Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
востоковедение.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.9 Mб
Скачать

Хозяйственно-культурные типы и социально-экономические отношения

Доисламский Ближний Восток — важный район становления торгово-экономи­ческих, политических и культурных связей древности и античности. Долины великих рек — Тигра, Евфрата, Нила — древнейшие очаги цивилизации, выросшей в Месопо­тамии и Египте. Речные и приморские долины, горные террасы дополняли зону оседлого земледелия. При этом обширные пустынные и полупустынные территории Аравии и сопредельных стран представляли преимущественно зону кочевого хозяй­ствования. Взаимодействие оседлого и кочевого укладов, хозяйственно-культурных типов — основополагающий фактор цивилизационного развития ближневосточного ИКР.

На общем фоне социально-экономического развития Ближнего Востока в раннем Средневековье ислам выступил универсальной системообразующей доктриной, регу­лирующей главные аспекты социальной эволюции уммы.

Ислам определил труд как основу общественного благосостояния. Праведный труд — это форма джихада — борьбы за веру. За разный по интенсивности и квали­фикации труд полагалось соответствующее вознаграждение. При этом между работ­ником и работодателем не должно быть большой разницы в уровне доходов.

Ислам поощряет торговлю. Согласно экономической концепции ислама, капитал должен постоянно находиться в обращении. Долговременное накопление капитала частным лицом в целях дальнейшего его использования в производстве в целом при­знавалось противонравственным, а следовательно, нелегитимным. В результате, в противоречие с религиозными нормами, возникла тенденция к накоплению богатств, исключению их из производительной сферы для использования в личном потребле­нии.

Ислам поощряет мелкое предпринимательство. Его экономическая доктрина не была ориентирована на массовое рыночное производство — фундамент классическо­

го капитализма. Нормой хозяйственной деятельности в исламе признавалось произ­водство на заказ, на удовлетворение конкретных потребностей.

Средневековый город мусульманского Ближнего Востока не был по своим соци­ально-экономическим параметрам аналогом европейского города, выступая прежде всего административно-политическим центром перераспределения прибавочного про­дукта. Город на Ближнем Востоке представлял собой сложный социальный механизм, все детали которого функционировали под контролем государства. Функции этого хо­зяйственного центра сводились, в первую очередь, к обеспечению материальных и духовных условий жизни военно-административной верхушки общества.

В городах Ближнего Востока имелось множество религиозно-профессиональных и цеховых корпораций, объединявших группы ремесленников, занятых произ­водством определенной продукции (например, мебели, одежды, оружия и т. и.). Су­ществовал высокий уровень разделения труда. Между тем в целом подобная структу­ра тормозила развитие товарно-денежных отношений. Ислам определял задачей эко­номической деятельности не прибыль, а благополучие человека, которое измерялось, в первую очередь, нравственными ценностями. Поощрялась умеренность в потребле­нии: цель экономики — не рост потребления, а удовлетворение сложившегося спроса. Хозяйственное поведение и сознание как индивида, так и общества в целом были кон­сервативны. Инновации, в т. ч. в экономической сфере, ассоциировались у мусульман с крушением установившегося порядка.

Одной из главных функций государства на Ближнем Востоке было пресекать по­явление крупных состояний. Деньги в условиях средневекового мусульманского об­щества выполняли лишь функции меры стоимости, средства обмена и платежа. На­копленные богатства, как правило, отходили в фонд государства. Государство на Ближнем Востоке призвано было контролировать землевладение, людские и матери­альные ресурсы, а также сдерживать имущественную дифференциацию. Доходы от собственности исламских духовных учреждений (вакф) направлялись на благотвори­тельные цели.

В целом экономическая жизнь на мусульманском Ближнем Востоке развивалась по религиозным канонам, поощрявшим коллективизм и уравнительные отношения. Принадлежность к умме давала мусульманину социальные гарантии, обеспечивая ми­нимум материальных средств и душевное равновесие.

В то же время религиозные нормы далеко не всегда определяли реальную практи­ку хозяйственной жизни. Практически с начала исламизации региона значительная часть его жителей, принадлежавшая к иным конфессиям, прежде всего иудеи и хри­стиане, имея статус зиммиев (араб, ахл аз-зимма, т. е. «находящиеся под покровитель­ством» мусульман), сохраняла традиционный уклад. В османский период миллеты — национальные общины, проживавшие в пределах империи (армяне, греки, славяне и т. д.) и не связанные жесткими ограничениями ислама, смогли занять ведущие пози­ции в финансово-экономической жизни Ближнего Востока.