Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
востоковедение.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.9 Mб
Скачать

Дешифровка аккадской клинописи

Слово клинопись (cuneiform) это русский вариант названия письменности, знаки которой составлены из коротких штрихов, имеющих форму клинышка. В системе письма, которую так обозначают, знаки наносились на мягкую поверхность влажной глины концом тонкой тростниковой палочки таким образом, что на поверхности оста­вался небольшой штрих, немного утолщенный на одном конце из-за нажима на сти- лос. Каждый отдельный знак представлял собой определенное сочетание нескольких штрихов, горизонтальных, вертикальных или наклонных.

Большая часть клинописных текстов была написана на глине. Это таблички (плос­кие куски глины в форме квадрата, прямоугольника, овала и т. и.), конусы, призмы, глиняные сосуды. В I тысячелетии до и. э. клинописью иногда писали на дощечках, покрытых воском. Самые важные надписи, которые хотели сохранить надолго, высе­кали клинописными знаками на камне, иногда знаки гравировали на металле.

Клинопись как система письма существовала примерно с 3100 г. до и. э. и до I в. и. э. прежде всего в Месопотамии, где она и возникла, но также в разные периоды эта система письма применялась и на территории Ирана, Малой Азии, Армении, Сирии, Палестины, Кипра и в Египте.

Европейцы впервые узнали о существовании этой системы письма, от путеше­ственников, посещавших в XVII-XVIII вв. Ближний Восток, особенно Персеполис, древнюю столицу персидской империи, и привозивших не только рассказы о чудесах Востока, но и различные предметы с клинописными надписями на них. Вначале, правда, многие эти надписи считали просто орнаментом, украшавшим предметы, и

прошло немало времени, прежде чем к ним отнеслись как к неизвестному европейцам виду древнего письма.

К концу XVIII в. в Европу попали несколько копий вырезанных на камне клино­писных надписей персидских царей, и это послужило толчком, побудившим попы­таться дешифровать неизвестную письменность. По внешнему виду надписей иссле­дователи определили, что имеют дело с грилингвой, то есть надписями, написанными тремя видами клинописи на трех разных языках.

В начале XIX в. удалось установить, что самым простым из трех видов клинопи­си, на которых были написаны надписи из Псрсеполиса, передавались тексты на древнеперсидском языке, который был живым разговорным языком в персидской им­перии Ахеменидов (VI-IV вв. до н. э.). Первые шаги по дешифровке этого вида кли­нописи удалось сделать немецкому исследователю Георгу Гротефенду (1775-1853).

Дальнейшая работа в этом направлении затруднялась тем, что у исследователей не было достаточно объемной надписи. Найти такую надпись сумел англичанин Ген­ри Роулинсон (1810-1895). С риском для жизни он скопировал надпись персидского царя Дария I, высеченную высоко в отвесных скалах в районе Бехистуна. В 1848 г. он опубликовал свою дешифровку одного из трех древних языков надписи, древнепер­сидского. А уже в 1850 г. усилиями самою Роулинсона и ряда других ученых, ир­ландца Эдварда Хинкса (1792-1866) и француза Юлиуса Опперта (1825-1905) был де­шифрован и еще один из трех древних языков, на которых были составлены надписи персидских царей, — аккадский. Относительно быстрой дешифровке этого древнего языка способствовало то, что он принадлежал, как удалось установить, к хороню изу­ченной семитской языковой семье.

Окончательное признание дешифровка клинописи получила в 1857 г., когда четырьмя разными исследователями был дешифрован текст ранее неизвестной асси­рийской надписи. Прорисовки этой надписи британское королевское Азиатское обще­ство вручило одновременно в запечатанных пакетах французскому ученому Ж. Оп- перту, английским ученым Г. Роулинсону и У. Г. Фокс-Толботу и ирландскому учено­му Э. Хинксу. Переводы, сделанные ими независимо друг от друга, совпали во всех главнейших моментах. Это событие считается годом рождения нового направления в изучении Древнего Востока. Поскольку внимание исследователей на первых порах было обращено главным образом на древнюю Ассирию, то эта новая историко-фило­логическая дисциплина получила название ассириологии. Позднее изучение вави­лонских памятников и шумерских надписей, а также клинописных текстов, записан­ных на персидском, эламском, хеттском и урартском языках, значительно расширило рамки этой области исследования Древнего Востока, однако по традиции она сохра­нила прежнее название.

