Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
востоковедение.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.9 Mб
Скачать

Южный кавказ (закавказье)

Говоря о современном состоянии стран Закавказья, их традициях и культуре, представляется необходимым обратиться к ряду исторических, политических и этно­лингвистических, социально-экономических и конфессиональных проблем, оказав­ших непосредственное воздействие на страны региона.

ИРАН

9 50 100 Явим

п ОПМС*

Армения

Аасяиёе ко* морг

\

Сухуми*

Черное море

jsoiSfS?

, Кутаиси

в*ш„

* Э

^Цхимвплг

Хашурм,

/Я? /«им*

ч£*«л3

^ТБИЛИСИ

Jpfbnm

.Зугдияи

Поти • Оаурютм •

1 Батуми

Армения (самоназвание — Хайастан), Азербайджан и Грузия (самоназвание — Сакартвело) — страны Закавказья, или Южного Кавказа (этот термин вошел в актив­ное употребление после распада СССР в 1991 г.) — молодые государства, в новейшей истории наследующие, однако, государствам, народам и этническим группам, кото­рые обладают древней историей. Широкую известность получил миф о путешествии аргонавтов в царство Колхида (современная Западная Грузия и Абхазия) за золотым руном, дошедший до нас из греческой мифологии. Однако население этого региона

я АЗЕРБАЙДЖАН

ТУРЦИЯ

АЗЕРБАЙДЖАН

Г РУ-5ИЯ

Южный Кавказ — северная окраина зоны древнейшего появления и расселения человека. На территории Грузии в 1939 г. были обнаружены кости гоминида возрас­том примерно 2 млн. лет. Останки удабпопитека, а именно так назвали это человеко- подобное существо, показывает самую северную границу древнейшего формирования человека. Надо сказать, что это самая древняя форма человека, которая была найдена на территории всего бывшего СССР. Что же касается эпохи неолита, мезолита и

энеолита, то на территории Южного Кавказа мы находим более 1000 стоянок древнейших людей, которые объединены в конгломераты культур (шулавери-шому- тепинская (Грузия), стоянки в Имеретин (Грузия) (Сакажиа, Ортвали, Чахати, Цуц- хватские пещеры, Сагварджиле, Джручула, Самглеклде, Дзудзуана, Таро-клде, Хергу- лис-клде, Гварджилас-клде и др.), Гинчи в Дагестане, стоянки Сочинско-Адлерского Причерноморья в Краснодарском крае РФ (Ахштырская, Воронцовская, Кепшинская, Ацинская, Навалишенская) и Абхазии (Свантасавана, Бзыбский навес, Окуми, Квача- ра, Апианча), Ахызская, нахичевано-мильско-муганская в Азербайджане и целый ряд других: стоянки в Южной Осетии (Цона, Кударо, Кведи, Шагат-чох и др.) (Абрамова, Аникович, и др.: 42-70; Массон, Мерперт и др.: 94 и далее; см. также: Меликишвили, Лордкипанидзе: 35-179.).

С самых ранних периодов истории этого региона, вследствие благоприятных кли­матических условий среды обитания, в регионе формируется ярко выраженный син­тез оседлого земледелия и кочевого, полукочевого и отгонного скотоводства. Отго­лоски этого синтеза до сих пор заметны в хозяйственной жизни региона. Земледелие сосредотачивается в долинах крупных рек, а скотоводство — в степных и полупу­стынных районах, а также в высокогорье, где альпийские луга предоставляют пре­красные условия для выпаса многочисленных стад. Именно населению Южного Кав­каза в первую очередь человечество обязано одомашниванием и разведением лоша­дей.

С точки зрения этнолингвистического типа население этого региона можно разде­лить на несколько групп, появление и распространение которых связано с глобальны­ми миграциями с Запада на Восток и с Востока на Запад. В геополитическом отноше­нии Кавказ представляет собой транзитную зону, через которую осуществлялись свя­зи Великой Степи (степного района Поволжья и юга России и Украины, Средней Азии) с Малой Азией и Иранским нагорьем.

Именно через Кавказ проходил второй маршрут Великого Шелкового пути, кото­рый проложил тюркский правитель Истеми-каган, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю шелком, которая приносила огромные прибыли тюркам (Кляшторный, Сул­танов: 100-101).

Автохтонное (т. е. исконно присущее данной местности) население Южного Кав­каза по определению одного из крупнейших исследователей Древней Передней Азии И. М. Дьяконова принадлежало к т. и. Каспийской общности (Дьяконов: 125-163). Это в большинстве своем были народы индоевропейского происхождения. Под давле­нием государственных образований Передней Азии, прежде всего Ассирии, они стали оформлять свою государственность. Она возникла в ходе объединения разрозненных царств, племенных объединений и княжеств.

