Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
BILETY_PO_FILOSOFII_PRAVA.docx
Скачиваний:
226
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
160.74 Кб
Скачать
  1. Социальное государство.

В развитии собственно идей СГ можно выделить две основные тенденции. В англо-американском варианте разрабатывалась модель регулирующего Г, которая была сформулирована В. Вильсоном в книге «Конституционное Г» (1902). По В. Вильсону, регулирующее Г минимизирует антагонизм между богатством и бедностью, ограждая человека от гибельной конкуренции, сглаживая социальную биполярность. Вторая тенденция в развитии идей СГ относится к континентальной Европе. Здесь Г как политический институт всегда выступало более активным фактором общественной жизни, чем это было в США и Великобритании. Ж.Ж. Руссо одним из первых подверг критике разрыв между Г и гражданским обществом, высказал идею их гармонизации. Наиболее последовательно евроконтинентальное понимание этой проблемы было выражено в концепции правового Г, которая в XX в. пролонгировалась в теорию и практику социально-правового Г.

Концепция правового Г базируется на просветительских и либеральных идеях XVIII вв., особенно социальной философии И. Канта, теориях Р. Иеринга, Г. Елинека, М. Вебера. Эти и другие мыслители фокусируют внимание на проблемах баланса между свободой, справедливостью, равенством и эффективностью ограничения государственного вмешательства и сохранения его стимулирующей, контролирующей роли в развитии национальных и социальных процессов. В современной зарубежной науке теории «справедливости как честности» Дж. Роулса, «социальной солидарности» Л. Дюги, воззрения К. Дженкинса исходят из необходимости выравнивания социального положения людей средствами, которые принимаются сознательно и добровольно в результате общего согласия, договора- Дж. Роулс рассматривает общество как кооперацию всеобщей и взаимной связанности индивидов, стимулирующую их личное участие в общем деле. «Чувство жалости к человеческому страданию» Л. Дюги считал одним из «наиболее прекрасных достояний цивилизованного человека XX века» и ратовал за гуманизацию политики.

В российской дореволюционной мысли идеи естественного права, правового Г интенсивно развивались Б. Чичериным, П. Новгородцевым, Б. Кистяковским, С. Котляревским, В. Гессеном, Л. Петражицким и другими исследователями. В системе взглядов Б. Чичерина теория политики выступала как самостоятельная, автономная область исследования, разработка которой должна служить осуществлению государственных целей, реформированию политической системы на основе научно выверенной программы.

П. Новгородцев наиболее близко подошел к идее СГ, предлагая утверждение минимума социальных прав, гарантированных Г и обеспечивающих человеку достойное существование. Во главу угла ставилась идея материального обеспечения свободы.

В новейшее время, примерно в 60-х гг. XX в., в ведущих странах Запада возникли собственно СГ. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития, позволяющий обеспечить прожиточный минимум каждому нуждающемуся, иметь достаточно средств для социальной защиты человека.

Конституционное закрепление термин "СГ" впервые получил в ст. 28 (абз. 1) Конституции ФРГ 1949 г. в отношении субъектов федерации - земель. Существенные элементы самого понятия перечислены в ст. 20 этой Конституции. В Конституции указывается, что ФРГ является социальным правовым государством.

Принцип СГ в той или иной форме закрепляют конституции многих современных Г, например Франции, Италии, Португалии, Греции, Испании,Швеции, Дании, Турции, Нидерландов, Японии. На Западе идея СГ связана с идеей "Г всеобщего благоденствия", которая базируется на либеральном учении современного английского экономиста Д. Кейнса. В соответствии с концепцией Г всеобщего благоденствия любое Г среди общих дел должно уделять большое внимание социальной защите населения, с тем чтобы сводить к минимуму социальные различия между группами и слоями населения и создавать возможности для

достойного уровня жизни.

Немецкий историк Г. Риттер классифицировал СГ на три типа:первый тип - так называемое позитивное Г, в котором социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов. Здесь Г контролирует социальную обеспеченность граждан, а его социальная политика служит целям такого контроля;второй тип - собственно СГ, которое проводит политику обеспечения занятости населения и гарантирования со стороны государства минимального прожиточного уровня жизни и равенства шансов на успех;третий тип - Г благоденствия, где устанавливается равенство всех в социальном отношении, т.е. социальная политика Г для всех одинакова. В таком Г должны уменьшаться различия в заработной плате, гарантируется полная занятость населения, трудящиеся играют доминирующую роль в социальной политике.

Среди наиболее важных признаков СГ можно назвать:

1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников;

2) социально ориентированную структуру экономики, что выражается в многообразии форм собственности;

3) формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально ориентированной политики;

4) разработку Г разнообразных социальных программ и определение первоочередности их реализации;

5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности;

6) развитое социальное законодательство;

7) социальную ответственность Г по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом, т.е. обязанность содействовать социальному обеспечению, ответственность за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекающих из права собственности, и др., что позволит государству выполнять свои социальные задачи.

Билет № 14

  1. Юридические ценности (универсальные, частные, отраслевые).

До сих пор речь шла об универсальных ценно­стях, проявляющихся во всей общественной и личной жизни, заложенных в сознании человека. Они имеют мировоззренческий характер. Значе­ние этих ценностей для государства и права, как и любой другой сферы деятельности и обществен­ных отношений, состоит в том, что названные ценности лежат (а вернее, должны лежать) в их основе. Это критерий оценки государственно-правовых явлений, указание, какими должны быть государство и право.

