Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шкаратан О.И. Социология неравенства.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
17.43 Mб
Скачать

Часть 2. Социальная стратификация и социальная мобильность

значение профессионально-отраслевую систему стратифика­ции. Существенное место занимает иерархическая поселен­ческая система, охватывающая весь мир и включающая в себя global cities, метрополисы, региональные и локальные центры, малые города, сельские поселения. Важное значение имеет также половозрастная стратификация, в которой в последние десятилетия происходят значимые изменения, приводящие к перераспределению статусных позиций и исполняемых ролей у представителей половозрастных групп. Качественно изме­нилась ситуация с этнокультурной стратификацией, в которой запечатлена драма усложнившихся отношений между народа­ми и культурами, оказавшимися либо победителями, либо аут­сайдерами в становящейся глобальной экономике.

4.2. Стратификация информационных ' (постиндустриальных) обществ

Изучая проблемы социально-экономического неравенства в современном мире, необходимо, по-видимому, учитывать как общемировые тенденции, так и специфические особенности стран. Страны различаются как по социально-экономическому и политико-правовому устройству, так и по цивилизационной принадлежности и связанной с нею качественной специфи­ке всей системы жизнедеятельности. Здесь мы отметим лишь социально-экономические различия, обусловленные принад­лежностью к информационным обществам, к либеральным ин­дустриальным обществам, к трансформирующимся обществам, переживающим переход от псевдосоциалистической (совет­ской) социетальной системы к новому состоянию, пока еще не во всем определившемуся по своей направленности, и, наконец, обществам, находящимся на доиндустриальном уровне.

Положение людей остается фундаментально неравным во всех странах, включая и самые развитые постиндустриальные государства. Несмотря на активную социальную политику, до сих пор повсюду встречаются свидетельства бедности и массо­вого экономического и социального неравенства. Во всех стра­нах привилегированные группы людей пользуются непропор­ционально большой властью, богатством, престижем и други-

Глава 4. Типы стратификации в истории человечества

ми высоко ценимыми благами. Наиболее удручающие факты неравенства в мире наблюдаются в отсталых странах.

Однако и в высокоразвитых странах, справедливо гор­дящихся успехами в построении welfare state, проходят слож­ные и во многом неожиданные по отношению к оптимисти­ческим предсказаниям 1970-х гг. процессы. В. Иноземцев приводит такой достаточно характерный пример динамики имущественного неравенства. С начала 1930-х и до середи­ны 1970-х гг. доля национального богатства, принадлежавшая 1% наиболее состоятельных семей, снизилась: в США с 30 до 18%; в Великобритании — с 60 до 29%; во Франции — с 58 до 24%. Понятно, что подобного рода данные служили основой для весьма оптимистических выводов о преодолении капита­листических форм неравенства и смене капитализма постин­дустриальным обществом с иной социальной организацией. Но в новом цикле развития, начавшемся во второй половине 1970-х гг., капиталистическая природа обществ либеральной демократии вновь проявила себя с полной силой. Доходы это­го одного элитарного процента населения росли с исключи­тельной быстротой, достигнув еще в середине 1990-х гг. пока­зателей 1930-х. Так, в США эта часть населения в 2007 г. вновь стала владеть 42% национального богатства, как это было даже не в 1930-х гг., а в 1900-х гг. У высших 0,1% доходы подскочили в пять, а у 0,01% — в семь раз по сравнению с 1973 г. Если же оценить медианную заработную плату мужчин в самом цвету­щем рабочем возрасте от 35 до 44 лет, то окажется, что с по­правкой на инфляцию она была в 1973 г. на 12% выше, чем в 2007 г. Если принять прирост национального богатства в США в 2000—2007 гг. за 100%, более 73% его пришлось именно на долю 1% наиболее состоятельных американцев [Иноземцев, 2003; Кругман, 2009, с. 134, 137, 140-141, XVII] (см. также: [Фукуяма, 2004; Валлерстайн, 2003; Россия и страны — члены Европейского союза, 2003; Pocket World in Figures, 2009]).

Второй показатель новых тенденций выражает динамику межстранового неравенства. Если в начале XIX в. средние дохо­ды в расчете на душу населения в развитом мире превосходили в 1,5—3,0 раза показатели стран, которые сейчас именуются раз­вивающимися, то в середине XX в. — в 7—9 раз, существующий же ныне (в начале XXI в.) разрыв составляет 50-75 раз [Там же].

114

115