Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эссе_Журналисты.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
195.58 Кб
Скачать

Эссе №1

Зелёные глаза журналистики

Представьте себе абсолютную информационную тишину. Радио молчит, из телевизора не доносится ни одного слова, смартфон не вздрагивает от сообщения или новости, а на столе лежит газета пятилетней давности. Апокалиптическая картина, не правда ли? СМИ так прочно вошли в нашу жизнь, что их отсутствие просто немыслимо. Каждое наше мгновение соткано из информации. И каждое следующее несёт в себе что-то новое, исключающее предыдущее сообщение. В этом бешеном вихре скоростей, кажется, теряется человеческий фактор. И в связи с этим всё чаще звучит вопрос: нужны ли журналисты в XXI веке.

Бизнес-школа «Сколково» и Агентство стратегических инициатив составили список вымирающих профессий. Журналистика должна исчезнуть после 2020 года. Не слишком радужная перспектива для того, кто в 2016 только начал постигать азы этого ремесла. Но рано отчаиваться. Речь идёт об исчезновении журналистов, специализирующихся на написании новостных материалов из открытых источников. Причина тому – развитие технологий, автоматизации. «Bloomberg», например, уже сегодня заменил новостных журналистов на программу, которая пишет биржевые сводки и, надо сказать, прекрасно с этим справляется. А во время Олимпиады в Рио издание «The Washington Post» взяло на работу бота по имени Heliograph, который добросовестно «постил» спортивные новости в Twitter. Монотонная работа, требующая объективности. С этим прекрасно справляются роботы. Но разве могут они заменить мыслящих людей? Конечно, нет.

И тут прямыми конкурентами журналистов выступают блогеры. Так называемые гражданские журналисты, однополчане обычных в борьбе за внимание аудитории. Бабушки на глобальной скамейке интернета. Они абсолютно разные: субъективные, честные, серьёзные. Но, однозначно, не журналисты. Их творчество, в основном, носит развлекательный, не глубоко аналитический характер. К тому же свой контент они создают для собственной реализации.

Журналисты – мыслящие профессионалы, чья деятельность направлена на благо общества. Ревностные искатели правды, которые готовы рушить стереотипы, сковывающие свободное мышление людей, и врачевать социальные болезни. Да, журналисты-новостники – это вымирающий вид акул пера. Но те представители профессии, которые готовы предоставить аудитории аналитические статьи, раскрывающие с разных сторон происходящие глобальные события, со временем станут лишь более востребованными. Почти каждому человеку интересно знать, чем живут люди в других странах, о чём думают и мечтают. Я хочу оставить в истории мировой журналистики свой след. Быть полезной этому обществу. Стать Фрейдоном Саебжамом (Кэвизелом) своей эпохи. Рассказать всему миру о том, как в одной из деревень Ирана до смерти забили ни в чём неповинную девушку Сорайю. О равнодушии и безвольности односельчан. О том, как муж, сыновья и отец первыми бросили в Сорайю камни. И тем самым приостановить кровавые законы шариата, пробить стену молчания и подарить женщинам востока надежду. Стать Стивом МакКарри и в одной фотографии афганской девочки в лагере для беженцев показать страдания и боль всех мирных жителей, вовлечённых в кровавые политические войны. А потом всю свою жизнь помнить о Шарбат Гуле, о той зеленоглазой не по годам взрослой афганке, которая изменила жизни миллионов, но, самое главное, твою собственную. И в трудное для Шарбат мгновение прийти ей на помощь.

Быть журналистом – быть настоящим человеком, неравнодушным, искренним, морально сильным, преодолевающим самого себя и затягивающую со страшной силой социальную среду. Это значит быть «весомо, грубо, зримо».

Представьте себе абсолютную информационную тишину. Звучит немыслимо, не так ли?

Эссе №2

В последнее время часто сталкиваюсь со словами: «вообще, я хотела быть врачом, но как-то не получилось, и я пошла на журналиста», - или - «просто в школе больше любила русский и литературу, поэтому и выбрала журфак». «Очнитесь, люди!» – звучит мой подсознательный голос.

Создается впечатление: если ты не определился с выбором будущей профессии – иди на журналиста. Почему общество перестало ставить цели и достигать их? Почему оно стало таким легкомысленным? Почему факультет журналистики для многих – один из легких путей? Накопилось слишком много «почему», требующих ответов. Для начала представьте, что Вы самый преданный читатель моей колонки в известном журнале и всегда соглашаетесь с потоком моих мыслей. А теперь – продолжим!

Цели…Я никогда их не ставила, живу по принципу рыбки из мультфильма «В поисках Дори»: «Всё лучшее – случайно. Этим и прекрасна жизнь». Нет целей, но есть желание. В прошлом году я сказала себе, что поступить в СПбГУ не смогу, но сделать так, чтобы мне не было стыдно перед самой собой за неиспользованное с умом время, сделать всё, что в моих силах, выложиться по полной – я обязана. Судьба-злодейка еще успеет сделать свой коварный ход, вся наша жизнь в ее руках. Задумайтесь на мгновение: утром 25 мая перед экзаменом по литературе я открыла учебное пособие и решила пробежать глазами тему «поэта и поэзии» и постараться запомнить две строчки для цитирования («А вдруг попадется!»). И как Вы, мой догадливый читатель, думаете, что мне досталось? Совершенно верно – эта же тема. Что было бы, если бы я подавила в себе стремление быть готовой ко всему? Наверное, сейчас Вы не читали бы это, а я не училась на первом курсе кафедры международной журналистики в Санкт-Петербургском Государственном Университете.

Желание…У людей, которые говорят о намерении стать врачом, его нет. Врачевать болезни общества и помогать больным людям – две разные задачи, хоть и связаны с принесением пользы человеку. Врач и журналист – профессии не близкие. На первое «почему» из заданных мною ранее я отвечу: общество привыкло надеяться на лучшее, ничего при этом не предпринимая, поэтому постоянно ищет легких путей, хотя пути эти далеко не легкие.

Любовь к литературе и русскому языку никак не относятся к профессии журналиста. Писать статьи и говорить на камеру может каждый. Сделать так, чтобы эти статьи заинтересовали, так, чтобы зрители по ту сторону экрана поверили во что-то или поменяли свое мнение о чем-либо – единицы. Ответ на два оставшихся «почему» простой: люди не знают, чего хотят в жизни.

Моя однокурсница, Милана Палей, однажды сказала, что хочет быть в чем-то полезным людям, хочет оставить после себя хотя бы маленький след. Да, мне остается лишь согласиться с этим. Но возможно ли это в информационном обществе?

В век высоких технологий неудивительно наблюдать, как искусственный интеллект выполняет часть журналисткой работы. Речь идет о роботах «The Washington Post», которые делали новости об Олимпийских играх в Рио. Может, я зря поступила на журналистику и через несколько лет во мне не будет никакой потребности? Конечно же, нет. Пугаться машин не стоит: они не могут чувствовать, предугадывать и творить, подключая воображение. Я вижу своё предназначение в том, чтобы зажигать чужие сердца, пусть их будет немного, пусть даже маленькая аудитория в ВШЖиМК. Писать о серьезном интересно, о трагичном или ужасном - душещипательно, о комичной – серьезно. Вот, что я хочу, и вот, как я буду работать.

«Очнитесь, люди!» - звучит мой подсознательный голос, - «Давайте ценить каждый сделанный шаг, как будто этот шаг в нашей жизни последний!»