Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kulturologia_kak_nauka_i_uchebnaya_distsiplina.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
485.84 Кб
Скачать

5.Театр хх века

Появление кинематографа, а затем и телевидения подрывает монопольное господство театра как ведущего зрелищного искусства. Однако театр успешно выдерживает конкуренцию.

Пути развития театра в ХХ столетии были предопределены драматургией Г.Ибсена, А.П.Чехова и Б.Шоу, а также драматургией К.С. Станиславского. Театральные эксперименты продолжил Б. Брехт, выдвинувший теорию эпического театра, согласно которой спектакль должен воздействовать не на чувства, а на разум зрителя, быть публицистичным и социально острым.

Эксперименты Б. Брехта обогатили театральное искусство, но не пошатнули позиций классического "аристотелевского" театра, устоявшего и перед натиском "драмы абсурда" (С. Бекет, Э. Ионеско,А. Адамов).

В то же время театр отднюдь не отказывается от использования новых сценических приемов. Он обогащается жанрами мюзикла и рок-оперы. Появляются специальные детские театры, кукольные театры, театры теней и масок.

6. Кино как вид искусства в культуре ХХ века

Возникшее в самом конце XIX века кино – один из самых молодых видов искусства.

Кино – синтетический вид искусства, вобравший в себя элементы других видов искусств: театра, художественной фотографии, литературы, изобразительного искусства, музыки. И в то же время это совершенно новый, оригинальный вид художественного творчества, способный создать на экране иллюзию реальности.

Немое кино активно использовало художественную условность, компенсируя отсутствие звука и цвета. В этот период были сделаны важнейшие творческие открытия, превратившие кинематограф из балаганного зрелища в высокое искусство (Д.У. Гриффит, Д. Форд, Ч. Чаплин, Ф. Мурнау, Ф. Ланг).

Появление в кинематографе звука, а затем и цвета позволило расширить диапазон образного воздействия на зрителя. Можно поражать зрителя богатством экзотических красок или мелодраматизмом ситуации ("Богдадский вор" и "Леди Гамильтон" А. Корды), можно вызывать у него ужас (А. Хичкок), можно включить его размышления (Л. Висконти, Ф. Фелинни, А. Куросава, И. Бергман), наконец, можно просто веселить его (Д.Р. Хилл, Кристиан-Жак).

В кинематографе нашли отражение все характерные для ХХ века творческие методы. Есть романтические фильмы (А. Корда, Д. Бурмэн, Кристиан-Жак, П. Мэдок), релистические фильмы (М. Карне, А.Ж. Клузо, П. Джереми), модернистские (Ф. Ланг, Ф. Леже). Кинематограф очень подвижен и разнообразен, в нем нередко используются смешение художественных стилей, пародийные элементы.

Тема 20 Современная неционнальная культура.( 2 часа)

1.Современная молдавская литература

2. Музыка

3. Кинематограф.

1.Современная молдавская литература .

Проза. В условиях МССР было естественно, чтобы в первом послевоенном десятилетии прозаики посвятили свои произведения теме Великой Отечественной войны, социалистическому строительству, прославлению людей труда. Вышли повесть «Огонь!» и документальный очерк «Ион Солтыс» Якова Кутковецкого, сборники «Дочь кодр» Иона Канны, «В долине Сочь» Григоре Адама, рассказы Богдана Истру, Самсона Шляху и др.

В начале шестидесятых выходит на горизонт Ион Друцэ с двумя книгами коротких рассказов и очерков «У нас на селе» (1953) и «Любовная сказка» (1954), произведя настоящий фурор в прозе и приводит за собой целый отряд молодых и настойчивых авторов со своими сочными повестями: «Сварливая девушка» Алексея Марината, «Ветер в лицо» Анны Лупан, «Виноградник» Андрея Козмеску, «Непокоренный край» Веры Малеевой, «Кодры» Иона Константина Чобану и др.

Со второй половины 6-го десятилетия 20 века молдавская проза пополняется многими новеллами, рассказами и романами, в которых писатели отображают высокие моральные качества народа, социальное и моральное сознание человека труда в более сложных и интериоризированных типических характерах. Произведение, которое ознаменовало настоящий перелом в концепции о романе, – это «Листья грусти» Иона Друцэ. Та же поэтическая атмосфера ощущается и в его сборнике рассказов «Тоска по людям». Процесс преодоления узкого типа мышления, унаследованного от старого мира, находит свое более глубокое отражение в романах «Люди и судьбы» Ариадны Шаларь, «Метель» Елены Дамиан, «Песня пробивает себе путь» Веры Малевой.

Проза 7-го десятилетия расширяет основательно свою тематику и кругозор, включает в свою сферу новые аспекты исторической действительности и новых героев.

