением нормального политического взаимодействия и прерывала течение цивилизованной жизни в целом.

На базе этих идей Французская революция 1789 года закрепила в своих актах положения, согласно которым должно быть обязательно одинаковое обращение со своими и вражескими солдатами, а военнопленные должны находиться под защитой нации и закона.

В основном войны все равно были чрезвычайно жестоки – случаи гуманизации борьбы были исключением, а не правилом.

Право Женевы

Современное гуманитарное право включает два раздела – «право Гааги» и «право Женевы».

«Право Гааги» или «право войны» не запрещает ее, но устанавливает права и обязанности воюющих сторон, ограничивая средства и методы нанесения ущерба противнику, во избежания неоправданных жестокостей, жертв и разрушений.

«Женевское право», состоящее из четырех Женевских конвенций 1949 года и двух Дополнительных протоколов к ним 1977 года, представляет систему принципов и норм, непосредственно направленных на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов.

В течение длительного времени содержание правил ведения войны оставались расплывчатыми и нечеткими. В середине ХIХ века при ведении войн стал особенно ощутим недостаток в регулировании военных действий.

В 1862 г. в свет вышла книга «Воспоминание о Сольферино». Ее автор, предприниматель из Женевы по имени Анри Дюнан, в 1859 г. после сражения австрийских войск против франко-итальянских при Сольферино в Италии оказался среди раненых и был потрясен увиденными страданиями. Он сделал все, чтобы привлечь внимание к бессмысленности потерь после сражения.

Так, Дюнан сформулировал конкретные действия, которые необходимо предпринять: заключить международное соглашение о придании статуса нейтральности медицинскому персоналу на полях сражений и создать постоянную организацию для практической помощи раненым на войне.

В 1863 году несколько жителей Женевы, с участием Анри Дюнана учредили Международный Комитет помощи раненым, который сосредоточился на создании национальных обществ и заключении договора, способствующего их работе. В дальнейшем Международный Комитет был переименован в Международный Комитет Красного Креста – МККК.

Женевская дипломатическая конференция 1864 года приняла Конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны, чем заложила правовую основу деятельности армейских медицинских формирований на полях сражений и основу “права Женевы” как такового.

Основные положения Конвенции сводились к следующему:

  • полевые госпитали и санитарные транспорты признавались нейтральными и подлежали защите и покровительству со стороны всех участников конфликта;

  • медицинский и санитарный персонал не мог быть захвачен в плен или обстрелян, а также получал возможность сохранять нейтральный статус при выполнении своих обязанностей на поле боя;

  • раненых и больных комбатантов, к какой бы стоне конфликта они не принадлежали, следовало подбирать и ухаживать за ними;

  • госпитальные, санитарные транспорты и личный состав подразделений, собирающих и эвакуирующих раненых получают отличительный знак – флаг или повязку с изображением «красного креста на белом фоне».

В дальнейшем развитие женевского права пошло в направлении расширения круга лиц, подлежащих защите и совершенствовании правил по мере накоплении опыта. В конце XIX - начале XX столетия заключаются новые и пересматриваются прежние договоры.

Итоги второй мировой войны послужили толчком к коренному совершенствованию права Женевы. По инициативе МККК на дипломатической конференции 1949 года в Женеве три действующие на этот момент Конвенции (одна 1907 г. и две 1929 г) заменяются новыми четырьмя, в которых за участниками движения сопротивления признается право на статус военнопленных, защищаются новые категории гражданских лиц (находящиеся на территории одной воюющей стороны гражданские лица противной стороны и население оккупированных территорий, т.е. гражданские лица которые вследствие вооруженного конфликта оказались во власти противника).

Право Гааги

В 1868 г. участниками Санкт-Петербургской конференции был подписан международный договор, касающийся употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Международная военная комиссия пришла к выводу о том, что использование подобного рода боеприпасов должно быть запрещено. Новые пули были не более эффективны, чем обычные винтовочные, а вот ранения от подобной пули намного тяжелее и вызывают страдания. Это стало основой для развития «права Гааги», направленного на собственно военные действия, допустимые средства и методы ведения войны.

