Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции СЭГ.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.03 Mб
Скачать

Проблемы образования.

Решающее значение име­ет именно образовательный уровень, что связано с интеллектуализа­цией труда, повышением требований к его квалификации. Согласно данным ЮНЕСКО в 1950 г. доля элементарно неграмот­ных среди взрослого населения мира (старше 15 лет) составляла 44%. К 1990 году уровень неграмотности снизился до 26,9%, но в абсолют­ном выражении это соответствует 963 млн человек. На долю экономически разви­тых стран приходится примерно 4% всех элементарно неграмотных взрослых. Однако и этот сравнительно невысокий показатель в 80-х годах привлек к себе большое внимание в связи с введением по­нятия о т. н. функциональной неграмотности. Под функциональной неграмотностью понимают неспособность человека адаптироваться к политическим переменам в обществе, к структурным, техническим и технологическим изменениям в экономике, понять необходимые объ­яснения и инструкции, касающиеся трудовой деятельности и т. д. По­этому функциональная неграмотность считается одной из главных причин безработицы. В бывшем СССР согласно переписи 1989 года неграмотным оказалось 2% населения старше 15 лет, или 4,3 млн че­ловек. А функциональная неграмотность была значительно выше.

В развивающемся мире наблюдаются свои очень резкие региональные диспропорции. В Южной Азии и в Африке южнее Сахары до сих пор неграмотно более 1/2 всего взрослого населения; почти такая же доля характерна и для арабских стран. В Восточной Азии она составляет примерно 1/4, а в Латинской Америке 15%. Добавим к этому, что если в развитых стра­нах разница в доле неграмотных мужчин и женщин сравнительно не­велика (2,6 и 3,9%), то в развивающихся коэффициент неграмотно­сти среди мужчин составляет 25%, а среди женщин 45%.

Хотя, как мы видели, различия между регионами развивающихся стран сами по себе достаточно велики, различия между отдельными странами оказываются значительно большими. При этом возможны два подхода — исходя из доли неграмотных во всем населении страны и из абсолютного числа неграмотных.

«Рекордсменом» мира по доле неграмотных можно, пожалуй, считать Бутан, где среди мужчин неграмотных 93%, а среди женщин 98%. Соответствующие показатели для Афганистана — 93% и 95%, для Сомали — 82% и 94%. Наиболее высока общая доля неграмотных в регионе Тропической Африки: в Буркина-Фасо, Сенегале, Маврита­нии, Гамбии, Нигере, Чаде, Мали, Сомали она достигает 75—90% взрослого населения. Из других наиболее ярких примеров можно на­звать Непал, Гаити.

Что касается абсолютного числа неграмотных взрослых, то «пер­вую десятку» здесь образуют Индия (281 млн), Китай (224), Паки­стан (43), Бангладеш (42), Нигерия (29), Индонезия (27), Египет (16.5), Бразилия (16), Иран (14), Судан (10). Нетрудно подсчитать, что более половины всех неграмотных в мире приходится всего на две, правда самые многонаселенные, страны — Индию и Китай. Соот­ветственно доля неграмотных среди взрослого населения Индии со­ставляет 52%, Китая — 27%.

География мировой научно-образовательной инфраструктуры.

В рамках экономической и социальной географии в последнее вре­мя началось формирование нового направления, которое можно на­звать географией науки. Внимание ученых привлекли некоторые весьма актуальные воп­росы, и в том числе вопрос о территориальных формах организации науки.

До начала НТР для стран Европы, Японии, СССР было характер­но сосредоточение науки, прежде всего в столичных городах. Так, во Франции более половины всех научных работников концентрировалось в пределах Большого Парижа, в Японии — Большого Токио. Анало­гичные примеры являли собой Лондон, Копенгаген, София, некоторые другие столицы. В Москве также сосредоточено около 1/2 всех науч­ных работников России. Благодаря этому она превратилась в один из крупнейших (если не самый крупный) научных центров мира, в кото­ром разместились более тысячи институтов и конструкторских бюро, десятки вузов.

Со времени средневековья берет свое начало и другая форма со­средоточения научных и учебных кадров — университетские города. Из европейских стран она всегда была характерна для Германии и Ве­ликобритании. Но теперь их уже намного обогнали США, где основ­ные научные исследования ведутся именно в университетах, разбросанных по всей стране. Наиболее известные из них: Гарвардский уни­верситет в пригороде Бостона, Принстонский в штате Нью-Джерси, Стэндфордский и Калифорнийский в штате Калифорния.

С началом НТР территориальная организация науки стала приоб­ретать новые формы. Начали возникать специализированные «города науки», которые обычно располагаются в окраинных частях крупных городских агломераций, в пределах примерно двухчасовой транспорт­ной доступности от их центров. Такое положение позволяет исполь­зовать многие преимущества крупного города и в то же время в какой-то мере ослабить воздействие его негативных сторон. Примерами подобных «городов науки» могут служить Дубна, Пущино, Черного­ловка, Обнинск под Москвой, Академгородок под Новосибирском, Цукуба в дальних окрестностях Токио.

Но еще более характерно возникновение научных (научно-иссле­довательских, технологических) парков. Такой парк представляет со­бой, как правило, научно-промышленный комплекс, включающий ла­боратории, экспериментальные, опытные и производственные пред­приятия наукоемких отраслей промышленности, которые создаются на специально отведенных и заранее оборудованных площадках. Он ориентируется на создание новейшей технологии и ее внедрение в производство и обычно размещается поблизости от университета или другого научно-исследовательского центра.

Научные парки появились в США в 50-х годах, а теперь общее их число в этой стране превышает 150. Наиболее известные из них: зна­менитая «Силиконовая долина» в окрестностях Сан-Франциско, воз­никшая на базе Стэндфордского университета, «Дорога № 128» в окре­стностях Бостона, ориентирующаяся на Массачусетский технологиче­ский институт. Затем подобные парки начали возникать и в Западной Европе. Крупнейшие из них: «Изар Велли» в ФРГ, созданный на базе Мюнхенского университета, Кембриджский в Великобритании — на базе старейшего Кембриджского университета, французские парки, расположенные на Лазурном берегу и в районе Гренобля. Научные парки есть в Бельгии, Нидерландах, некоторых других странах Запад­ной Европы. Японский вариант научного парка получил наименова­ние технополиса. Но здесь они организуются государством.

В последнее время такие парки стали создаваться и в новых инду­стриальных странах Юго-Восточной Азии: в Республике Корея (неда­леко от Сеула), на Тайване (недалеко от Тайбея).