Целая шеренга сборников новелл и рассказов вписывается в сокровищницу прозы как одни из наиболее ценных художественных произведений: «Последний месяц осени», «Степные баллады», «Бремя нашей доброты» Иона Друцэ, «Один на один с любовью» Аурела Бусуйока, «Дельфин» Джордже Менюка, «Крик стрижа» Владимира Бешлягэ, «Сказка про белого бычка» Василе Василаке, «Смех и плач вина» Влада Иовицэ, «Следы на пороге» Алексея Mарината. Участие врачей в обновлении жизни послевоенного села отражено в романе «Траянов вал» Ариадны Шаларь. «Диск» Джордже Менюка, пример микроромана в нашей литературе, вписывается в молдавскую прозу как впечатляющая история драматической жизни талантливого художника. Проза 8–9-го десятилетия продолжает углубление отражения главных коллизий эпохи. Роман «Звонница» Иона Друцэ, в котором главный герой Хория Холбан показывает интерес автора к созданию нового типа героя, обладающего большой степенью сознательности, нацеленный на свое проявление в конкретных делах, – это представительное произведение для новых тенденций современной прозы. Впечатляющее полотно своей достоверностью создает Анна Лупан в романе «Чершни чёрное цветенье», в которой описываются военные события.

Ту же тему трактует Алексей Маринат в романе «Горячие ключи». Проявляется как романист Думитру Матковски своими произведениями «Дуда» и «Бэтута», в которых жизнь тружеников полей охвачена взором тонкого знатока сельской действительности. Широкие масштабы городского зодчества находят звонкое эхо в романах «Пошлина» Серафима Сака, «На улице роз» Ф. Видрашку, «И тут мы построили любовь свою» И. Гайсанока, «Посланники» Алексея Марината и др. В романе «Мой парижский дядя» Аурела Бусуйока великие метаморфозы республики выявлены через призму человека, который через несколько десятилетий возвращается из эмиграции. Романы «Дома», «Игнат и Анна», «Боль» Владимира Бешлягэ отмечены литературоведами как самые выразительные эпические полотна. «Реквием по Марии» Веры Малевой, дилогия Георге Мадана и кинематографическая повесть Влада Иовицэ о Кантемире, «Возвращение на круги своя» и «Белая церковь» Иона Друцэ черпают свое вдохновение из нашей общей истории. В качестве прозаиков с тонкой остротой зрения, иногда иронической или юмористической, проявили себя Николае Есиненку в произведениях «Время любить» и «Любовный роман», Виктор Прохин («Последний лист») и др. Новых авторов повестей и романов находим в лице Харалампия Морару, Николае Руссу, Валерия Бабански, Иона Якима, Виктора Думбрэвяну и др.

Выдающиеся успехи достигнуты и в прозе для детей и молодежи. Современная молдавская проза обладает большой художественной ценностью, что дало повод литературной критике говорить о данном периоде, как о самой плодотворной главе в молдавской литературе.

Современная молдавская литература унаследовала прекрасные традиции литературы XX века. Продолжают с успехом свою творческую деятельность «последние могикане» XX века.

Эти авторы творят одновременно в нескольких жанрах. Ион Друцэ в драматургии, художественной публицистике, цикл его поэм под названием «Мольба» может посоревноваться с поэзией маститых поэтов. Аурелий Бусуйок за последние два десятилетия выдает на-гора роман за романом, но не оставляет и проторенные сферы поэзии и публицистики. Владимир Бешлягэ целеустремленно шагает к своему восьмидесятилетию. Со сборниками новелл и стихов, публицистики и документальной прозы. Думитру Матковский соревнуется сам с собой в драматургии и поэзии. Николай Есиненку дошел до седьмого тома сочинений, в которые входят новеллы и романы, комедии и поэмы. Сатирик и юморист Петру Кэраре продолжает оттачивать эпиграмму и пародию, но мечтает издать свои роман и пьесы, опубликованные в периодике. Николай Дабижа, одновременно с поэзией, воинственной и едкой публицистикой в еженедельнике «Литература и искусство», дебютирует с романом. Михаил Г. Чиботару и Георгий Мадан трудятся в прозе, Михаил И. Чиботару − в поэзии, Андрей Стрымбяну в поэзии и драматургии. Продолжают печататься Харлампий Морару − с прозой и публицистикой, Виктор Думбрэвяну − с романами и воспоминаниями о собратьях по перу. Ион Хадыркэ издал за последние десятилетия несколько весомых томов стихов и публицистики. Работают в прозе Серафим Сака, Николай Русу, Виктор Прохин, в поэзии − Василе Романчук и Лео Бутнару, в критике и истории литературы − Харлампий Корбу, Михаил Чимпой, Михаил Долган, Ион Чокану, в сатире и юморе − Ион Диордиев и Ефим Тарлапан.