На первой международной конференции мира, состоявшейся в Гааге в 1899 г. по инициативе России, участники попытались разработать условия для сохранения мира. Обсуждение завершилось включением в текст преамбулы к Конвенции так называемой поправки Мартенса. Договаривающиеся стороны зафиксировали, что в непредвиденных случаях и комбатанты и гражданские лица “остаются под защитой и действием начал международного права”.

Следует отметить, что в общем, после принятия Женевской конвенции 1864 года международные усилия государств сконцентрировались на следующих направлениях:

  1. ограничение средств ведения войны;

  2. кодификация законов и обычаев войны.

В результате государства принимают международные акты, направленные на определенное ограничение средств ведения войны (например, Декларацию об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1864 года).

Кодификация законов и обычаев войны была осуществлена на мирных конференциях в Гааге, где был принят целый ряд конвенций, регулирующих правила ведения войны. На первой конференции в 1899 году было принято 4 конвенции, на второй в 1907 году – 13. Гаагские конвенции включают нормы, регулирующие поведение воюющих сторон в сухопутной и морской войне, а также касаются проблем обращения с военнопленными, с мирным гражданским населением в случае оккупации территории противника и др. Центральное место среди них занимает Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

Последствия Первой мировой войны вызвали актуальную необходимость продолжить работу по созданию международных правовых актов по недопущению жестокого обращения с ранеными, больными, военнопленными и гражданским населением. В период существования Лиги Наций право Гааги существенно не развивалось, так как интерес к праву войны был минимален. Сразу после завершения Второй мировой войны внимание мировой общественности было приковано к вопросу наказания военных преступников, а также проблемам, порожденным изобретением и применением атомной бомбы.

На Нюрнбергском процессе главные военные преступники фашистской Германии предстали перед Международным военным трибуналом. Аналогичный процесс прошел в Токио над японскими милитаристами. 24 ноября 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, объявлявшую, что использование ядерного оружия было по многим причинам незаконным. Но при голосовании по вопросу возможности созыва специальной конференции по запрещению использования ядерного и термоядерного оружия в военных целях 55 выступили за, 20 – против, 26 воздержались, причем среди воздержавшихся и противников решения оказались США, Франция, Великобритания.

Важными в развитии норм права войн и вооруженных конфликтов стали 70-е. Именно в 1968 году, «году прав человека» наметился процесс оживления интереса со стороны ООН к правам человека во всех вооруженных конфликтах. На состоявшейся в этом году в Тегеране Международной конференции под эгидой ООН было принято ряд заключительных документов по различным аспектам международной защиты прав человека.

19 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию (2444) под названием «Уважение прав человека в период вооруженных конфликтов», подтвердив возросший интерес к праву вооруженного конфликта и обеспечив более полное осуществление функций ООН на международной арене по защите и содействию соблюдения прав человека.

Наряду с тем, что Устав ООН обязывает разрешать спорные вопросы мирными средствами и воздерживаться от применения силы, государство имеет право на индивидуальную или коллективную самооборону, если на него, или других членов ООН совершено вооруженное нападение.

Совет Безопасности может принять принудительные меры включающие введение экономических санкций и эмбарго, наделение государств-членов ООН полномочиями на использование всех необходимых средств, включая военную акцию.

С принятием упомянутой выше Резолюции ООН 2444 Женевское и Гаагское права посредством усилий правительств, ООН и МККК объединяются в едином русле, а предметом обсуждения становятся нормы ведения боевых действий, защита жертв войны и развитие идеи международной защиты прав человека в вооруженных конфликтах.

В 1974 г. в Женеве начала работу Дипломатическая Конференция созванная по приглашению швейцарского правительства. Основываясь на проектах документов, предложенных Международным Комитетом Красного Креста, Конференция после четырех ежегодных сессий в 1977 г. приняла «Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 г.». Протокол I относится к защите жертв международных конфликтов, а Протокол II направлен на защиту жертв вооруженных конфликтов немеждународного конфликта.

Соседние файлы в предмете Международное гуманитарное право