Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пластические операции на магистральных венах. Покровский А.В. / Пластические операции на магистральных венах.doc
Скачиваний:
157
Добавлен:
14.06.2014
Размер:
754.18 Кб
Скачать

Зависимость сроков наступления тромбозов от диаметра дакроновых протезов

Диаметр протеза, мм

Кол-во опытов

Срок наступления тромбоза, дни

Всего

7

14

21

1 мес.

Более 1 мес.

12

14

16

18

20

Всего

9

12

9

5

2

37

2

1

-

1

-

4

1

-

-

-

1

2

1

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

1

2

1

-

4

4

2

2

2

1

11

Тромбозы протезов при функционирующем артериовенозном соустье отмечены в 5 опытах, в том числе в 4 опы­тах длительность наблюдения не превышала 7 дней, а в одном – 3 недель. Очевидно, ускорение кровотока в этих опытах было не столь большим, чтобы предотвратить тромбообразование.

Самопроизвольное закрытие артериовенозного соустья произошло в 4 опытах, из них в 3 опытах артериовенозное соустье перестало функционировать через 5—7 дней после операции, что привело к тромбозу протезов через 14 дней, 21 день и 1,5 месяца. Только в одном опыте при самопроизвольном закрытии артериовенозного соустья через 14 дней протез оставался проходимым в течение всего срока наблю­дения (1,5 месяца). Приведенные данные показывают, что неполноценное функционирование и преждевременное за­крытие артериовенозного соустья значительно ухудшает возможности сохранения проходимости протезов в после­операционном периоде. Протезы в этих случаях часто под­вергаются тромбозу.

После одномесячного функционирования артериовенозного соустья риск неблагоприятных исходов значительно уменьшается, однако он не исчезает полностью.

Так, из 16 опытов со сроком наблюдения более 1 месяца тромбоз протезов выявлен в 4 опытах. В это число входит одно наблюдение, где артериовенозное соустье самопроиз­вольно закрывалось на 7-й день. Тромбоз в остальных опытах произошел через 1,5, 2 и 3 месяца после пластики. Особенностью этих опытов была значительная деформация дакронового протеза окружающими тканями, особенно в области анастомозов, что, очевидно, и привело к нарушению сто функции.

Клиническое проявление тромбообразования дакроновых протезов нечеткое. Отсутствовали симптомы венозной гипертензии, венозное давление, определенное у 7 живот­ных при забое, оказалось в пределах нормальных цифр (50—80 мм водн. ст.). На флебограмме определялись рас­ширенные венозные коллатерали, которые обеспечивали в достаточной степени венозный отток. Очевидно, процесс тромбообразования дакроновых протезов происходил по­степенно, в течение нескольких дней, во время которых успевали включаться один за другим коллатеральные пути венозного оттока. Наряду с этим тромбозы протезов могут возникнуть как во время операции, так и в течение первых часов после ее окончания.

Несколько иная картина наблюдалась при тромбозах, возникших в первые дни после пластики. В одном опыте нам удалось отметить расширение подкожных вен перед­ней брюшной стенки, появившееся через 3 дня после опера­ции. Предположительный диагноз тромбоза протеза был подтвержден на секции. Обнаруженная в 4 опытах на флебограмме непроходимость протеза подтверждена на аутопсии. Ни один тромбированный протез в дальнейшем не реканализовался.

Тромботические массы в просвете протеза подвергались соединительнотканному перерождению. Тромбированные протезы в большей степени, чем проходимые, подвергались деформации за счет уплотнения и большего развития со­единительной ткани как вокруг, так и внутри протеза.

Проходимость дакроновых протезов в условиях времен­ного функционирования дистального артериовенозного со­устья, которое, по нашим данным, резко ускоряет кровоток в месте пластики, сохранилась в 26 опытах из 37.

Флебографическое исследование проходимости протеза показало хорошую функцию его как проводника венозной крови. Лишь в области анастомозов изредка отмечалась небольшая деформация. Данные флебографического иссле­дования полностью совпали с секционными находками.

Проходимые протезы были покрыты изнутри гладкой блестящей выстилкой, которая плавно, переходя через ли­нию анастомозов, продолжалась во внутреннюю поверхность полой вены. Дакроновые протезы, слабо соединенные с окружающими тканями в первые дни, в дальнейшем, при­мерно через 2 недели, постепенно все прочнее срастались с ними, образуя плотную сосудистую трубку. Плотность ее со временем увеличивалась настолько, что при сроке на­блюдения 6—9 месяцев с трудом подвергалась сдавлива­нию. Прочность ее в основном зависела от степени органи­зации наружной капсулы протеза.

Большое значение для сохранения проходимости, по крайней мере в первые несколько недель, имеет внутренняя капсула, особенно ее соприкасающаяся с током крови по­верхность. Сразу же после пуска кровотока на протез от­кладывался фибрин, который на макропрепарате сроком в 1—7 дней легко отделялся от ткани протеза. Толщина это­го слоя в условиях ускоренного кровотока не превышала 1-1,5 мм на выступах гофр протеза. В дальнейшем проис­ходила постепенная его организация, эта выстилка плотнее прикреплялась к ткани протеза, и уже с двухнедельного срока выстилка плотно прилежала к протезу.

Организация внутренней капсулы происходила посте­пенно, что на макропрепарате проявлялось изменением окраски.

В сроки более 2 месяцев эта выстилка приобретала бе­лесоватый оттенок. Проходимость дакроновых протезов в наших опытах сохранялась до 14 месяцев после устранения временного артериовенозного соустья.

Таким образом, протезирование нижней полой вены лавсановыми и дакроновыми протезами в условиях времен­ного функционирования артериовенозного соустья дало значительно лучшие результаты, чем в контрольной серии опитой, где протезирование осуществляли в условиях обыч­ного кровотока.

Из 105 опытов в 80 наблюдалась проходимость протезов в сроки до 2,5 года. Столь хорошие результаты мы склонны рассматривать как следствие изменения гемодинамических условий неполного русла, так как только этим опыты дан­ной серии отличались от контрольной. Наложение артерио­венозного соустья между бедренными сосудами существен­но изменяло условия гемодинамики. Наиболее резко увеличивалась скорость объемного кровотока. По нашим данным, скорость кровотока в бедренной вене возрастала по сравнению с исходными данными в 6—7 раз. Учитывая, что тромбозы синтетических протезов в венозном русле, как правило, происходят в течение первых 2—3 недель после пластики, мы поддерживали эффект артериовенозного со­устья в течение месяца.

Используя различные синтетические протезы для плас­тики полой вены в условиях ускоренного кровотока, мы не выявили преимущества того или иного вида материала, из которого сделан протез (табл. 8).

Таблица 8