Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пластические операции на магистральных венах. Покровский А.В. / Пластические операции на магистральных венах.doc
Скачиваний:
157
Добавлен:
14.06.2014
Размер:
754.18 Кб
Скачать

Флебоманометрия

Наиболее часто венозное давление измеряют прямым методом, используя водяные, ртутные и электрические ма­нометры. Мы н споен практике чаще пользовались водяным манометром Вальдмана или электроманометром многока­нального мингографа, который помимо цифрового обозна­чения позволяет произвести графическую запись давления. Измерение венозного давления мы производили у наших больных всех 5 групп с различной локализацией патологи­ческого процесса в системе обеих полых пси. Проведение данного исследования нельзя считать обязательным у всех больных, так как оно само по себе не дает ответа на ряд кардинальных вопросов, однако в некоторых случаях изме­рение венозного давления дополняет имеющуюся информа­цию, главным образом отражая степень развития коллате­рального кровообращения и сохранение компенсаторных возможностей самих вен в смысле эластичности стенок, сохранности клапанного аппарата и т. п. Кроме того, в ряде случаев само по себе венозное давление, определенное на конечностях, является важным и постоянным диагностиче­ским тестом закупорки венозного ствола. Кроме того, у не­которых больных изменение венозного давления бывает настолько постоянным, что по его величинам можно судить о тяжести процесса и расстройствах гемодинамики, тем са­мым группируя больных по данным показателям. Остано­вимся на показателях венозного давления у отдельных групп наших больных.

Больные с закупоркой подключичной вены (синдромом Педжета — Шреттера), как правило, имеют повышенное ве­нозное давление со стороны поражения. Причем в большин­стве случаев оно точно отражает степень нарушения гемо­динамики и развитие коллатеральной сети. Измерение венозного давления у данной категории ' больных не сложно, мы обычно сочетаем эту манипуляцию либо с за­бором крови для биохимического исследования, либо с флебографией, когда после пункции к игле подключался манометр Вальдмана и производилось измерение венозного давления, а затем указанные манипуляции. Основываясь на данных венозного давления, мы сумели всех больных с синдромом Педжета — Шреттера распределить по степеням тяжести заболевания, ибо цифры венозного давления соот­ветствовали клиническим данным и результатам флебографической картины. Итак, оказалось, что с легкой степенью заболевания с давлением до 200 мм води. ст. у нас было 10 больных, со средней степенью заболевания с давлением от 200 до 300 мм водн. ст.— 22 больных и с тяжелой степенью заболевания и давлением от 300 до 400 мм водн. столба и выше—11 больных. При сравнении с данными флебогра­фии оказалось, что величины венозного давления при син­дроме Педжета— Шреттера прямо пропорциональны рас­пространенности тромботического процесса и обратно про­порциональны развитию коллатеральной венозной сети.

При закупорке верхней полой вены картина величин венозного давления также постоянно связана с развитием коллатеральной сети и обширностью тромботического про­цесса. Среди наших больных венозное давление на верхних конечностях колебалось от 200 до 500 мм води. ст. Причем при легкой степени заболевания в 5 случаях оно находи­лось в пределах 200—300 мм водн. ст., при средней тяжести у 14 человек оно колебалось в пределах 300—400 мм водн. ст., и у 8 больных оно превышало 400 мм водн. ст. В отличие от больных с синдромом Педжета — Шреттера, венозное давление у больных с синдромом верхней полой вены оказывается повышенным у больных па обеих верх­них конечностях, причем степень повышения венозного дав­ления на разных конечностях может быть различной: асим­метрия в цифрах венозного давления на правой и левой руках достигала у некоторых наших больных 100 мм водн. ст., а у одного больного даже 160 мм водн. ст. Очевидно, этот факт также зависит от степени вовлечения в процесс безымянных вен и соответствующего развития коллате­ральной сети.