Одним из крупнейших государств I тыс. до н. э. было государство Урарту. Петер­бургское востоковедение непосредственно связано с его историей: петербургский ар-

-474-

хеолог и востоковед Б. Б. Пиотровский (1908-1990) открыл цивилизацию Урарту благодаря раскопкам городища Кармир-блур на территории Армении. Собственно и древняя столица Армении город Ереван — прямой наследник урартского города Эре- буни, основанного царем Аргишти (правил 786- 760 г. до и. э.). Эребуни был по­строен для «могущества государства Байанили и для усмирения вражеской страны». Под этой страной Аргишти понимал земли, на которых впоследствии сложился ар­мянский народ. Байанили — это название оз. Ван — сердца государства Урарту (Сар­кисян и др.: 19-20).

По территории Урарту занимало большую часть Армянского нагорья и доходило до оз. Урмие (Резайе), где в VII в. до и. э. сложилось другое государство — Манней- ское царство, или Манна. Впоследствии Манна стала ядром могущественной Мидий - ской державы. И Урарту, и Манна, и Элам (государство на территории западной части Иранского нагорья) были преимущественно государствами оседлой культуры. Но уже в VIII в. этот регион сотрясают мощные нашествия сначала киммерийцев, а потом скифов, носителей иранских языков и кочевой цивилизации. Собственно арии начали движение на Кавказ и Иранское нагорье еще в первой половине II тыс. до и. э.

Как считает значительная группа исследователей, именно через Кавказ пролегал маршрут движения арийских (иранских) племен, из которых в VII в. до и. э. начала складываться Мидийская держава. Мидия занимала территорию в р-не оз. Урмие, т. е. локализовалось в современном Иранском Азербайджане. Собственно иранцы и дали этой земле название, которое она носит до сих пор — слово Азербайджан восходит к древнеперсидскому Адурбадаган — «владение Атурпата» (запечатлено это название в греческом: Мидия-Атропатена, именно под таким названием упоминает эту террито­рию Геродот при перечислении провинций-сатрапий Ахеменидской империи). Само имя Атурпат означает «охраняющий огонь». Это обстоятельство говорит о возросшем значении зороастрийской религии, которая постепенно вытеснила в данном регионе местные политеистические культы.

Транзитный характер Кавказского региона во многом определил судьбу населяв­ших и населяющих его народов. Почти 250 лет Кавказ был составной частью Ахеме­нидской империи, позднее входил в государства наследников Александра Маке­донского, и именно борьба за независимость народов Кавказа привела к изменению религиозной и политической ситуации.

Этническая и конфессиональная принадлежность являются основополагающими элементами самоидентификации человека и общества на Востоке. При этом религи­озная принадлежность может играть значительно большую роль, чем этническая и по­литическая. Южный Кавказ стал предметом ожесточенного противостояния между Византийской империей и Ираном, иностранные армии постоянно вторгались в его пределы, присоединяя его территории. В этих условиях ради утверждения своей неза­висимости народы Кавказа (армяне, грузины, албаны) принимают христианство.

-475 -

Поскольку этот процесс происходил в Армении и Грузии в связи с разными поли­тическими событиями, то и конфессионально христиане Армении и Грузии различа­ются. Грузия приняла христианство византийского толка, в то время как Армения, со­гласно церковному преданию, получила христианство непосредственно через апосто­лов (традиционно это событие связывают с апостолами Варфоломеем и Фаддеем). По этой причине армянскую церковь называют апостольской. Надо сказать, что Армения стала первой в истории страной, сделавшей христианство своей официальной (госу­дарственной) религией.

Положение кавказских стран между Малой Азией и Ираном на долгое время определило парадигму существования региона. В последующие эпохи именно госу­дарственные образования, расположенные на этих территориях, играли центральную роль в складывании судьбы народов Кавказа — не только Армении и Грузии, но и Кавказской Албании (Алуанка, или Агванка — христианского государства в Севе­ро-Восточном Азербайджане и Дагестане, сложившимся из союза 26 племен, относя­щихся к ундинско-нахской языковой семье. Есть мнение, что ундины ( другое название — уды, или уны) имеют отношение к кутиям — древнейшему индоевропейскому на­селению Кавказа).

Третьей важной религией для стран региона стал ислам, который исповедуется ныне большинством населения Северного Кавказа и Азербайджана. Ислам попадает на Кавказ в ходе арабских завоеваний в 30-е гг. VIII в. В ходе этих завоеваний меняет­ся и политическая карта — прекращает свою существование государство Сасанидов в Иране, их огромная империя, включавшая в себя и большую часть Кавказа, превраща­ется в провинции исламского государства — Халифата. Одной из таких провинций становится Арминия, т. е. Армения, другой — Тбилисский амират, третьей — Азер­байджан, Арран и Ширван. В этих землях формируются свои мусульманские государ­ства (подробнее см. Большаков: 81-85, 101-102, 166-177). В этой связи нам необхо­димо обратиться еще к одному сюжету: собственно существованию немусульман в мусульманских государствах.

