Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НН РОСТОВЦЕВ Учебный рисунок.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.35 Mб
Скачать

В

132. Учебный рисунок

процессе изучения натуры педагог должен раскрыть перед учащимися правила и законы, касающиеся анатомии, перспективы, конструкции, тона. Еще Гете, говоря об образовании молодого художника, указывал: «Лучшее, что можно ему посоветовать для достижения этой цели, — это взяться за серьезные занятия, приобрести знание анатомии и перспективы, чтобы с их помощью достигнуть правильности очертаний и красоты форм»75.

У образованного художника благодаря знанию законов природы вырабатывается привычное стремление к анализу того, что он наблюдает, а с помощью последнего он имеет возможность отобразить реальную действительность полнее, правдивее, ярче.

Малообразованным художником руководят только интуиция и чувство. Наука, расчет, анализ у него отсутствуют, он работает на авось, надеется только на случай.

Научные знания помогают художнику освоиться со всеми трудностями искусства. Призывая науку на помощь практике, школа постепенно подводит ученика к решению сложных задач изобразительного искусства. Без научного просвещения талант гибнет. И. Е. Репин писал: «Бесконечно жаль даровитого художника, когда он без школы, без художественного образования (!) вступает на художественную деятельность, и чем сильнее и несомненнее темперамент и талант, тем более возбуждает он чувство жалости»76.

Процесс учебного рисования должен быть активным познавательным процессом. Рисование с натуры — это ее изучение, штудирование, анализ, а не пассивное копирование. Педагог должен подвести ученика к сознанию, что художнику научные знания необходимы. Учебное рисование — это познание законов природы и основ изобразительного искусства.

Значение научного просвещения в развитии искусства огромно. Верно писал поэт Я. Б. Княжнин: «Без просвещения напрасно все старанье: скульптура — кукольство, а живопись — маранье».

Каждый художник должен осознать, что необходимо вооружаться научными знаниями, чтобы быстрее достичь вершины искусства. О необходимости сочетания таланта с разумом писал И. Н. Крамской: «Вы говорите, что являются уже образчики, где талант соединяется с головой. Дай бог, чтобы так было, потому что этого не миновать, это на очереди, это ближайшая историческая задача искусства, и если этого химического соединения не произойдет, — искусство вредно и бесполезно, пустая забава и больше ничего»77.

В настоящее время рисование рассматривается как совокупная деятельность мышления и логического построения изображения в процессе наблюдения. Научный подход к процессу рисования все более и более утверждается в сознании советских художников-педагогов. Современная художественная педагогика ищет все более прочного научного обоснования, на основе которого она строит свои практические выводы.

Опасение, что наука будет лишать художественное произведение поэзии, может быть легко опровергнуто. Научное и художественное познание действительности — не антиподы, они взаимосвязаны и дополняют друг друга. На это указывали классики материалистической эстетики, высоко ценившие познавательное значение искусства. Основным дидактическим принципом советской художественной школы должен являться принцип научности.

Говоря о научном подходе к учебному рисунку, надо отметить, что основные принципы учебного рисунка применимы для детей как старшего, так и младшего возраста, т. е. принципы правдивого изображения действительности всегда остаются едиными. Меняется лишь методика преподавания, метод раскрытия законов реалистического рисунка и степень глубины постижения данной области научных знаний, но научный подход остается обязательным условием точно так же, как и в других учебных предметах: математике, физике, химии и т. д.

Отсутствие теоретических знаний толкает ученика к пассивному срисовыванию, к бессмысленному копированию натуры. Например, ученик рисует обнаженную фигуру человека, соблюдая методическую последовательность построения изображения. Он начал с изображения общей формы модели и перешел к детальной проработке формы; однако, вместо того чтобы заняться тщательным анализом анатомического строения фигуры, он начал копировать светлые и темные пятна, которые увидел на натуре, не потрудившись подумать, чем они обусловлены. В результате вместо выпуклости он изобразил впадину (то место было темного цвета — цвет кожи), вместо впадины — выпуклость, потому что около впадины был блик.

Приступая к тональной проработке формы, ученик должен по возможности точно передавать анатомическое строение, чтобы вышло, что «светик не зря положен, а по форме кости и сознательно», как любил говорить П. П. Чистяков.

Многих беспокоит то, что при упоре на аналитическую сторону рисунки получаются очень «сухие», схематичные, в них мало жизни, экспрессии. Для художника же важно дать не протокольное изображение, а живой, вдохновенный образ. Надо сказать, что, если ученик правильно понял то, что ему объяснил педагог, он может рисовать форму без утрированной передачи анатомических особенностей. Однако рисуя живую форму, на­пример руки, необходимо линиями указывать те малейшие изгибы формы, которые читаются по натуре, подчеркивать ту конструктивную структуру формы, которая характерна для данной модели.