Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2-НДФЛ с 01.01.2015г.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
268 Кб
Скачать
☆
  1. Налоговые ставки Налоговые ставки, которые применяются при исчислении налога на доходы физических лиц, установлены ст. 224 нк рф.

Общепринятая ставка составляет 13%. В отношении отдельных видов доходов предусмотрены специальные налоговые ставки – 9 (до 01.01.2015), 15, 30 и 35%.

Если физическое лицо является налоговым резидентом РФ, то большинство его доходов будет облагаться по налоговой ставке в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). К таким доходам, например, относятся заработная плата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества, дивиденды (Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ с 1 января 2015 г. внесены изменения в ст. 224 НК РФ, согласно которым доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов, подлежат обложению по ставке 13% (пп. "а" п. 29 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Закона N 366-ФЗ)).

В п. 3 ст. 224 НК РФ предусмотрен ряд случаев, когда в отношении некоторых доходов физических лиц - нерезидентов РФ также применяется ставка НДФЛ 13%.

Виды доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13%

Налогоплательщики

Доходы от трудовой деятельности

Иностранные граждане, работающие у физических лиц на основе патента

Иностранные граждане - высококвалифицированные специалисты

Участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также члены их семей, совместно переселившиеся на постоянное место жительства в Россию

Иностранные граждане или лица без гражданства, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" <*>

Доходы от исполнения трудовых обязанностей

Члены экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ

<*> Ставка 13% применяется к доходам от трудовой деятельности, полученным такими лицами с 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 04.10.2014 N 285-ФЗ).

При приобретении статуса налогового резидента РФ, ставка налога устанавливается 13 %, при этом налоговым агентом производится перерасчет и зачет налога в течение налогового периода (письмо Министерства Финансов РФ от 12.08.2011 № 03-04-08/4-146).

Возврат излишне удержанного и перечисленного налога осуществляется налоговым органом по месту проживания ИР по окончании налогового периода на основании налоговой декларации ф. № 3-НДФЛ с приложением документов, подтверждающих статус налогового резидента РФ и справки ф. № 2-НДФЛ.

  1. Порядок исчисления суммы и уплаты НДФЛ от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента.

    Порядок исчисления суммы и уплаты НДФЛ от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - патент).

Пункт 2 статьи 226 НК РФ изложен в новой редакции, которая дополнена положением об исчислении сумм и уплате налога в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 Кодекса, с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Статьей 2271 НК РФ определен порядок исчисления суммы и уплаты НДФЛ от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - патент).

К категории иностранных граждан, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, уплачивающих НДФЛ на основании патента, добавлена категория иностранных граждан, осуществляющие трудовую деятельность по найму в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Увеличен размер фиксированного авансового платежа - 1 200 рублей в месяц.

Установлено, что размер фиксированных авансовых платежей, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда (далее - региональный коэффициент), устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации.

В случае, если региональный коэффициент на очередной календарный год законом субъекта Российской Федерации не установлен, его значение принимается равным 1.

Справочно. Министерство экономического развития приказом от 29.10.2014 № 685 определило коэффициент-дефлятор на 2015 год в целях применения главы 23 Кодекса равный 1,307; Законом Свердловской области от 27.11.2014 № 103-ОЗ «Об установлении на 2015 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Свердловской области» установлен на 2015 год коэффициент, равный 1,5303.

Таким образом, размер ежемесячной оплаты фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц определяется по формуле 1200*1,307*1,5303. В соответствии с п. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля. Следовательно, в Свердловской области размер ежемесячного фиксированного авансового платежа в 2015 году будет составлять 2400 рублей.

Новой редакцией данной статьи определено, что общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 2271 Кодекса, исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента.

Уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту нахождения (месту жительства) налогового агента уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей.

Положениями данной статьи установлено, что налоговый агент уменьшает исчисленную сумму налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа уведомления.

Установлено, что налоговый орган направляет указанное уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента, при наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента и при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду такое уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.

Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2015 года.

В отношении ранее выданных патентов до истечения их действия будет действовать прежний порядок уплаты.

  1. Уплата НДФЛ налоговым агентом

    Налоговый агент должен производить исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ с заработной платы один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ (Письма Минфина России от 18.04.2013 N 03-04-06/13294, от 03.07.2013 N 03-04-05/25494).

Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 ст. 226 НК РФ, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (письмо Минфина России от 16 ноября 2012 г. N 03-04-08/8-408).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

  1. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

    Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влечет применение ответственности по ст.123 Кодекса.

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

При этом законодатель не связывает отсутствие недоимки по налогу по окончании налогового периода или проверяемого периода с привлечением к ответственности в соответствии со ст.123 Кодекса (т.е. санкция применяется вне зависимости от факта последующего внесения налога в бюджет).