Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2-НДФЛ с 01.01.2015г.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
268 Кб
Скачать
☆

2.2. Ограничение при предоставлении стандартных налоговых вычетов Существует ограничение при предоставлении вычета - ограничение по доходу налогоплательщика.

Дело в том, что этот вычет можно применять до тех пор, пока доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года), не превысит 280 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход превысил установленное ограничение, налоговый вычет не применяется (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

По правилам, действующим с 1 января 2015 г., в расчет предельной суммы дохода, при которой сохраняется право на стандартные вычеты на детей (ребенка), включаются доходы, облагаемые по ставке 13%, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ, за исключением дивидендов, полученных налоговыми резидентами РФ (абз. 17 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, п. 28 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ).

Таким образом, несмотря на то, что в связи с отменой п. 4 ст. 224 НК РФ ставка НДФЛ для доходов, полученных в виде дивидендов налоговыми резидентами РФ, с 1 января 2015 г. увеличена до 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ, пп. "а" п. 29 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Закона N 366-ФЗ), их сумма, как и прежде, не должна учитываться при расчете указанной предельной величины.

При этом учитывается доход самого налогоплательщика, а не суммарный доход обоих родителей (Письмо Минфина России от 29.07.2009 N 03-04-06-01/196).

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

При этом, право на получение вычета в этом случае ограничено такими условиями, как:

- ребенок находится на обеспечении родителя;

- у родителя есть доход, облагаемый по ставке 13%;

- такой доход в течение календарного года не превышает 280 000 рублей.

Если эти условия не соблюдаются, то у родителя просто нет права на вычет, и он не может передать его другому родителю (Письма Минфина России от 21.11.2011 N 03-04-05/5-313, от 01.09.2011 N 03-04-05/1-624, от 25.03.2011 N 03-04-05/7-186; Письмо ФНС России от 01.09.2009 N 3-5-04/1358@).

Но даже если право на вычет есть, заявления одного из родителей об отказе от вычета явно недостаточно. Главное, что, помимо обычных документов на вычет (копии свидетельства о рождении ребенка, копии свидетельства о регистрации брака и др.), нужен еще и документ, подтверждающий сумму дохода этого родителя, дающего право на вычет. То есть то, что доход не превысил 280 000 руб. Это может быть справка 2-НДФЛ с места его работы. Но тогда ее придется представлять в бухгалтерию другого родителя ежемесячно, поскольку вычет предоставляется за каждый месяц.

2.3 Перерасчет стандартных налоговых вычетов

Если налоговый агент предоставил налогоплательщику стандартные вычеты в меньшем размере (или вообще не предоставил), за вычетом необходимо обратиться в налоговую инспекцию. Налоговые органы по окончании года произведут перерасчет доходов с учетом стандартных налоговых вычетов (п. 4 ст. 218 НК РФ).

Основанием для этого являются декларация по форме 3 - НДФЛ и документы, подтверждающие право на вычеты (п. 4 ст. 218 НК РФ).

Удвоенный стандартный налоговый вычет также может быть предоставлен второму родителю налоговым органом при подаче им налоговой декларации по форме 3-НДФЛ по окончании налогового периода.

2.4. Применение налоговых вычетов в отношении доходов иностранных граждан

Для доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, в отношении которых предусмотрены налоговые ставки в соответствии с п.2 ст. 224 Кодекса, стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 - 221 Кодекса, не применяются. Применение налоговых вычетов возможно после приобретения ИГ статуса налогового резидента РФ и установления в отношении его доходов ставки 13%, согласно п. 1 ст. 224 Кодекса.

По правилам, действующим с 1 января 2015 г., наличие дохода, облагаемого по ставке 13%, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ, является условием получения вычета с одной оговоркой. У налоговых резидентов РФ для применения вычета должен быть иной, кроме полученных ими дивидендов, доход, облагаемый НДФЛ по указанной ставке. Это связано с тем, что с 1 января 2015 г. ставка НДФЛ 13%, установленная упомянутой нормой, распространена на доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные налоговыми резидентами РФ в виде дивидендов. Данная ставка применима к ним в связи с отменой п. 4 ст. 224 НК РФ с 1 января 2015 г. (пп. "а" п. 29 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ). При этом, начиная с той же даты, действует норма, запрещающая применять налоговые вычеты по НДФЛ к доходам от долевого участия в организации (абз. 2 п. 3 ст. 210 НК РФ, пп. "б" п. 25 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Закона N 366-ФЗ).