Но система ценностей не исчерпывается уни­версальными ценностями. В каждой сфере дея­тельности и общественных отношений существу­ют и свои дополнительные ценности, более част­ные, прикладные. Они подчиняются основным, универсальным ценностям и представляют собой их развитие, приложение или применение к кон­кретным явлениям.

В этом смысле любое отношение, учреждение, правило, принцип, которые рассматриваются как благо и вызывают уважение и одобрение, воспри­нимаются как своего рода ценность. Но это будет ценность второстепенная, потому что она подчи­нена универсальным ценностям, и инструмен­тальная, потому что она служит средством для достижения более высоких ценностей.

Применительно к государственно-правовым явлениям инструментальные ценности можно назвать правовыми или юридическими. Между ними существует иерархия.

Государство и право представляют собой наиболее важные общие правовые ценности. Они являются необходимыми формами организации общественной жизни, призванными обеспечить хотя бы в минимальной мере, высшие универсальные ценности — справедливость, равенство, свободу, общее благо, порядок, безопасность, или некоторые из них.

Есть и частные, специальные правовые ценности, охватывающие какие-то аспекты, стороны этих сложных явлений.

Кельзен полагал, что всякая «правовая норма конституирует специфическую ценность». По своему данное утверждение верно. Норма устанавливает правило поведения, рассматриваемое как благо, должное. Однако представляется более оправданным относить к разряду ценностей не каждую правовую норму, а только те из них, которые устанавливают принципы, выходящие за рамки данной нормы.

К такого рода ценностям относятся равноправие, права человека, демократизм, законность, презумпция невиновности в правосудии и т. п. Они являются правовым преломлением таких универсальных ценностей, как свобода, равенство и т. п., их юридической формой.

Итак, теория государства и права оперирует категорией «ценность» в трех смыслах:

1)универсальные ценности мировоззренческого и этического характера

2)государство и право как ценности

3)более частные правовые ценности.

  1. Право и справедливость.

Джон Ролс, амер. либерал, чья книга «Справедливость» заслужила признание в качестве одного из лучших исследований проблемы справедливости последних десятилетий, пишет, что справедливость - «первая добродетель общественных институтов». Ее можно рассматривать и как идеальную цель общественных отношений, в том числе государственно-правовых, и как критерий оценки.

По отношению к агенту действия, справедливость выступает как руководящий принцип поведения. Как подчеркивает Уолкер, этот принцип должен действовать «вопреки таким широко применяемым принципам, как удобство, целесообразность, выгода, преимущество». Это предполагает отказ от вульгарно-утилитаристского культа полезности и отождествления ее со справедливостью. Альтруизм интересов в обществе защите подлежит более высокий с нравственной точки зрения интерес. Справедливость проявляется в других ценностях, она устанавливает иерархию и отношение между ними. Конкретное преломление тех или иных ценностей подлежит проверке на предмет справедливости.

Категория «справедливость» впервые подвергалась обстоятельному разбору в «Большой этике» и «Никомаховой этике», а также «Политике» Аристотеля. Обращает на себя внимание широта и многоплановость этого понятия. Оно выражается посредством разных, хотя и близких терминов - «справедливое», «справедливость», «правосудность», «правосудие» и т. п. Для Аристотеля справедливость — это и личная добродетель, и объективно существующее и всеми признаваемое правило, обеспечивающее справедливое распределение благ.

А. выделяет разные виды справедливости применительно к формам общественных отношений. Он говорит о «домашнем справедливом», имея в виду отношения между отцом и детьми, хозяином и слугой, о «справедливом» в отношениях между мужем и женой и «гражданской справедливости», которую он называет также «государственным справедливым».

В центре внимания Аристотеля- «гражданское справедливое», на котором держится общественная жизнь.

Гражданская или государственная справедливость призвана распределять на разумных основаниях блага и тяготы жизни в рамках единого государственного объединения. Возможность «уделять себе большую долю безусловных благ и меньшую — безусловных зол» А. объявляет неправосудностью, т. е. несправедливостью.

Справедливость — это пропорция, мера распределения общественных благ. Выделяют два ее свойства. С одной стороны, она представляет собой середину между излишеством и нехваткой, между многим и малым. С другой стороны, справедливость отождествляется с равенством, а несправедливость с неравенством. Однако принцип равенства преломляется по-разному. При обмене и возмещении вреда равенство является полным, буквальным, фактическим. Это уравнивающая справедливость. Но и «пропорционально равное тоже будет справедливым», хотя это и предполагает фактическое неравенство. Право, по А., «есть нечто соотносительное», «правосудие — это пропорциональность, а неправосудие — это непропорциональность». «Распределительное право... должно учитывать известное достоинство». Такова распределяющая справедливость. Определив пропорциональное равенство как ее специфику, А. отмечает, что «достоинством» не все называют одно и то же.

В «Политике» А. выделяет еще одно важное свойство государственной справедливости — общее благо. «Государственным благом, - пишет Аристотель, - является справедливость, т. е. то, что служит общей пользе», «равномерно правильное имеет в виду выгоду для всего государства и общее благо всех граждан».

Соседние файлы в предмете Философия права