Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект лекций Экономика фирмы.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1 Мб
Скачать
☆

6.5. Бестарифная система оплаты труда

При использовании на фирмах бестарифной системы оплаты труда работнику гарантируется выплата минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда рассчитывается умножением прожиточного минимума для трудоспособного населения, официально установленного в соответствующем субъекте Российской Федерацией, на коэффициент индексации в размере 1,2. Иные выплаты работникам фирм, использующих бестарифную систему оплаты труда, производятся по правилам, предусмотренным коллективным договором и могут в том числе учитывать коэффициенты трудового участия, коэффициенты квалификационного уровня, сводные коэффициенты распределения и т. д.

В современных условиях фирмы внедряют бестарифные, рейтинговые системы оплаты труда. Например, на Вешкенском комбинате торгового оборудования заработная плата зависит от трех факторов:

  • квалификационного уровня работника;

  • коэффициента трудового участия /КТУ/;

  • отработанного времени.

Основной элемент оплаты труда - квалификационный уровень. Он уста­навливается всем членам трудового коллектива и определяется как частное от деления фактической заработной платы работника за прошлый период на минимальный уровень оплаты труда фирмы. За основу оценки квалифи­кационного уровня работника принимается его образование, квалификация, инициатива, ответственность за порученное дело, умение творчески рабо­тать. В зависимости от квалификационных уровней (баллов) все работники распределяются по десяти квалификационным группам. (перепад квалификационных балов от 1,0 до 4,5). Значение КТУ определяется экспертным путем.

Интересен опыт организации оплаты труда некоторых зарубежных стран. Максимальная система оплаты труда в Японии основана на системах пожизненного найма, ротации, репутации, подготовка на рабочем месте. На формирование суммарного заработка могут влиять шесть основных факторов:

  • возраст, стаж, образование;

  • должность, профессия, обязанности;

  • условия труда;

  • результаты работы;

  • пособия на семью, жилье, транспорт;

  • региональные пособия (особенности региона).

Первая особенность - зависимость оплаты труда от стажа, возраста работника (выслуга лет).

Вторая особенность - зависимость от так называемых жизненных пиков (окончание учебы и поступление на работу, женитьба, рождение ребенка покупка жилья в кредит и др.)

Третья особенность - показатель, фактического трудового вклада или реальных результатов работы.

Четвертая особенность - зависимость окладов менеджеров от результатов работы фирмы. На фирмах используются система "плавающих" окладов, которые дифференцируются по результатам труда.

6.6. Страховые взносы во внебюджетные фонды

Отчисления на социальные нужды включают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование и страховой взнос в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

База для начисления страховых взносов - сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников. Предельная база для начисления страховых взносов в отношении каждого работника устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. Расчетный период по страховым взносам - календарный год. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу работника, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (за исключением страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

С 1 января 2011 года предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 933 от 27.11.2010 г. «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г.» с соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Правительство Российской Федерации постановляет установить предельную величину базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренная частью 4 статьи 8 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", подлежит индексации с 1 января 2011 г. в 1,1164 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации.

Для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренных в пункте 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в соответствии с настоящим Постановлением составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2011 г.

С 1 января 2011 года тарифы страховых взносов (статья 12 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ):

  • Пенсионный фонд РФ – 26%;

  • Фонд социального страхования РФ – 2,9%;

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1%;

  • Территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 3,0%.

Размер страхового тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зависит от класса профессионального риска в соответствии с видами экономической деятельности (Федеральный закон от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ) (табл. 6.1).

Таблица 6.1

№ п/п

Вид экономической деятельности

Класс

профессионального риска

Страховой тариф, %

1

Строительство зданий и сооружений

8

0,9

2

Производство керамических плиток и плит

4

0,5

3

Производство красок и лаков

6

0,7

4

Производство кирпича

9

1,0

5

Производство изделий из бетона

13

1,4

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Принципы организации оплаты труда

2. Составляющие элементы тарифной системы оплаты труда.

3. Определение средней тарифной ставка, среднего разряда рабочих и среднего тарифного разряда работ.

4. Сдельная форма оплаты труда и ее разновидности.

5. Повременная форма оплаты труда и ее разновидности.

6. Тарифная система оплаты труда.

7. Бестарифная система оплаты труда.

8. Состав фонда потребления фирмы.