Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Аристотель Метафизика.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
23.09 Кб
Скачать

Глава 4

Гесиод начал искать нечто в этом роде первым. Он считал началом любовь или вожделение. Так же думал и Парменид, говоря о возникновении Вселенной. Но Парменид ввел также дружбу и вражду, так как в мире существует не только хорошее. Дружба есть причина благого, а вражда – злого. Упомянутые философы касались только двух причин – материи и начала движения. Анаксагор рассматривает ум как орудие миросозидания, при затруднениях он ссылается на ум, в остальных же случаях он ссылается на все, только не на ум. Эмпедокл больше прибегает к причинам, но у него это получается не согласованно. Часто у него дружба разъединяет, а вражда соединяет. Эмпедокл первым признал два противоположных начала движения. С одной стороны он ставит огонь, а с другой – землю, воздух и воду. Левкипп и Демокрит признают элементами пустоту и полноту, называя полное и плотное сущим, а пустое и разреженное – не сущим. Признавая основную сущность единой, они утверждают, что отличия атомов – причина всего остального. Этих отличий они называют три:

  1. Очертания

  2. Порядок

  3. Положение

Сущее различается лишь строем, соприкосновением и поворотом. Строй – это очертания, соприкосновение – порядок, поворот – положение. Вопрос о движении они обошли.

Глава 5

Пифагорейцы считали математику началом всего сущего. Пифагорейцы видели много схожего у того, что существует и возникает, и у чисел. Свойства и соотношения, присущие гармонии, выразимы в числах. Десять представлялось им совершенным числом, охватывающим всю землю. По их утверждению движущихся тел было десять, десятой они провозгласили «противоземлю». Число они принимают за материю и начало всего существующего, элементами числа они считают четное (беспредельное) и нечетное (предельное). Другие пифагорейцы утверждают, что имеется десять начал, расположенных попарно (предельное и беспредельное, четное и нечетное). Такого мнения был и Алкмеон из Кретона. Он утверждал, что большинство свойств образует пары, но не определенные, а первые попавшиеся. Он не говорит о том. Сколько есть противоположностей, и какие они. Противоположности – начало существующего. Но сколько их, и какие они, говорят только пифагорейцы. Парменид понимает единое как мыслимое, а Мелисс – как материальное. Первый говорит о том. что оно ограничено, второй – что беспредельно. Ксенофан утверждал, что единое – это бог.

Глава 6

Далее появилось учение Платона, имеющее свои особенности по сравнению с философией италийцев. Платон придерживался взглядов, согласно которым все чувственно воспринимаемое постоянно течет, а знания о нем нет. Сократ в нравственном искал общее и обратил свою мысль на определения. Платон доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, так как считал, что для чувственно воспринимаемого нельзя дать общего определения, поскольку оно постоянно меняется. Он называл это идеями, а все чувственно воспринимаемое существует помимо них и именуется сообразно с ними. Через причастность эйдосам существует все множество вещей. Пифагорейцы утверждают, что вещи существуют через подражание числам, а Платон – что через причастность. Платон говорит, что помимо чувственно воспринимаемого и эйдосов существуют промежуточные математические предметы. Они вечны, неподвижны, одинаковы, в то время, как эйдос сам по себе только один. Эйдосы – причины всего остального, их элементы – элементы всего существующего. Начала как материя – это большое и малое, а как сущность – единое. Эйдосы получаются из большого и малого через причастность единому. Платон утверждал, что единое – это сущность, а числа – причина сущности всего остального. Платон вместо чего-то беспредельного признавал двоицу и неопределенное выводил из большого и малого. Он полагал, что числа существуют отдельно от чувственно воспринимаемого. Пифагорейцы же говорят, что сами вещи есть числа, математические предметы не промежуточны между чувственно воспринимаемыми вещами и эйдосами. Платон считал единое и числа существующими помимо вещей, а двоицу объявил другой основой, потому что числа удобно из нее выводить как из чего-то податливого. Но такой взгляд неоснователен. Пифагорейцы и Платон полагают, что из одной материи происходит много, а эйдос рождает нечто одно. Но на самом деле видно. Что из материи получается одна вещь, а эйдос производит много вещей. Платон рассматривал только две причины: суть и материю. Платон утверждал, что лежащая в основе материя есть двоица – большое и малое. Он объявил эти элементы причиной блага и зла.