В дальнейшем все другие дешифровки древневосточных письменностей пошли по

уже проторенному пути, по тем методикам, которые были созданы работами Шампо-

-370-

льона, Гротефенда, Роулинсона и других исследователей. Поскольку аккадским язы­ком и аккадским клинописным словесно-слоговым письмом пользовались многочис­ленные народы, говорившие на языках разных языковых семей: афразийской (угари- тяне, ханаанеи, египтяне), индоевропейской (хетты, иранцы), хуррито-урартской (по мнению некоторых ученых, родственной современным нахско-дагестанским языкам), дравидийской (эламитяне), дешифровка аккадской клинописи сыграла ключевую роль в дешифровке и изучении не только древних семитских языков (угаритский, древнеханааский), но и таких несемитских языков глубокой древности, как шумер­ский, эламский, хурритский, урартский.

Археология Древнего Востока

Подлинное изучение всех аспектов филологии, истории и культуры древних наро­дов Востока началось лишь с того времени, когда ученые получили в свое распоряже­ние достаточное количество источников для исследования: надписи и археологиче­ские памятники, найденные на территории Египта, Месопотамии и других регионов Ближнего Востока.

В середине XIX в. европейские ученые предприняли целый ряд крупных археоло­го-разведывательных экспедиций в Египет, в ходе которых были обследованы также прилегающие к Египту области Сирии, Палестины, Синайского полуострова, Нубии и Судана. В это же время проводились раскопки в Северной Месопотамии (Ассирии) на месте древних столиц Ассирии: в Ниневии, Ашшуре, Кальху. Здесь были найдены остатки дворцов, построенных ассирийскими царями в IX—VII вв. до н. э., замечатель­ные скульптуры, в частности изображения гигантских крылатых быков, хранителей царского дворца, барельефы со сценами войны и охоты, осады крепостей, привода пленных, придворной жизни. Особую историческую ценность имеют надписи, обна­руженные в развалинах ассирийских дворцов. Во второй половине XIX в. начались раскопки в Южной Месопотамии, где археологи обнаружили следы древнейшей ци­вилизации, о существовании которой ученые даже не подозревали: развалины древнейших шумерских городов (IV—III тыс. до н. э.), многочисленные произведения шумерского искусства и множество глиняных табличек, покрытых шумерскими над­писями, в частности ценнейшие документы хозяйственной отчетности. Некоторые из этих документов хранятся в музеях Москвы и Петербурга. Раскопки в Вавилоне, произведенные в самом конце XIX в., дали возможность восстановить топографию древнего Вавилона, крупнейшего города древневосточного мира I тыс. до н. э. Масштабные археологические раскопки и дешифровки древневосточных надписей, осуществлявшиеся в течение всего XIX в., дали возможность основательнее подойти к изучению языков, истории и культуры Древнего Востока. В результате работы многочисленных исследователей, изучавших и анализировавших вновь открывшиеся источники, в конце XIX - начале XX в. появились первые большие научные груды,

имевшие своей целью дать общий обзор исторического пути народов и стран Древне­го Востока. Авторы этих трудов обращали наибольшее внимание на описание полити­ческих событий, главным образом войн, а также на характеристику культуры древне­восточных народов. Среди этих обобщающих трудов особенное значение имели грех- томный труд французского египтолога Г. Масперо «Древняя история народов класси­ческого Востока», двухтомный груд академика Б. А. Тураева «История древнего Вос­тока», большая сводная «История древности» Эд. Мейера.

XX столетие предоставило исследователям Древнего Востока, как филологам гак и историкам, новый богатейший материал для изучения. Раскопки, производившиеся в XIX в., во многом сохраняли черты кладоискательства. Исследователей больше всего интересовали царские дворцы и гробницы с богатым инвентарем. Только в XX в. археологические раскопки стали вестись более систематически и на основе более глубокой научной подготовки и тщательной археологической методики, появился ин­терес не только к монументальным постройкам, произведениям высокого искусства или письменным памятникам, но и к изучению рядового материала. Широкомасштаб­ные раскопки на больших площадях привели к открытию новых памятников и неиз­вестных ранее цивилизаций.

