Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник истории римского права Боголепов Н.П....doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
7.92 Mб
Скачать

§ 15. Власть царя. Царскую власть можно рассматривать с двух точек зрения: содержание ее, или, иначе, предметы ведомства, на которые она простиралась, и сила ее.

Содержание царской власти трудно определить точно. Причина этого заключается не только в скудости источников, но и в самом характере государственной жизни древнейшего римского общества. Эта жизнь только что начиналась; ее элементы поэтому не могли еще выделиться и стать в определенное положение друг к другу. Из предания, сохранившегося у римских писателей, мы заключаем, что все стороны государственной власти, не будучи ясно различаемы народным сознанием, находились в руках царя: он был высший пол- ководец, администратор, судья, жрец и проч.4

1 Liv. 1, 17. Dionys. 2, 57.

2 Liv. 1,17. Cic. Rep. 2, 17. (изд. Nisard.)

3 Некоторые из современных писателей не признают существования этого акта относительно царей, так как источники упоминают о нем только при описании вы- бора Нумы. Liv. 1,18. Plut. Numa. 7.

4 Dig. 1, 2, 2, 14 (Pompon): quod ad magistratus attinet, initio civitatis hujus constat regem отпет potestatem habuisse. Dionys. 2, 14 (власть религиозная, судебная, поли- тическая, военная). Zonaras. 7, 12 (финансовая). Cic. Repub. 2, 14. Dionys. 2, 62 (распоряжение общественными землями).

1-й период. Время царей 17

Сила царской власти также не может быть определена точно. Чтобы судить о ней, необходимо иметь в виду следующие общеиз- вестные факты.

С одной стороны, предание часто говорит о смертных пригово- рах царя, о его неограниченных распоряжениях в качестве полко- водца, о заключении миров, о безотчетном распоряжении государ- ственной казной и общественной землей, об употреблении граждан на общеполезные работы.

Из этих рассказов можно бы заключить, что царь был неогра- ниченным монархом. Так и делают некоторые историки нашего вре- мени.

Но с другой стороны, мы имеем свидетельства иного рода. Во- первых, известно, что жизнь древнейших римлян проходила под силь- нейшим влиянием их религиозных воззрений. Все важные акты част- ной и общественной жизни они старались тщательно согласовать с религиозными предписаниями. Нет сомнения, что и царь, как сын своего времени, также строго руководился этими предписаниями. В этом уже заключалось сильное ограничение его произвола. Во-вто- рых, предание относит к самому началу Римского государства суще- ствование совета старейшин, сената, Consilium regium, с которым, по обычаю, царь должен был совещаться о всех важных делах. Прав- да, из этого же предания видно, что это не было безусловно необхо- димо для царя. Тарквиний Гордый, например, правил без сената. Но это обстоятельство было, по тому же преданию, одной из причин его низвержения. В-третьих, точно так жеи в судебных делах царь обыкновенно совещался с особым советом. Наконец, из предания о попытке Тарквиния Древнего совершить некоторые политические реформы видно, что эти попытки не удались вследствие сопротив- ления некоторых патрицианских родов.

Из всех приведенных фактов мы можем вывести следующее весь- ма вероятное заключение о силе царской власти: в Древнем Риме не было таких учреждений, которым бы специально предоставлены были некоторые стороны верховной государственной власти или, по крайней мере, участие в них наряду с царем. Поэтому в отдельных случаях для царя была возможность действовать единственно по сво- ему произволу. Но вообще религия, обычай и родовые союзы были так сильны, что фактически царь должен был сообразоваться с об- щественным мнением, в особенности в лице сената, народного со- брания и некоторых религиозных учреждений.

Особо следует сказать о законодательной власти царя. Преда- ние про всех царей рассказывает, что они создавали новые или изме-

18 Учебник истории римского права

няли старые учреждения, т. е., другими словами, издавали законы (leges regiae), что при Тарквинии Гордом некто С. Папирий составил из них сборник, который назывался jus civile Papirianum1. При этом иногда говорится, что законы эти были одобрены народным собра- нием, иногда же дело представляется так, как будто царь издал их единолично. Отсюда в прежнее время заключали, что царь мог изда- вать законы в силу своей собственной власти независимо от какого- либо другого учреждения в государстве. В настоящее время все при- знают, что римский царь не имел законодательной власти. Главный довод в пользу этого взгляда заключается в том, что было только что сказано о факторах, ограничивавших царскую власть: всякая важная реформа, касавшаяся частных отношений граждан или государствен- ного строя, должна была неминуемо затронуть религиозные и родо- вые интересы, которые были настолько могущественны, что царь не мог нарушать их без согласия влиятельных классов граждан. Как при этом объяснить несомненное существование leges regiae, об этом будет сказано в отделе об источниках права.

Внешними отличиями царской власти служили пурпуровая ман- тия (позднее тога, обшитая пурпуром), скипетр с орлом, кресло из слоновой кости и золотая диадема; ходил и ездил царь в сопровож- дении 12 ликторов, которые имели в руках пучки прутьев и топоры.

§ 16. Помощники царя. При всей несложности управления, ка- кую мы должны предположить в древнейшем Римском государстве, царь не мог один справиться с разнообразными делами. У него были помощники светские и духовные, которым он поручал ближайшее заведование известными отраслями управления, сохраняя за собой общее руководство. Эти помощники не имели самостоятельной вла- сти; они зависели от царя, хотя есть основание думать, что некото- рые из духовных помощников уже в то время стали в самостоятель- ное положение.

