Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шкаратан О.И. Социология неравенства.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
17.43 Mб
Скачать

Глава 14. Средние слои: на пути к информациональному среднему классу ?

На прошедшем в декабре 2006 г. на Всероссийском совеща­нии практиков и экспертов по национальным проектам были озвучены данные Росстроя, согласно которым самостоятельно купить квартиру или дом могли 6% населения. Еше 22% могли сделать это при помощи займа. При этом 70% вообще не имели возможности улучшить жилищные условия, потому что банки отказывались предоставлять им ссуды из-за низкой зарплаты. Во многих крупных городах стоимость квадратного метра жилья сильно завышена (в среднем на 30—40%). Отсутствие значимого слоя граждан, способных приобрести жилье, ставит под сомне­ние надежды, что правящий режим опирается на представителей среднего класса, появившегося при Путине [Косарева, Туманов, 2007J. Эти суждения справедливы лишь отчасти.

За 2000-е гг. ситуация в России действительно стаби­лизировалась, повышены пенсии, социальные пособия и зар­платы. Люди в материальном отношении стали жить лучше и, сравнивая свое нынешнее финансовое состояние с таковым 1990-х гг., поспешили ассоциировать себя со средним классом. Но в том-то и дело, что средний класс в России — это фикция, так как по сравнению с западноевропейским (подлинным) сред­ним классом он находится за чертой бедности. В России люди, причисляющие себя к среднему классу, не в состоянии купить квартиры в кредит, поэтому разговоры о «твердой опоре» пра­вительства несколько преждевременны. В этом, собственно, и кроется становая проблема претворения в жизнь националь­ных проектов: сегодня из их реализации может выпасть основ­ное звено, ради которого и было все задумано, — население страны, и прежде всего потенциальный средний класс.

14.5. Новый средний класс и информациональные работники в современной экономике России

Как было показано выше, на Западе переход к экономике знаний тесно связан с качественными изменениями в сфере за­нятости. Ключевым актором этой становящейся новой эконо­мики явился так называемый информациональный производи-

477

Часть 3. Тип общества и характер неравенства в России

тель. На основе детального анализа зарубежной литературы по проблемам информационального производителя нами соизме­рялись реальные параметры работников отечественного И КГ и сопряженных отраслей. Критерии для выделения работни­ков, которых можно отнести к ядру информациональных про­изводителей, а в социально-классовом измерении — к новым социально-профессиональным слоям нового среднего класса, таковы: наличие особенно ценных для экономики и общества знаний и навыков, в частности навыков работы с ИКТ, посто­янное повышение квалификации и обновление багажа зна­ний, способность работника самостоятельно ставить себе за­дачи, переключаться между различными видами деятельности. Сочетание этих критериев дает работнику возможность не толь­ко комбинировать решение проблем на основе известных реше­ний и подходов, но и предлагать что-то радикально новое. Эти способности являются основным отличием информациональ­ного работника от обычного специалиста и делают первого осо­бо ценным для фирмы, страны, международного рынка труда.

Проблема сводится к тому, есть ли шанс, а если есть, то где предположительно мы сможем в России обнаружить этих но­сителей черт информациональных работников в соответствии с теоретической моделью, сконструированной по западным материалам. С учетом проведенного анализа мы осуществили полуформализованные интервью с информациональными ра­ботниками, прежде всего в единственном городе России, впи­санном в сеть мировых мегаполисов и обладающим признака­ми постиндустриального города, — Москве. Для сопоставления были проведены опросы в крупных жизнеспособных городах-метрополисах: Санкт-Петербурге, Перми, Нижнем Новгороде. Как известно, экономика знаний, в отличие от трансформаци­онной, предъявляет совсем другие требования к качеству рабо­чей силы. Смысл наших полуформализованных углубленных интервью сводился к выяснению соответствия качеств занятых критериям принадлежности к информациональным произво­дителям. Необходимо заметить, что наши респонденты обла­дают некоторыми характерологическими особенностями, при­сущими информациональным работникам.

478