Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
востоковедение.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.9 Mб
Скачать

Основные боги и направления индуизма

Понятия бога в индуизме разнообразны. В древности обожествлялись стихии и части космоса, например земля и небо, солнце и луна, а также природные явления (дождь, заря, гроза и т. и.), абстрактные понятия (речь, вера) и многое другое. Боги могут быть трансцендентными, но могут воплощаться и в конкретных образах.

Невозможно перечислить все течения индуизма и всех богов, сосчитать их коли­чество, однозначно определить их функции, установить иерархию и определить риту­алы почитания. Почти в каждой местности имеются главные и второстепенные боже­ства, чья «индивидуальность» непостижима. Многие из них представлены разнооб­разными образами и символами. Кроме того, у богов есть супруги, почитаемые и как самостоятельные богини, и как шакти, т. е. творческая энергия богов. Ближайшее окружение главных богов составляют их верные помощники, ездовые животные, сви­та и т. и.

Кроме известных богов есть множество таких, чьи имена часто неведомы за пре­делами того или иного штата или даже города. Боги, полубоги, духи, демоны асуры, ракшасы, пишачи, бхуты, преты и другие, полузмеи-наги, якши и якшини, киннары — люди с конскими хвостами; апсары — небесные танцовщицы; гандхарвы — небес­ные музыканты и певцы и многие другие, неповторимые или дублирующие друг дру­га персонажи составляют пестрый индуистский пантеон. В официальной религии ве­дущими богами считаются Вишну и Шива, давшие имена двум его главным направле­ниям, вишнуизму и шиваизму.

Индуистский Вишну «вырос» из малозаметного ведийского божества, соратника Индры. Начиная с эпохи брахман, его позиции упрочивались, а со времен упанишад он стал связываться с идеалами освобождения от тягот бытия. На протяжении веков Вишну вбирал в себя множество самых разнообразных культов, в том числе и мест­ных, неарийских, обрастая плотной оболочкой мифов и ритуалов.

Считается, что обычно он обитает в Вайкунтхе, одном из райских миров, в небес­ном золотом дворце. Но когда миру грозит опасность, он облачается в «костюм» ка­кого-либо живого существа и нисходит на землю. Эти нисхождения называются ава­тарами. Их стандартный набор, закрепившийся к VIII в., включает в себя десять фи­гур: рыба-Матсья, черепаха-Курма, вепрь-Вараха, человеко-лев Нарасимха, карлик Вамана, герой Парашурама, Рама, Кришна, Будда и Калки. В других, более поздних списках, число аватар может доходить до 24 или 29. Из всех аватар Вишну индусы больше всего почитают Раму, главного героя древнего эпоса «Рамаяна», справедливо­го и безупречного правителя Айодхьи и примерного семьянина, а также Кришну, «Черного», пастуха-героя. Своим преданным почитателям он близок и как сын в об­лике ребенка, и как божественный возлюбленный, и как отец, и как старший брат и, наконец, как мужественный герой, всегда способный прийти на помощь. Почти в каждом доме можно увидеть изображения Кришны в обликах и малыша-ползунка или

юноши, играющего на флейте или танцующего с пастушками-гопи.

- 308 -

Воплощения Вишну относятся не только к мифологическому времени или отда­ленному будущему. Его аватарами могут быть и реальные исторические личности, как, например, бенгальский поэт-мистик Чайтанья (около 1486-1533), религиозный реформатор и проповедник кришнаитского бхакти.

Один из самых популярных иконографических образов Вишну показывает его по­груженным в глубокий сон и возлежащим на тысячеглавом змее по имени Анаита, ко­торый плавает, свернувшись кольцами, в водах мирового океана. Он вобрал в себя всю вселенную и хранит ее в себе между гибелью одного мира и нарождением друго­го. Индусы верят, что после каждого нового творения Вишну просыпается и правит миром, пребывая в одном из райских миров. Из пупка Вишну вырастает лотос, а в нем рождается творец Брахма, создающий миры.

Предшественником Шивы считают протоиндийское божество, восседающее на троне в окружении зверей, а его имя возводят к древнему дравидскому корню со зна­чением «красный», «краснота», но иногда трактуют и как «Благосклонный». Видимо, в древности определились и основные контрастные черты его образа: эротизм и аске­тизм. В ведийской мифологии образ Шивы сливался с яростным Рудрой, «Ревущим», зловещим стихийным богом, воплощающим разрушительную силу грозы. Возвыше­ние Рудры-Шивы началось, видимо, со времен упанишад, а в эпосе он уже предстает как вполне утвердившийся главный бог, оспаривая пальму первенства у Вишну.

