Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ekzamen_filosofia.docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
18.01.2021
Размер:
104.92 Кб
Скачать

12. Западная философия Нового Времени. Философский рационализм р.Декарта.

Рене Декарт(1596 – 1650).

Основные труды: «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии», «Начала философии».

Декарт — дуалист, родоначальник картезианства (от Cartesio, латинская версия его имени Картезий), в которое включается как учение самого Декарта, так и философские концепции его последователей, объединенных, прежде всего, идеей самодостоверности сознания (cogito ergo sum), развитием принципа дуализма души и тела и распространением математического метода познания.

С точки зрения рационализма, основание достоверности знания— сам разум. Это открытие доступно каждому, поскольку, с точки зрения Р. Декарта, оно является результатом того радикального сомнения, который должен предпринять хотя бы однажды каждый философ и ученый: усомниться во всем, чтобы найти то единственное, несомненное — само мышление — знаменитое картезианское «Я мыслю, следовательно, я существую».

Р.Декарт выделяет две субстанции:

- субстанция мыслящая — res cogitans. Атрибут: чувства, желания и т. д.

- субстанция протяженная — res extensa. Атрибут: форма, движение, положение в пространстве и т. д.

Данные субстанции соединяются в человеке.

В научном исследовании с точки зрения Декарта следует руководствоваться разумом, и фундаментом наук должна стать философия с соответствующим научным методом, который Р. Декарт изложил в «Рассуждении о методе»:

1. Считать истинным только то, что представляется уму вполне ясным и не вызывающим сомнения;

2. Каждую сложную проблему необходимо расчленять на частные задачи. Через последовательное решение частных задач можно решить всю проблему;

3. Начинать движение к истине от простого — к сложному;

4. Во всех областях знания составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущено.

13. Учение о субстанции в философии б.Спинозы и г.Лейбница.

Суть пантеизма Спинозы: Бог – субстанция – природа. Бог – последняя основа бытия и истинности. Бог имманентен природе. Его следует мыслить как причину всех вещей. Бог полностью отождествляется Б. Спинозой с субстанцией. Иначе говоря, Б. Спиноза сливает понятие Бога с понятием субстанции. Это единое понятие он отождествляет и с природой.

Субстанция есть причина самой себя. Слившийся с ней, Бог не обладает никакими творящими функциями.

Бог – субстанция – природа порождающая, или производящая. Это (интуитивно) умозрительная природа. Мир же единичных вещей, постигаемых чувственно-абстрактным знанием, Б. Спиноза трактовал как природу порожденную, или произведенную.

Субстанции как неизменному абсолюту присуща вечность, т.е. она выключена из времени. Мир же единичных вещей постигаемых чувственно – абстрактным знанием, Спиноза трактовал как природу порожденную, или произведённую. Единичные вещи непрерывно меняются во времени. К миру единичных вещей применимы время, мера и число. Последние не имеют никакой силы по отношению к целокупной, актуально-бесконечной субстанции. Однако Б. Спиноза убежден в том, что на пути действительно глубокого интуитивно-дедуктивного знания, возможно представить единичные вещи как порождения единой и единственной субстанции. Философ стремился постигнуть единичные вещи не только с точки зрения их взаимообусловленности, а исходя из целостности мира, воплощенной в Боге – субстанции.

Конкретные вещи, порожденные единой и единственной субстанцией, становятся модусами, т.е. единичными проявлениями субстанции. Модусы в онтологии Б. Спинозы лишают предметы и явления природы их качественной определенности и выражают тенденцию подменять их лишь количественными характеристиками. Но единая субстанция должна содержать в себе такие свойства, которые призваны объяснить самые главные качественные различия единичных вещей, мыслимых как модусы. Такие свойства и выявляют атрибуты субстанции.

Если субстанция – это абсолютно бесконечное, то атрибут – это бесконечное в своем роде. Вневременная бесконечность субстанции. Она не допускает её ограничения какими-то определенными атрибутами, сколько бы их ни было. Ибо всякое ограничение есть отрицание. Приписывание субстанции конечного числа атрибутов нарушало бы ее статус в качестве причины самой себя. Но число атрибутов, решающих свойств субстанции, проявляющихся в мире природы и человека, только два: протяженность и мышление. Именно в аспекте двух этих атрибутов человеческий ум постигает субстанцию в ее конкретности.

Своеобразную трактовку понятия “субстанция” мы находим в философской доктрине Г.В. Лейбница (1646-1716). Г.В. Лейбниц – гениальный ученый – энциклопедист и глубочайший философ. Основные категории его метафизики две: категория субстанции и категория Бога. Они тесно связаны между собой.

Многозначность понятия Бога объединяется мистифицирующей его функцией. С ней Г.В. Лейбниц связывал все еще не объясненное, не познанное наукой. И тем более то, что уже познано и так или иначе, зафиксировано в науке, он увязывает с категорией субстанции.

Бог – единственная, внеприродная субстанция. Но Бог творил субстанцию. Субстанция – это естественное постоянство, отвергающая всякое изменение. Субстанция вносит в мир принцип единства. Сам же принцип умопостигаем и бестелесен. Но понятие субстанции призвано обобщать все проявления жизни, а также познавательную деятельность человека. Понятие субстанции у Г.В. Лейбница включало бесконечное богатство отношений к вещам.

Каждая вещь – индивидуальная субстанция. Однако субстанция – это духовная единица бытия. С конца XVII века Г.В. Лейбниц стал именовать ее греческим термином монада. Монады абсолютно просты, лишены частей. Они суть метафизические, не пространственные точки. Сила (энергия) по существу, главный атрибут монады. Сила одна и та же. Она переходит от одной части материи к другой, следуя законом природы. Динамизм Г.В. Лейбница неотъемлем от монадой субстанции, ибо “субстанция есть существо, способное к действию”.

Субстанция сугубо индивидуальна и бестелесна (духовная). Каждая монада замкнута в себе. Однако, часто Г.В. Лейбниц называет любую монаду “живым зеркалом универсума”. Иногда он использует в этой связи и идею тождества микро- и макрокосмоса. Творящая роль бога сводится, в сущности, только к созданию (и притом вневременному) всей совокупности бесконечно разнообразных монад.