Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шкаратан О.И. Социология неравенства.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
17.43 Mб
Скачать

Часть 3. Тип общества и характер неравенства в России

рованная на захват власти. После своей победы в октябре 1917 г. они разделились на два типа управленцев: ленинскую гвардию и сталинскую номенклатуру. В середине 1930-х гг. номенклатура ликвидировала старую ленинскую гвардию. Такой же поэтапный процесс имел место во всех странах коммунистической системы. Цель системы — власть и господство над другими. Этому и посвящают себя ее руководители — партийные олигархи. Система построена на нищете и пассивности масс, они зависят от власти, которая сама по себе является привилегией. Здесь господствует каста-номенклатура, которая представляет собой часть правящей партии. Вселенский предпринял попытку ис­числить размер господствующего класса. Всего, по его подсче­там, к началу 1980-х гг. номенклатура включала около 750 тыс. человек, а вместе с семьями — 3 млн. Примерно 100 тыс. — по­литические, партийные руководители; затем идет номенклату­ра из органов безопасности, армии, сфер производства, обра­зования, науки и т.д. [Вселенский, 1991].

Представляется, однако, что на самом деле «управляю­щие» — это не класс, поскольку они, хотя и использовали соб­ственность в своих интересах, но правами распоряжения сред­ствами производства не обладали. Ведь никто из руководите­лей ни о чем не мог сказать, что это его собственное. Они вос­производили себя не через экономическое отношение к сред­ствам производства, а через монопольное положение в системе власти, через свою «собственность на государство». Поэтому можно считать оправданным отказ от применения традицион­ной для марксизма категории класса, разработанной для ана­лиза капиталистического общества, к той реальности, которую представляли собой общества советского типа.

Весьма своеобразную критику и определенное развитие идеи нового класса получили в трудах блестящего венгерско­го социолога Ивана Селеньи. Он анализировал эту проблему сквозь призму процессов изменения социальных позиций ин­теллигенции на основе главных классовых критериев — власти и собственности. Широкую известность получила его книга, написанная совместно с Дьердем Конрадом «Путь интеллиген­ции к классовой власти» [Konrad, Zeleni, 1979]. Эту книгу сами авторы рассматривали как дружескую полемику с М. Джиласом.

284

Глава 8. Основные концепции социального порядка и стратификации в обществах...

В книге были выделены три периода развития социализма. Первый — сталинизм. Лучшим теоретиком социальной системы этого периода был, по мнению авторов, М. Джилас. Для указан­ного времени были характерны иерархическая структура обще­ства, монопольная власть бюрократической элиты, сословные методы управления. Закончился он в середине (или к концу) 1950-х гг. Начавшийся тогда же второй период социализма ха­рактеризуется стремлением бюрократической элиты привлечь на свою сторону интеллигенцию, в основном техническую, и разделить с ней власть. Книга была посвящена анализу этого второго периода. В ней Конрад и Селеньи утверждали, что на этом втором этапе пошел процесс разложения государства со­словного типа, стала уменьшаться монопольность господства бюрократии и началось образование нового правящего класса, который, по-видимому, будет включать в себя всю интеллиген­цию. Формирование этого класса займет целую историческую эпоху. Социализм, при котором власть будет принадлежать интеллигенции, станет качественно новой эпохой. Это и будет третьим периодом социализма.

В более поздних публикациях (1988) Конрад и Селеньи писали о том, что для возникновения нового класса нужны действующие силы, агенты, способные и стремящиеся занять новые классовые позиции, нужны также новые социально-экономические позиции, которые они могли бы занять, нако­нец, эти новые действующие силы должны выработать новый тип сознания. По их предположениям, по всем трем аспек­там в ходе посткоммунистического развития интеллигенция Центральной и Восточной Европы имела шанс сформировать­ся как класс.

А в статье, датируемой 1991 г., эти же авторы с энтузиаз­мом писали: «В настоящее время интеллигенции действитель­но принадлежит наиболее существенная роль в трансформации обществ государственного социализма... Произошел распад фундамента, на котором зижделось господство бюрократии, и с уходом с политической арены прежней элиты единствен­ным жизнеспособным претендентом на роль новой элиты ста­ла интеллигенция» [Конрад, Селеньи, 1991, с. 26]. Жизнь не подтвердила этого предвидения венгерских социологов.

285