В системе нижней полой вены при закупорке ее отдель­ных сегментов изменение венозного давления также дает ряд дополнительных данных о функциональных и компенсаторных возможностях пораженного и примыкающих к нему участков венозной системы.

В настоящее время в литературе имеется много работ, посвященных вопросам флебоманометрии при различных патологических состояниях венозной сети нижних конечно­стей (И. А. Костромов, 1951, 1953; Р. П. Аскерханов, 1963; Н. Н. Еланский и В. Я. Васютков, 1965; С. М. Голстян, 1967; Е. Г. Яблоков, 19G3; М. И. Бернштейн, 1968, и др.) и, в частности, при постфлебитическом синдроме, причем всеми авторами приводятся почти одинаковые цифры венозного давления как в норме, так и при различной патологии и в состоянии покоя, при нагрузке в горизонтальном и верти­кальном положениях.

Наши данные практически подтверждают литературные. Очевидно, нормальными цифрами венозного давления в горизонтальном положении следует считать 100— 140 мм води. ст. При выраженном варикозном расширении вен нижних конечностей эти цифры несколько увеличива­ются— до 150—170 мм водн. ст., а при постфлебитическом синдроме могут достигать 200 мм водн. ст.

При вертикальном положении больного венозное давле­ние колеблется в широких пределах — от 750 до 1300 мм водн. ст., причем мы не обнаружили особой раз­ницы в венозном давлении у здоровых людей и у больных с постфлебитическим синдромом, правда, у здоровых лиц при изменении положения тела из горизонтального в верти­кальное венозное давление нарастает медленно (в течение 1 мин и более); у больных же с постфлебитическим синдро­мом оно быстро достигает своих максимальных цифр. Ха­рактерную кривую имеет венозное давление у больных с постфлебитическим синдромом при физической нагрузке. Если у здоровых лиц оно после физической нагрузки быст­ро и резко, до 50% и более, снижается, а затем также быстро возвращается к исходному, то у больных с постфлебитическом синдромом нижних конечностей при хорошей реканалнзации падение давления происходит значительно медленнее и всего на 100—150 мм водн. ст. (15—20%) и сразу же возвращается к исходному после прекращения мышечной нагрузки; при плохой реканализации глубоких вен падение венозного давления может вообще не наблю­даться или оно происходит в очень незначительных грани­цах (до 10%) от исходного с быстрым возвратом к перво­начальному давлению.

Таким образом, результаты измерения венозного давления у больных с постфлебитическим синдромом нижних конечностей дают нам дополнительную информацию не только о состоянии развития коллатеральной сети, но и о степени реканализации тромбов в глубоких венах, правда, эта информация только качественная, но не количествен­ная; во всяком случае мы считаем, что любые данные, полученные при измерении венозного давления, и вы­воды, сделанные из этого, должны быть подтверждены флебографическим исследованием. Методика исследования данной категории больных с постфлебитическим синдро­мом нижних конечностей также проста и не имеет каких-либо особенностей. Измерение давления мы также произ­водим водным манометром Вальдмана.

При подвздошно-бедренных тромбозах наша методика и цели исследования были несколько иными.

Методика исследования при данном виде тромбозов заключается в следующем: больному, лежащему на спине, путем венепункции бедренной вены либо непосредственно, либо по Сельдингеру, либо после венесекции большой под­кожной вены бедра в овальной ямке проводился катетер в бедренную и подвздошную вены сначала пораженной сто­роны, а затем здоровой, либо с двух сторон одновременно, чаще при двустороннем поражении. Прежде чем произво­дить флебографию, мы измеряли венозное давление путем графической записи его на многоканальном мингографе. Цель исследования была не только и не столько в выявле­нии абсолютных цифр венозного давления на пораженной стороне, сколько в определении градиента венозного давле­ния между стороной пораженной и здоровой, так как нали­чие того или иного градиента определяло дальнейшую ле­чебную тактику. В данном случае измерение и запись венозного давления имели огромную ценность не только как дополнительный метод исследования, а как основной тест при выборе оперативного лечения.