Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект лекций Экономика фирмы.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1 Мб
Скачать
☆

8.4. Налог на добавленную стоимость и налог на имущество

Налогами называются обязательные платежи, взимаемые государством (в лице центральных и местных органов власти) с населения, предприятий и организаций, зачисляемые в доходы федеральных, республиканских или местных бюджетов.

Налоги являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение доходов в соответствии с задачами экономического и социального развития общества.

Основными функциями налогов являются:

  • фискальная (бюджетная) функция. Главная задача - формирование доходной части государственного бюджета на основе централизованного взимания налогов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых результатов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства (оборонной, социальной, природоохранной);

  • контрольная функция. Функция дает возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых расходах и внесения необходимых изменений в налоговую систему и бюджетную политику;

  • распределительная функция. Функция имеет регулирующий характер, направленный на совершенствование воспроизводственного процесса общественного производства. Налоговое регулирование включает две подфункции: стимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция реализуется через систему налоговых льгот. Подфункция воспроизводственного назначения включает в себя плату за воду, забираемую из водохозяйственных систем, платежи за пользование природными ресурсами и прочие ресурсные налоги.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), заработная плата, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц и др.

По виду установления налоги подразделяются на прямые и косвенные:

Прямые - это взимаемые непосредственно с налогоплательщиков налога на доходы, имущество, ресурсы; косвенные налоги связаны с хозяйственными операциями и выступают в виде специальных надбавок в пользу государственного бюджета (акцизы, налоги на потребление и обращение товаров, по дарению, вступлению в наследство и др.)

Согласно Закону «Об основах налоговой системы в РФ» вся совокупность налогов, взимаемых в стране, разделена на федеральные, республиканские и местные налоги.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджетную систему части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, вносимой в бюджет по мере их реализации.

Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров, выполненных работ и услуг.

В строительных фирмах налогом облагается стоимость выполненных и оплаченных заказчиком строительно-монтажных работ, исходя из выручки от реализации продукции. К оборотам строительных организаций, облагаемым НДС, относятся строительно-монтажные работы, выполненные и хозяйственным способом. Налог взимается также с выручки строительной организации, полученной от оказания транспортных услуг, услуг по сдаче в аренду имущества и других платных услуг. Кроме того, объектом налогообложения является также выручка от реализации основных фондов и нематериальных активов, материалов, выдача материалов, продуктов, товаров своим работникам в счет заработной платы. Подлежат налогообложению НДС средства от взимания штрафов, взыскания пени, выплаты неустоек, полученные за нарушение обязательств, предусмотренных договорами.

В настоящее время ставка НДС составляет 18%. По некоторым видам товаров по перечню ставка налога - 10%. В перспективе ставка НДС намечается к уменьшению.

Выручка строительной организации по всем видам деятельности вместе с НДС (в расчетных документах НДС называется отдельной строкой) поступает в распоряжение строительной фирмы. Одновременно строительная организация, со своей стороны является также плательщиком НДС по приобретенным материальным и техническим ресурсам, услугам.

Поскольку НДС исчисляется исходя из размера чистого дохода, созданного на каждой стадии производства и обращения, а установленная ставка налога применяется к облагаемому обороту, то сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от заказчиков и покупателей (за выполненные работы и оказанные услуги, а также за проданные основные фонды, материалы а другие виды имущества) и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материально-технические ресурсы (работы, услуга), стоимость которых относится на издержки производства и обращения (себестоимость СМР).

Налогоплательщиками налога на имущество признаются:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и имеющие в особенности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящиеся к объектам основных средств.

Не признаются объектами налогообложения:

земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органом исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и правопорядка в Российской Федерации.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисленной по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный период) определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и на 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций (не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства), принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1-е января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговые льготы.

Освобождаются от налогообложения:

организации и учреждения уголовно- исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

религиозные организации;

общероссийские общественные организации инвалидов;

организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения;

организации в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

организации в отношении объектов социально-культурной сферы;

научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств;

и другие.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленному в течение налогового периода.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта РФ не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в установленном порядке;

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению организации;

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода

представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.