Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шкаратан О.И. Социология неравенства.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
17.43 Mб
Скачать

Часть 3. Тип общества и характер неравенства в России

Глава 9. Социетальная система и социальная стратификация в ссср

и по негласному статусу этот куратор был по рангу выше «свое­го» министра. Эта двойственность, переплетенность скрытых и открытых каналов и рычагов управления делали исключитель­но гибкой и в то же время исключительно жесткой всю систему управления.

В конце 1980-х гг. КПСС насчитывала около 20 млн человек. Из того, что сказано выше, может создаться впечатление, что все эти 20 млн управляли страной с населением почти 300 млн. Это совершенно не так. Партия была социально неоднородна, как и все общество. В ней были и простой рабочий-сталевар, и секре­тарь регионального комитета, для которого партийная работа была профессиональной деятельностью. Эту ситуацию хорошо подметил и описал в своем романе «1984» Дж. Оруэлл, разде­лив партию на «внутреннюю» и «внешнюю». При этом делении рабочий-сталевар относится к «внешней партии», а секретарь ре­гионального комитета — к «внутренней». Представители «внут­ренней партии» осуществляли властные полномочия, основная часть членов партии выполняла роль массы, одобряющей дея­тельность вождей.

Эту же роль выполняли более двух миллионов депутатов, входивших в советы всех уровней. Советы «работали» всего не­сколько дней в году на так называемых сессиях, где они прак­тически штемпелевали решения, подготовленные аппаратом, т.е. номенклатурными работниками, входившими в состав «внутренней партии». Для простого человека пребывание в совете как бы фиксировало его благонадежность, для чинов­ника же членство в совете означало закрепление его статуса. Главный принцип подбора членов советов при отсутствии ре­альных выборов (один кандидат на одно депутатское место) — представительство номенклатуры, которая решает, и одобряю­щей рабоче-крестьянской массы (единогласное голосование во всех случаях).

Такая организация системы власти позволяла правящему слою, опираясь на широкое представительство в партии и со­ветах рядовых подданных, гасить и предупреждать разнообраз­ные конфликты, торпедируя их превращение в политические. В ущемленном положении оказывались средние слои (интел­лигенция), творческий потенциал которой был почти не вос­требован властью.

318

Что касается законотворческого процесса, то он вершил­ся в кабинетах ЦК партии при участии профессионалов. Здесь же готовились подзаконные акты, которые во многих случаях оставались секретными, что создавало правовую зависимость каждого человека от всевластия номенклатуры. В советской системе всегда отсутствовала независимая судебная власть. Судьи «избирались», как и депутаты, при отсутствии альтерна­тив. Любопытно одно наблюдение. Советскому режиму была присуща высокая степень антифеминизма. Достаточно на­помнить, что за все время существования советской системы в составе политбюро ЦК КПСС было всего лишь две женщи­ны. А судьями избирались (назначались), как правило, жен­щины. Заведомо это была номенклатура низшего уровня. Это подтверждается и невысоким уровнем заработной платы, и непригодными для работы помещениями судов. Во всей си­стеме власти гораздо более весомую роль играла прокуратура. Системе были необходимы палачи, а не правдолюбцы, ищу­щие справедливость.

Остановимся на социальной политике как выражении отношений правящего слоя и основной массы населения. Советская социальная политика в реальности была политикой защиты интересов номенклатуры, хотя внешне эта политика представлялась как политика защиты интересов трудящихся. Под маской «поддержки материнства, детства, пенсионеров» и т.д. советское тоталитарное государство долгие годы прово­дило очень жесткую политику, направленную на формирова­ние системы мер по максимальному благоприятствованию представителям номенклатуры. Например, использовались ограничительные меры, препятствующие развитию интелли­генции и в то же время стимулирующие формирование интел­лектуальной элиты, тесно связанной с номенклатурой, вклю­ченной в состав номенклатуры, и т.д.

Однако, прикрываясь успешным мифотворчеством, со­ветская социальная политика выглядела и воспринималась как политика защиты интересов различных социальных групп, составлявших советское общество, и прежде всего групп го­родских рабочих. Поэтому, говоря о советской социальной по­литике, следует различать ее доминирующую составляющую,

319