В начале XX в. был найден большой архив клинописных текстов в Богазкее (Ма­лая Азия). Здесь было трудно разобраться уже не в характере письма, а в неизвестном языке, на котором эти тексты были написаны. Прочитать эти надписи удалось чеш­скому ученому Б. Грозному, который установил, что они были написаны на хеттском языке, принадлежавшем к индоевропейской языковой семье.

В 30-е гг. XX в. на сирийском побережье Средиземного моря около селения Рас Шамра были обнаружены остатки древнего города Угарит и найден большой архив клинописных документов, написанных на неизвестном ранее языке. В результате де­шифровки были прочитаны и переведены множество хозяйственных и литературных текстов, открывших исследователям ранее неизвестную цивилизацию, которая во многих своих аспектах, в том числе и по языку, оказалась очень близкой финикий­ской, но по времени предшествовала ей (III—II тыс. до н. э.).

В Индии была открыта древнейшая цивилизация с центрами в Мохенджо-Даро и Хараппа. К сожалению, ученым не удалось пока дешифровать хараппскую письмен­ность, что затрудняет решение многих проблем истории Индской цивилизации. Найдены совершенно новые материалы по истории Хеттской империи, государства Урарту, по древнейшему периоду истории Египта и Месопотамии.

Раскопки в Эль-Амарне в Египте обнаружили гробницы и развалины столицы фа­раона Эхнагона — города Ахегатона с богатыми дворцами, храмами, усадьбами вель­мож. Особую ценность представляет найденный здесь царский архив, хранивший переписку фараонов с правителями других стран Ближнего Востока: царем хеттов,

Митанни, Ассирии, Вавилонии. Вся переписка велась на аккадском языке, который в

-372 -

это время (конец II тыс. до н. э.) был языком международного общения для всего Ближнего Востока. Сенсацию вызвало открытие гробницы фараона XVIII династии Тутанхамона, одной из немногих, которая сохранилась не разграбленной до наших дней. Крупные раскопки и восстановительные работы были произведены на обшир­ной территории Фив, древней столицы Египта, где до сих пор высятся величествен­ные развалины грандиозных храмов, построенных в честь бога Амона. Особенно тща­тельно были раскопаны археологами развалины храма и дворца Рамзеса III в Меди- нет-Абу, которые дали богатейший архитектурный и эпиграфический материал для изучения позднего Египта. Масштабные систематические раскопки производились в первые десятилетия XX в. в различных пунктах Месопотамии. В Шуруппаке, в Уруке, Эль-Обеиде и в Джемдет-Насре были обнаружены древнейшие поселения, восходя­щие к эпохе неолита. Особенно большие раскопки были произведены на территории трёх больших городов Месопотамии: Ура, расположенного в южной части Двуречья, Эшнунны, лежавшей в средней части Месопотамии, и Мари — большого города, на­ходившегося на берегу Евфрата.

Радикальные изменения в понимание исторических процессов, происходивших в IV—III тыс. на территории Северной Сирии и Северной Месопотамии, и тех кон­тактов, которые существовали в этот период между различными регионами древнего Ближнего Востока, внесло важнейшее археологическое открытие, сделанное при рас­копках холма Телль Мардих в 55 км к югу от Алеппо (северо-западная Сирия). В на­чале 70-х гг. XX в. раскопки итальянской археологической экспедиции обнаружили здесь древний город Эблу. В огромном дворце был найден архив, содержавший около 20 000 клинописных табличек, написанных на эблаитском языке и датируемых сере­диной III тыс. до н. э. Открытия археологов показали, что уже в середине III тыс до н. э. в Северной Сирии существовала письменность, развитая система государствен­ного управления, налаженная межрегиональная торговля, которая находилась под контролем государства.

Эти и многие другие блестящие археологические открытия в Сирии, Малой Азии, Египте и Месопотамии вызвали повышенный интерес к доисторическим или протои­сторическим корням древневосточных цивилизаций. Благодаря этим открытиям по­явилась возможность исследовать длительные периоды их исторического развития, воссоздать его процесс.