Ислам не исключает и наличия других общин, прежде всего, народов, которые имеют Священное Писание (ахл ал-китаб), в число которых входят христиане. Когда христианские народы Кавказа потеряли свою государственность, они составили осо­бую категорию жителей Халифата: сложилась система управления не-мусульманами через посредство церковных организаций. Это было особенно актуально для армян, которые окончательно потеряли государственность в XIV в. с падением последнего их царства в Малой Азии (Киликийской Армении). Грузия же довольно долго сопро­тивлялась мусульманскому владычеству, что и привело ее в конечном счете в состав Российской империи. Борьба за права христианского населения Южного Кавказа была одним из важнейших факторов российско-османского и русско-иранского со­перничества, которое привело к целой череде войн России с Турцией и Ираном, за-

-476-

кончившихся включением Армении, Грузии и значительной части Азербайджана в состав Российской империи. Одной из причин долгой Кавказской войны (1817-1864 гг.) была необходимость защиты приобретенных Российской империей территорий в Закавказье от постоянных набегов горцев Северного Кавказа и обеспечения безопас­ности русских коммуникаций во время войн с османами и Ираном.

Не менее важным вопросом для кавказского региона являются расхождения меж­ду различными мусульманскими религиозно-правовыми школами, которые сло­жилось в ходе догматических споров мусульманских богословов о власти в мусуль­манской общине. Этот вопрос разделил мусульман на три большие группы: суннитов, шиитов и хариджитов (см. об этом в разделе «Ислам»). Толк имамитов стал госу­дарственным для Азербайджана в XVI в. в результате прихода к власти династии Са- фавидов (правили 1501-1722 гг.).

Однако исламизация Кавказа шла не только из Ирана, но и из владений Османской империи. В 1453 г. османы взяли Константинополь, а еще раньше разгро­мили христианских владетелей Малой Азии. Османская империя стала в какой-то сте­пени преемником Византии в контексте ее продвижения на Кавказ. Османы долго и ожесточенно боролись как с христианскими государствами Кавказа, так и с шиитским государством Сафавидов, включавшим Иран, Азербайджан, большую часть Армении и Восточную Грузию, которую Иран и османы в середине XVI в. просто разделили на сферы влияния. Государственным толком в Османской империи был суннитский ха- нафитский мазхаб. Таким образом, в результате давления османов суннитский ислам вернул себе позиции на Кавказе и, более того, стал активно распространяться. Через мусульманские мистические братства (тарикаты), преимущественно кадарийа и накшбандийа, а также мистиков-уваси, он проник на Северный Кавказ, где оконча­тельно утвердился в XVII-XVIII вв. При помощи военных и политических методов османы содействовали распространению ислама и на Южном Кавказе. Мусульмана- ми-суннитами в этот период стали жители южных районов Грузии (Аджария) и насе­ление Абхазии (абыза).

Сравнительно поздняя исламизация значительной части Кавказа привела к фор­мированию религиозного синтеза, включающего смешение ислама и доисламских ве­рований и представлений.

Необходимо также сказать несколько слов об этнолингвистической картине региона. Армянский язык — индоевропейский. Грузинский принадлежит к картвель­ской языковой семье. При этом мы должны понимать, что население Грузии далеко не однородно. Грузины разделяются на картвелов, мегрелов, сванов, кахетинцев, пшавов, хевсуров и др. При этом они воспринимают себя как отдельные этносы.

Что касается населения большей части Азербайджана, то оно по языку принадле­жит к огузской подгруппе тюркской языковой семьи. Ближайшими родственниками

по языку для азербайджанцев являются турки и туркмены. Носители тюркских язы-

-477-

ков начали свое распространение на Кавказе с VI в. н.э, а с X в. некоторые области Кавказа были подчинены тюркам-сельджукам, также выходцам из огузской общно­сти.

Таким образом, с точки зрения этнолингвистической идентификации население Кавказа принадлежит к трем группам: индоевропейской (армяне), картвельской (насе­ление Грузии) и тюркской (азербайджанцы).

В экономическом отношении государства Южного Кавказа относятся к развиваю­щимся странам. Значительное влияние на их экономическое развитие оказала специ­фика советского времени, определившая основные направления их экономической де­ятельности. Наиболее динамично развивающимся государством в настоящее время является Азербайжан, что связано с газово-нефтяным комплексом, составляющим основу доходов государства.

Армения, оказавшаяся фактически в блокаде в результате конфликта в Нагор­но-Карабахской области, провела значительные реформы и успешно восстанавливает свою экономику.

Значительно более тяжелое положение испытывает экономика Грузии, что связа­но как с фактическим развалом наиболее доходных отраслей экономики (прежде всего морского транспорта и туризма), так и сложным международным положением страны.