Двойственность Шивы, видимо, «генетически» заложенная в нем, проявляется во всем. Так, когда боги хотели, чтобы Шива и Парвати родили сына-воителя, которому предречено убить докучавшего им демона Тараку, Шиву было невозможно вывести из глубокого созерцания. Зато когда удалось пробудить любовь в его сердце, она при­няла такие необузданные формы, что под угрозой оказалось само существование мира.

Шива изображается в позе йога, пребывающего в глубокой медитации или в виде странствующего аскета в набедренной повязке, с чашей для сбора подаяний. Но от глубокого созерцания ему ничего не стоит перейти к яростному неистовому танцу. Его приверженцы верят, что мечущийся в своем неистовом танце Шива порождает при этом своей магической силой видимость всех вещей во вселенной.

Одно из самых знаменитых деяний Шивы — уничтожение Трипуры, Тройной крепости, или Троеградья: золотого града на небе, серебряного в воздухе и железного на земле. Трипура принадлежала возгордившимся демонам, объявившим богам вой­ну. Боги оказались на грани гибели, но Шива спас положение. Основой его колесни­цы была земля, сиденьем — гора Меру, осью — гора Мандара, солнце и луна — ее колесами, а небесная твердь — передком. Четыре веды стали конями в той колеснице, а луком служил год, отмеряющий время, стрелами — ядовитые змеи-наги, а тетивой — страшная Каларатри, ночь конца мира, сестра бога смерти Ямы. Искусным возни­чим на этой колеснице стал сам Брахма, творец мира. Дождался Шива, пока три гра-

- 309-

да, двигавшиеся как планеты, не сблизились и не оказались на одной линии, и прон­зил их своей стрелой, и сверкание ее слилось с лучами солнца.

Самый знаменитый иконографический образ Шивы — Натараджа, «Владыка тан­ца». Индусы верят, что в начале каждого мирового периода Шива исполняет танец, пробуждая миры к жизни и устанавливая ритм существования вселенной. В конце же мирового периода он уничтожает их своим мистическим танцем Ананда-тандава. Всего же, как сказано в трактате «Натья-шастра», Шиве известны сто восемь видов танца. Этот образ стал первенствовать среди других изображений Шивы примерно с X-XI вв. Его возвеличиванию немало способствовала обширная литература, восслав­ляющая этого бога и созданная на дравидских языках в период правления династии Чолов.

Неистощимую животворную силу и неиссякаемую энергию Шивы воплощает его главный символ — лингам (фаллос). Он почитается по всей Индии, и его можно уви­деть не только в шиваитском, но и в любом другом индуистском храме страны..

Индусы почитают также богинь, олицетворяющих различные женственные аспек­ты человеческой природы. Образ той или иной богини воплощает черты то преданной супруги, то любящей матери, то страстной любовницы, то исступленной демоницы, то великой шакти — творческой и созидательной энергии своего мужа, без которой он не может осуществлять своего божественного предназначения. Среди них есть из­вестные во всей Индии, как Лакшми, богиня счастья и процветания, а есть и такие, чья известность не перешагнула границ маленькой деревушки, как сельские боги­ни-матери. Богиня может быть благостной и умиротворенной, как Парвати, «Горянка», Сати, «Добродетельная», или Гаури, «Белая», а может быть гневной и устрашающей, как Кали, «Черная», Дурга, «Неприступная», или Чанди, «Лютая». Она может насылать страшные болезни и в то же время исцелять от них; может требовать кровавых жертвоприношений и обильных возлияний пальмовым вином, но может предпочитать душистые цветы и ароматические благовония. Некоторые из богинь представляют собой труднопостижимую абстракцию, известную лишь по имени како­го-нибудь религиозного текста, в то время как «биографии» других известны адептам вплоть до мельчайших подробностей. На юге Индии, например, популярна богиня Минакши, «Рыбоглазая», которой посвящен огромный храм в городе Мадурае.

Неисчислимых и вездесущих, вечно юных или старых и никогда не бывавших мо­лодыми, жестоких и благостных, карающих и милосердных, богинь почитают в са­мых разнообразных ритуалах, от пышного многодневного храмового праздника до укромного уголка в сердце пожизненно преданного почитателя. Но в какой бы ипо­стаси они ни являлись и какой бы облик ни принимали, они всегда связаны с вечными темами жизни и смерти и с извечным противостоянием женского и мужского начал.

