Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
востоковедение.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.9 Mб
Скачать

Источниковедение

К числу базовых категорий исторической науки относится «исторический источ­ник». Для востоковеда «источник» — также одно из ключевых понятий. Лишь опира­ясь на источники, можно с достаточной долей уверенности говорить о событиях и яв­лениях, происходивших в странах Востока. Изучение любых событий, имевших место как в далеком прошлом, так и в достаточно близкое к нам время, всегда должно начи­наться с рассмотрения максимально возможного числа имеющихся источников по данному периоду, касающихся интересующего нас события.

К числу «источников» историки относят самые различные письменные и веще­ственные памятники и материалы, которые несут в себе информацию о прошлом. В зависимости от того, какой вопрос предстоит рассмотреть, востоковед-историк об­ращается либо к письменному документу (к ним относятся исторические хроники, жизнеописания отдельных личностей, делопроизводственные документы, отчеты, сте­нограммы, литературно-художественные произведения и т. д.), либо к предметам ма­териальной культуры (орудия труда, предметы быта, архитектурные сооружения, из­делия художественного творчества). За прошедшее столетие круг источников резко расширился, прежде всего за счет внедрения в жизнь общества средств массовой ин­формации. В настоящее время важнейшими источниками стали пресса, радио- и теле­программы, аудио- и видеопродукция. На рубеже XX и XXI вв. понятие «источник» стало применяться и к такой современной системе получения информации, какой яв­

ляется глобальная информационная сеть Интернет, ежедневно расширяющая круг пользователей. Не исключено, что уже в самое ближайшее время для получения све­дений о повседневной жизни людей, их менталитете историки обратятся и к такому специфическому виду источников, как реклама.

В XIX в. историки ввели в научный оборот понятие «первоисточник». Дело в том, что к тому времени термин «исторический источник» стал применяться к поздней­шим спискам, редакциям и публикациям источников более раннего времени.

Соотнесение понятий «источник» и «первоисточник» не всегда однозначно. Например, в настоящее время практически во всех странах в больших масштабах осу­ществляется публикация исторических источников разного времени в целях расшире­ния круга читателей, которые могут познакомиться с историей своей страны или зару­бежных государств. В подобных случаях из архивов или книгохранилищ извлекаются документы, относящиеся к соответствующему историческому периоду, и осуще­ствляется скрупулезная работа по подготовке их к современной публикации. При этом публикуемые первоисточники обычно снабжаются историческими предисловия­ми, написанными ведущими специалистами, а к текстам прилагаются подробные ком­ментарии исторического и филологического характера (подробнее см. об этом в раз­деле «Историко-филологическое описание памятников»). Большую ценность пред­ставляют факсимильные издания исторических и литературных памятников. В ре­зультате историк, как, впрочем, и любой желающий, всегда может обратиться к тща­тельно выверенному и опубликованному тексту источника, не приезжая в то место, где хранится первоисточник, хотя в случае необходимости всегда можно обратиться непосредственно к нему.

Однако соотношение источника и первоисточника может быть и иным. Очень ча­сто бывает, что первоисточник, появившийся в давние времена, к сегодняшнему дню уже безвозвратно утрачен — в таком случае приходится обращаться к более поздним его версиям, которые применительно к современности, хотя и с рядом оговорок, мо­гут выступать в роли источника. Один из наиболее известных примеров — ситуация с текстом «Слова о полку Игореве». Древний список этого произведения погиб во вре­мя пожара Москвы в 1812 г., и ученые в настоящее время вынуждены пользоваться его копиями, анализируя их как основной источник (исторический и филологический).

Видный специалист по источниковедению истории Китая профессор Г. Я. Смолин применительно к древней и средневековой истории стран Востока выделяет пять основных групп исторических источников: «1) вещественные (вещные); 2) мифологи­ческие и другие фольклорные источники; 3) эпиграфические; 4) письменные; 5) дан­ные языка» (Смолин 1987: 12). Он отмечает, что в основу данной классификации по­ложены различия по способам кодирования и хранения заключенной в источниках информации, которая может быть зафиксирована как во внеязыковых материальных формах, так и с помощью письменных знаков.

Некоторые историки считают, что наибольшую, а может быть и единственную ценность представляют письменные источники, на долю которых действительно при­ходится максимальный объем фиксированной информации. Однако появились они существенно позже, чем фольклорные, эпиграфические и тем более ранние матери­альные памятники. Поэтому лишь эти группы источников могут дать ответ на вопро­сы о жизни людей в дописьменную эпоху. Вещественные источники оказываются су­щественным дополнением к источникам письменным и при изучении более поздних этапов исторического развития. Нужно иметь в виду, и это отмечает профессор Г. Я. Смолин, что выделение 5 типов источников во многих случаях представляется достаточно условным. Например, монеты с имеющимися на них надписями, печати (очень распространенные в странах Востока), гербы, наградные знаки можно в опре­деленных ситуациях отнести и к вещественным, и к эпиграфическим, и даже к пись­менным источникам.

Исторические источники, входящие в рассмотренные выше типы, согласно приня­той классификации, подразделяются на роды. Среди вещественных источников выде­ляют предметы производственной деятельности, памятники и предметы культового характера и источники, несущие культурно-историческую информацию. В огромном массиве письменных источников обычно выделяют два рода: повествовательные (нарративные) и документальные.

Исторические источники являются объектом специального изучения одной из от­раслей научно-исторического комплекса, именуемой источниковедением. В рамках источниковедения разрабатываются методики изучения исторических источников, со­здаются концепции их изучения и использования.

Много общего у исторического источниковедения, особенно когда им занимаются историки-востоковеды, с рядом филологических дисциплин — таких, как палеогра­фия, лингвистическая палеонтология, текстология, топонимика. Можно с уверенно­стью говорить о неразрывности и взаимодополняемости двух начал в востоковедном источниковедении: исторического и филологического.