Появилось много новых имен в литературе, но они пока не прошли проверку временем на прочность и художественный уровень, хотя критика хвалебно отзывается о прозе Валерия Бабанского; о литературоведческих работах Павла Балмуша, Александру Бурлаку, Анны Бантош; о сатирических стихах Георгия Былича и Григория Дрэгана; о драматургии Вала Бутнару и Георгия Каламанчука; о стихах для детей Иона Антона, Константина Драгомира; о театральной критике и эссеистике Валентины Тэзлэуану; о публицистике Николая Ройбу, Виталия Чобану и др.

В отличие от прошедшей эпохи, эта литература осваивает библейскую тематику и запретную историю: ограбление и уничтожение церквей и монастырей, голодомор (1946–1947), массовые депортации, преступления времен культа личности, а также беспредел, наступивший в начале 90-х вместе с безграничной демократией, связанный с коррупцией, проституцией, наркоманией, торговлей людьми и др.

Драматургия. Молдавская драматургия XX–XXI веков прошла тернистый путь развития. Для большинства писателей это был самый притягательный литературный жанр, но и самый сложный. Своего рода rara avis.

Драматургия требует острых конфликтов, испепеляющих страстей. В послевоенных условиях, в период голодомора и депортаций, когда цвет нации погиб на фронте или перебежал за Прут, условия для творчества были сложными. Тогда еще театра как такового не существовало. Отсутствовали традиции и модели, потому что ни пьесы Василия Александри, ни Иона Луки Караджиале не проникли в Советскую Молдову. И весомыми талантами молдавская литература тогда не располагала. Сведенные к молчанию теорией отсутствия конфликта, дебютанты того периода были вынуждены идти на компромиссы с идеями режима, создавая пьесы на злободневные темы (о коллективизации – «Свет» Андрея Лупана) или находили свои сюжеты в истории, в фольклоре.

1960 год становится поворотным для молдавской драматургии. Ион Друцэ издает драму «Каса маре», которая поднимает невероятно высоко художественную планку и расширяет ее тематический диапазон. Пытаются соревноваться с молодым драматургом Джордже Менюк («Утка с утятами»), Рамиль Портной («Песня Лэпушницы», «Нелетающие птички», «Крепкий дом», «Краса лесов»), Константин Кондря («Полевые цветы», «Дети и яблоки»), Феодосий Видрашку («Две жизни и третья»), Алескандр Козмеску («Жемчужная дорога»), Анна Лупан («Колесо времени», «Всё будет хорошо»), Георге Маларчук («Не делайте мне добра») и др.

Смело прокладывают свой путь в драматургию Аурелиу Бусуйок с драмой «Раду Штефан – первый и последний», Андрей Маринат комедиями «Остановите планету», «Где ты, Кампанелла?», «Майская любовь», «Смелость мужчин», Думитру Матковский, Ион Подоляну, Петру Кэраре, Николае Есиненку, Андрей Стрымбяну и др. Были авторы, чьи пьесы изначально были предназначены только для чтения: Елена Дамиан (Идол», «Оставь тополю хоть один лист», «Игра со смертью»), Архип Чиботару («Последний лист», «Бубновая шестерка», «Непубликабельный фельетон», «У телефона»), Джордже Менюк («Ван Гог»), Ариадна Шаларь («Ураган») и т. д.

На данном этапе вне конкуренции остается Ион Друцэ, который издал несколько томов пьес. К сожалению, до сих пор широкая театральная публика не увидела спектакли по его пьесам «Падение Рима», «Апостол Павел», «Ужин у товарища Сталина», «Мария Кантемир, последняя любовь Петра Великого».

Радует все-таки тот факт, что мы можем увидеть на сцене премьеры, подобные той, что состоялась 24 ноября 2010 года «Древо жизни», представленной на сцене Национально театра «Михай Еминеску» по одноименной пьесе Думитру Матковского, в которой представлена радиография пороков и добродетелей молдавского общества.

Современная национальная драматургия продолжает традиции драматического жанра, заложенные патриархами молдавской драматургии К. Конаки, Г. Асаки, А. Руссо, К. Негруцци, В. Александри и другими, в котором взаимопроникаются комическое и трагическое, гротескное и абсурдное. Игра в театре не является простым рефлексом, она рождается и развивается из потребности человека в общении, интеллектуальном и эмоциональном совершенствовании. Становление современной национальной драматургии происходило как на основе собственных источников, так и с использованием художественных средств эпического и лирического жанров.

Театр создает собственный микрокосм, в котором драматург противостоит природе, создавая персонажи и места, превращая мечту в реальность, представляя зрителю новый мир, порой совсем отличный от реального. Актеры воплощают персонажей, родившихся в воображении драматурга — настоящего Прометея, творящего жизнь из ничего.

Долгие годы драматург был писателем — прозаиком или поэтом, писавшим пьесы для театра. В 90-х годах в Молдове появилось новое поколение драматургов, которые разработали новый художественный язык и открыли новые измерения в тематике. Возникли новые театры и новое понимание того, как в театре жить. Сейчас драматурги находятся в поиске новых идей и форм выражения, соответствующих новым реальностям и дающих возможность обогатить национальную культуру.