Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
востоковедение.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.9 Mб
Скачать

Прикладное востоковедение в истории миссионерской службы

Чрезвычайно важную и особую роль в практическом востоковедении занимает де­ятельность русской православной церкви в странах Востока. В соответствии с указом Николая I, в 1847 г. епископом Порфирием (Успенским) была основана духовная мис­сия в Иерусалиме. В 1889 г. архимандритом Паисием была открыта православная миссия в Эфиопии.

Особых успехов русская православная миссия достигла в странах Дальнего Вос­тока.

Первой из таких миссий следует считать Российскую Духовную миссию в Китае, основанную еще в 1713 г. Со дня своего основания миссия кроме пастырского окорм- ления православных в Пекине занималась научной деятельностью и осуществлением дипломатических функций. Интересно, что на протяжении 150 лет, с 1715 по 1864 г., миссия в Китае выступала в качестве неофициального дипломатического представи­тельства России. Просуществовала эта миссия до 1954 г. За столь длительный срок своей работы русская православная миссия в Китае достигла многого. Одновременно с ведением проповедей миссионеры изучали китайскую астрономию, историю, гео­графию, культуру народов Китая, религию, народные обычаи и многое другое. Даже неспециалистам в области востоковедения знакомо имя известного русского востоко­веда, основателя российской школы китаеведения, автора первых учебников и слова­рей китайского языка, члена-корреспондента Российской Академии наук Никиты Яковлевича Бичурина (1777-1853). Находясь в течение 12 лет в Пекине (1808— 1820 гг.), Н. Я. Бичурин активно занимался изучением китайского языка и практиче­ски неизвестной западному миру страны. Именно Бичурин, занимаясь практическим

востоковедением, по сути, стал основателем научного китаеведения. По возвращении из Китая, причисленный к Азиатскому департаменту в качестве переводчика, Бичу­рин развернул интенсивную научную деятельность. Из его рук вышло множество ра­бот, описывавших многие аспекты жизни Китая. По отзыву А. С. Пушкина, знания Бичурина «разлили... яркий свет на сношения наши с Востоком» (Пушкин 1962: 73).

С пекинской духовной миссией связана деятельность основоположников россий­ского китаеведения И. К. Россохина (1707 или 1717-1761) и А. Л. Леонтьева (1716— 1786), свободно владевшими китайским языком и осуществившими ряд переводов ки­тайских исторических, географических и этнографических текстов на русский язык.

Важное место с позиции практического востоковедения занимает Русская право­славная миссия в Японии. История этой миссии начинается в 1861 г., когда в Японию в качестве настоятеля храма при русском консульстве в Хакодатэ прибыл иеромонах Николай Касаткин (1836-1912). Официально миссия в Японии начала свою деятель­ность в 1870 г. и многое сделала для ознакомления России с жизнью Японии того вре­мени. Святитель Николай перевел на японский язык Священное Писание, богослу­жебные книги, построил в Токио Воскресенский собор (японцы называют его «Нико- рай-до»). После начала русско-японской войны 1904-1905 гг. ставший к тому време­ни епископом владыка Николай должен был принять непростое решение: оставаться в Японии или вернуться в Россию.

Священник выбрал первое. Ему пришлось отказаться от общественных богослу­жений, поскольку он, будучи подданным России, не мог молиться о победе Японии. В годы войны о. Николай всецело переключился на переводческую работу и оказание помощи русским военнопленным. За свой самоотверженный труд в 1906 г. о. Нико­лай был возведен в сан архиепископа. Заслуги Николая Японского простираются да­леко за пределы православия. Так, Ричард Драммонд подытоживает деятельность это­го человека следующими словами: «Жизнь и плоды трудов владыки Николая застав­ляют нас признать в нем одного из величайших миссионеров современности. В соот­ветствии с православной традицией он глубоко уважал язык и культурные традиции народа, которому проповедовал. Он уважал людей и лично был к ним привязан. Вла­дыка пошел дальше православной традиции, до небывалых пределов расширив и укрепив независимость своей деятельности от политической конъюнктуры и интере­сов внешней политики своей страны» (Drummond 1971: 354).

Определенную роль в практическом востоковедении сыграла и Русская духовная миссия в Корее, решение об открытии которой было принято в 1897 г. Однако в силу политических причин первые миссионеры из России прибыли в Корею только в 1900 г. Глава миссии архимандрит Хрисанф Щетковский (1869-1906) не только вел христианскую проповедь, но и перевел с помощью корейцев на корейский язык ряд канонических текстов. На время русско-японской войны миссия в Корее приостано­вила свою работу. Новый и самый продуктивный этап в жизни миссии начался в

- 552-

1906 г., когда в ее главе встал архимандрит Павел Ивановский (1894-1918). В этот пе­риод было переведено множество книг, включая всю литературу, связанную с церков­ными службами.

Таким образом, до 1917 г. основными областями приложения практического вос­токоведения были дипломатическая работа, решение военных задач и миссионерское служение, осуществлявшееся православными миссиями. Важной особенностью этого периода является постепенное перерастание практического востоковедения в научно- теоретическое, фундаментальное. Люди, связавшие свою жизнь и судьбу с Востоком, интересовались не просто узкими аспектами, связанными с их профессиональной дея­тельностью, но и прилагали все усилия к тому, чтобы выверенная всесторонняя ин­формация о странах Востока стала достоянием России, хотя в целом востоковедение XIX в. все-таки было направлено на подготовку экспертов-практиков. Так, первая инструкция профессорам Казанского университета ставила преподавателям вполне конкретную задачу: «ограничиться преподаванием языков арабского и персидского в том единственно отношении, в каком они могут быть полезны России по ее торговым и промышленным сношениям» (Читатель 2001). Поэтому, когда в середине XIX в. Россия приступила к колониальной экспансии, в стране уже имелись квалифициро­ванные специалисты практически по всем сопредельным странам Востока. Главным центром подготовки востоковедов — как практических специалистов, так и научных — стал Восточный факультет Петербургского университета. Кроме того, в Москве, Казани, затем во Владивостоке были открыты «вспомогательные» востоковедческие учебные заведения, которые готовили в основном практических переводчиков для нужд дипломатии, торговли и миссионерской деятельности.