Эссе №4 Кому и зачем в XXI веке нужны журналисты?
Никому.
Художественная литература и ее развитие в каждую эпоху отражали интересы людей и скорость их жизни. Так, во времена Толстого, пришедшиеся на мирное для России время, люди с охотой читали длинные и тяжеловесные романы. Чехов же был мастером короткого жанра в большей мере потому, что в его современности люди не читали длинных произведений. И это не только черта российского общества. Например, Виктор Гюго писал романы многим длиннее и наполненнее, чем романы Андре Моруа. И, конечно, темы произведений Толстого и Чехова, Гюго и Моруа сильно разняться между собой, однако их размер во многом отражает действительность. Чем активнее и интереснее идет жизнь вокруг нас, тем меньше мы читаем и тем более "быстрая" нам необходима информация.
Журналистика в классическом понимании этого термина сильно изжила себя с развитием и распространением интернета. Зачем покупать печатное издание, если можно прочитать в сети. Зачем слушать истеричных и зачастую недовольных жизнью ведущих с телевидения, если можно не делать этого и все равно оставаться в курсе событий. Разумеется, развлекательный блок все еще интересен массам, но им занимаются не журналисты. Современному обществу нужна информация, которую можно получить быстро и которая не предвзята. Многие из нас интеллектуально развиты и способны анализировать информацию самостоятельно, а потому предвзятое освещение новостей журналистами неприятно людям думающим. Некоторые люди слишком устают от своей повседневной занятости — работы, учебы, — и для них новости и вовсе оказываются неактуальной информацией или воспринимаются только в легкой игровой форме юмора. Людям, заинтересованным в голых фактах, интереснее получать информацию от очевидцев, что стало удобно с развитием социальных сетей. Инстаграмм и твиттер, пожалуй, являются самым удобным и легкодоступным вариантом получить информацию из первых рук, и необходимость в посреднике теряется. К тому же, чтение короткого (не больше 150 знаков) твита или просмотр фотографии и короткого видео в инстаграмме займут меньше времени, чем просмотр передачи новостей, чтение газеты.
Роль журналиста всегда заключалась в том, чтобы передать информацию о том или ином событии большой публике, но сейчас необходимость в этом во многом пропадает. Более того, журналисты в наше время зачастую оказываются сильно предвзятыми и трактуют события согласно отношению к ним своей редакции и издательства. Следовательно информация на выходе является искаженной, притом чаще всего сильно. Искаженная информация поступает в массы, и если находится хотя бы один здравомыслящий человек, видящий искажение, она становится неактуальной и воспринимается толпой с агрессией и острой критикой. Именно поэтому сейчас популярнее некоторые новостные блоги (вроде того же "Лентача"), они собирают больше внимания, чем некоторые новостные издания.
Сейчас журналист должен либо сам являться очевидцем, либо уметь быстро собирать, упорядочивать и интересно подавать информацию, полученную от очевидцев.
Впрочем, по-прежнему остаются журналисты узких направленностей: спортивные, политические, экономические обозреватели и другие. Их важность соизмерима их работе, потому как их публика остается неизменной — это либо люди, которые работают в пределах данной среды, либо являются ярыми поклонниками темы.
Для журналиста в XXI веке необходимо идти в ногу со временем. Журналистику породил технический прогресс и возможность и необходимость собирать, анализировать и доносить до широкой публики информацию. А значит, журналист обязан следовать за техническим прогрессом. Многие современные издания имеют интернет-порталы, где так же как и в печатной прессе публикуются статьи, анонсы, заметки. Разумеется, их создают те же самые журналисты, которые создавали их ранее для печатных изданий. Меняется в данном случае только формат, и потому нельзя говорить, что журналистика как факт умирает. Публика глянцевых изданий практически не меняется от времени, разве что некоторые из них переходят на онлайн-режим чтения. Соответственно, и издания меняются под публику. Например, у популярного журнала “Esquire” есть страницы во всех социальных сетях для удобства читателей. Под угрозой остаются печатные издания и телепередачи, так как первые оказываются неудобными в повседневной жизни, а вторые часто ведут предвзятые люди с сугубо черно-белым мышлением, что вызывает отторжение у зрителей.
Тем не менее, я считаю, что в целом журналисты в XXI веке не нужны никому. Кадров в журналистике на деле совсем не мало, журналистами становятся не только выпускники соответствующих факультетов, но и просто выпускники многих гуманитарных, а порой и не гуманитарных направлений. Таким образом, журналисты в наше время не нужны никому, и если им нужна работа, приходится пробиваться.
К тому же, зачастую встает вопрос о том, что журналисту делать в будущем. Мы выпускаемся через четыре года, в 2020 году, и это тоже будет “будущее”, в котором ситуация на рынке труда вряд ли изменится в нашу пользу. Многих мучает вопрос о том, что именно журналисту писать. Мне лично кажется, что куда важнее то, как журналист пишет. Предвзятость и навязывание своего мнения, агитация, единственно верное для большой части изданий разделения мира и новостей на “плохое” и “хорошее” — все это то, что приводит к падению авторитета журналистики, а потому для будущего автора важнее то, как он пишет, а новости найдутся всегда.
Я не собираюсь становится журналистом или, по крайней мере, надеюсь на это. Мне интереснее редакторское дело. Тем не менее, когда-то я мечтала заниматься именно журналистикой. Супермен, герой моего детства, выбрал себе в качестве призвания журналистику, чтобы проверить, может ли он изменить мир к лучшему, не используя свои суперспособности. Я мечтала быть военным журналистом, проливать свет на страшнейшие события в истории, помогать людям. Однако я сильно разочаровалась в этом после событий в Сирии и Украине, освещенных однобоко что в наших, что в зарубежных СМИ. Мне кажется, работа редактора по-своему полезна, ведь редакторы делают тексты “чистыми”, удобными для чтения и приятными.