Более важные светские помощники были следующие.

Tribunus celerum — начальник кавалерии, чисто военная долж- ность, без политического значения.

Custos, или praefectus urbis (или urbi) — лицо, которому царь на время своего отсутствия из Рима поручал защиту города и управле- ние текущими делами.

Duoviri perduellionis. Словом perduellio назывались преступления против целого государства. Суд за такие преступления поручался двум гражданам, которых сам царь назначал для каждого отдельно-

1 Dig. 1,2, 2, 2 (Pomp.).

1-й период. Время царей 19

го случая. Если их приговор был обвинительный, то осужденный мог обратиться с жалобой к народному собранию (provocatio).

Quaestores parricida — чиновники, которые должны были про- изводить следствие по преступлениям, носившим общее название parricidium. Это слово сперва означало смертоубийство вообще (а не отцеубийство только), а впоследствии — все преступления, кото- рые, во-первых, расследовались и наказывались по тем же прави- лам, как и смертоубийство, и, во-вторых, были направлены против отдельных граждан, а не целого государства. Quaestores были посто- янной должностью, на которую граждане назначались царем (а не народом).

Из духовных помощников царя для нас имеют интерес те, кото- рые имели влияние на государственную жизнь и на образование или применение права. Таковы были три коллегии фециалов, авгуров и понтифов1.

Коллегия фециалов (fetiales), состоявшая из 20 членов, содейство- вала царю (а впоследствии республиканским магистратам) при меж- дународных сношениях; например, они совершали объявление вой- ны, выдачу иностранному государству римских послов, нарушивших международные обычаи, полководцев, заключавших на свой страх с неприятелем договор, который римское правительство отказалось утвердить, и т. п. Все эти международные сношения, по тогдашним верованиям, находились под покровительством богов и потому дол- жны были сопровождаться известными религиозными обрядами. Совершение этих обрядов и лежало на фециалах. Особенно важной роли эта коллегия не играла ни при царях, ни во время республики.

Коллегия авгуров. Все итальянские народы веровали, что Юпи- тер дает им знать о своей воле с помощью некоторых символичес- ких знаков, например, небесных явлений, особенно молнии, крика и полета птиц и т. д. У римлян в особенности развилось обыкновение узнавать волю бога этими способами, что носило название auspicia. Вопросы, с которыми обращались римляне к богу, были чисто прак- тического, так сказать, прозаического свойства, т. е. не о будущем вообще, а о том, благоприятствует ли божество предпринятию изве- стного действия в частной или общественной жизни.

Вопрошать бога, если дело касалось частного интереса, мог каж- дый частный человек. В вопросах общегосударственных это мог де- лать только царь (а в республике магистраты). Но тот и другой мог- ли не только сами вопрошать, но и толковать наблюдаемые явления.

1 Lange. Rom. Alterth. Т. I. § 48—51.

20 Учебник истории римского права

Однако искреннее (в древнее время) опасение неверно истолковать волю бога и, таким образом, не достигнуть той практической цели, для которой весь акт предпринимался, заставляло римлян обращать- ся за содействием к людям, которые по какой-либо причине почита- лись за искусных толкователей. Отсюда совершенно естественно объясняется образование особого класса авгуров. Однородность их технических интересов, потребность в постоянном их содействии государственному управлению и необходимость передачи их специ- альных знаний новым поколениям должны были рано повести к уст- ройству авгуров в форме коллегии.

Искусство авгуров постепенно разрослось в сложную систему, усвоение которой было возможно только для тех, кто получал дос- туп в коллегию. А так как без ауспиций не предпринимался ни один важный государственный акт, то авгуры, от которых зависело дать явлениям любое толкование, должны были при благоприятных ус- ловиях получить большое влияние на политическую жизнь, что дей- ствительно и случилось во время республики. Известно, например, что в начале республики, когда в коллегию имели доступ только пат- риции, авгуральное искусство нередко употреблялось для устране- ния актов, вредных патрицианским интересам. Какова была степень влияния авгуров при царях, достоверно неизвестно; предположитель- но можно сказать, что оно было меньше, чем в республике.

Ко времени царей же предание относит и возникновение колле- гии понтифов (pontifмces). В республике эта коллегия играла перво- степенную роль и в государственной жизни, и в деле образования римского права, о чем будет сказано позже. В настоящем же перио- де едва ли царская власть дозволяла ей значительно развить свое влияние.

Каково было первоначальное назначение понтифов, достоверно неизвестно. Судя по позднейшей их деятельности, можно думать, что они были образованными людьми своего времени, обладавши- ми известными специальными знаниями, которые они употребляли первоначально для религиозных целей, например, они вели счет вре- мени (календарь), участвовали в совершении некоторых юридичес- ких актов (усыновление, брак). В республиканское время им при- надлежало наблюдение за разнообразными отправлениями в облас- ти религии, например, за своевременным приношением жертв, со- блюдением установленных праздников, правильным расходовани- ем средств, принадлежавших религиозному ведомству, и т. д.

Коллегия выбирала из своей среды Верховного Понтифа (Pontifex Maximus).

1-й период. Время царей _____ 21

Сенат