Один из самых известных образов богини— разгневанная Кали, в ожерелье из че­репов, попирающая тело демона Махиши. Согласно мифу, в незапамятные времена

- зю-

асура Махиша, принимавший облик буйвола, свергнул Индру с небесного престола и сам воцарился над миром. Боги явились к Брахме, Шиве и Вишну с мольбой спасти их от этих бесчинств. Пламя гнева вырвалось из уст повелителей вселенной и слилось в огненном облаке, а из него возникла женщина, лицом которой стало пламя Шивы, руками — мощь Вишну, поясом — сила Индры. Ее глаза создал Агни, бог огня; брови — божественные близнецы Ашвины; зубы — Брахма, бедра — богиня земли Притхи- ви, уши — бог ветра Ваю. Небожители вооружили ее луком и стрелами, трезубцем и топором, ваджрой и петлей. Богиня издала воинственный клич и, оседлав льва, рину­лась в битву. Тысячи врагов под предводительством Махиши напали на нее, но боги­ня, словно играючи, отражала их атаки, а потом вдруг взвилась в воздух и сверху об - рушилась на Махишу. Она наступила ногой на его голову и пригвоздила копьем тело к земле.

Некоторые лики богини раскрывают природу любви во всей ее неисчерпаемой глубине. Они особенно выразительны в шактизме и тантризме. В шактизме богиня воспринимается как олицетворение всемогущего женского начала, как Матерь мира, Джаганматри, указывающая путь к освобождению от сансары. Она полностью доми­нирует над супругом: «Шива без шакти — бездыханный труп», — говорится в одной из пословиц. Подобно тому, как Шива почитается в форме лингама, так и богиня по­читается в форме своего детородного органа, йони, установленных во многих посвя­щенных ей святилищах, иногда в соединении с лингамом.

В основе тантризма как особой формы индуизма лежит обожествление женщины и признание женского начала верховным божеством и источником энергии. Симво­лом скрытой энергии человека является змея, свернувшаяся кольцами у основания по­звоночного столба. Она пробуждается специальными ритуалами и техниками (поза­ми, дыханием, концентрацией внимания и т. п.), которые должны ее разбудить и направить вверх, по центральным энергетическим каналам с центрами-чакрами. Про­ходя по ним, энергия преображает все процессы в теле. Большое значение в ритуаль­ном акте интимной близости имеют любовь и экстаз, а человеческие тела оказывают­ся совершенными инструментами преобразования личности.

С главными богами индуизма связаны многие второстепенные божества. Особен­но любим по всей Индии Ганеша, сын Шивы и Парвати, — добродушный толстячок с короткими ножками и головой слона с одним бивнем. Его ездовое животное — крыса, точнее, бандикут. Ганеша почитается как создатель и устранитель препятствий, и по­тому ни преуспевающий бизнесмен, ни писатель, ни строитель, ни простой ремеслен­ник — никто не начнет дела, не помолившись ему. Его круглую фигуру можно уви­деть в посвященных ему храмах и при входе в святилища других богов, в домашнем алтаре и над входом в туристический отель. Изображают Ганешу то сидящим, то сто­ящим, то танцующим; иногда с двумя, а иногда с десятью руками, в которых он мо­жет держать топорик и крюк, которым погоняют слона, сладость модак или даже свой собственный бивень.

Другой сын той же четы и брат Ганеши — Сканда или Картикейя, известный на юге под именем Муругана или Субрахманьи. Этот бог войны и бесстрашный предво­дитель небесного воинства, передвигающийся на павлине, был рожден для того, что­бы победить демона Тараку, угрожавшего богам. Сканду вскормили своим молоком Критики — шесть звезд созвездия Плеяд, и потому у него шесть голов и двенадцать рук. Во многих индуистских святилищах и просто на улицах почитается Хануман, обезьяний царь, преданный слуга Рамы, инкарнации Вишну. Благодаря Хануману ореолом святости окружены в Индии и обезьяны, которые часто ведут себя в разных ситуациях как полноправные хозяева. К сонму богов причислены Рама и другие эпи­ческие герои. Были обожествлены и мудрецы-риши, древние провидцы, авторы вед. Попали в божественную семью и некоторые люди, отмеченные особыми религиозны­ми заслугами, как, например, средневековые поэты-бхакты, воспевшие богов в вели­колепных экстатических гимнах. Индусы почитают и предков: их культ существует с глубокой древности. Особо следует сказать о священных животных индуизма, культ которых встречается повсеместно. Особенно примечателен культ священной коровы.

Разнообразные культовые изображения, искусно выполненные или грубо срабо­танные, можно увидеть повсюду; не только в храмах, но и на домашних алтарях, и на улицах, и в ремесленных лавках, и в гостиницах, и на обочинах дорог, и под деревья­ми — словом, и там, где им положено быть, и в самых неожиданных местах. Значение их велико. Индусы верят, что божество на время ритуала вселяется в статуэтку, рису­нок, олеографию, символ и любое другое его изображение, обращают к нему свои мо­литвы, надеясь быть услышанными.