Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Незаконные воинские формирования.docx
Скачиваний:
38
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
114.04 Кб
Скачать

Глава 2. Криминологические аспекты организации и участия в незаконно вооруженных формированиях

2.1 Причины и условия участия организации незаконно вооруженных формирований

Необходимость выработки криминологических характеристик отдельных видов преступлений с целью всестороннего и полного уяснения правовой природы рассматриваемого преступного деяния и последующей разработки эффективной системы противодействия исследуемому негативному явлению очевидна. Тем более, важны криминологические исследования организованной криминальной деятельности, среди которой ввиду повышенной общественной опасности и наличия угроз национальной безопасности Российской Федерации особое место занимает организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, в том числе на территории иностранных государств.

Знание криминологических особенностей соответствующих организованных преступных структур, своеобразия лиц, входящих в их состав, способствует определению основных детерминант данного преступления, а, следовательно, – мер общей и индивидуальной профилактики и комплексного противодействия. Центральным вопросом содержания данного преступления является определение самого понятия «незаконное вооруженное формирование».

Незаконность вооруженного формирования определяет то, что оно создается без соответствующего законного основания. Все вооруженные формирования России созданы и действуют на основании федеральных законов, в частности Законов «О полиции», «О вооруженных силах Российской Федерации», «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и т.д.

Соответственно, используя принцип аналогии права, можно обоснованно утверждать, что в других государствах процессу создания вооруженного формирования должно предшествовать принятие соответствующего нормативного правового акта с соблюдением всей законодательной процедуры, предусмотренной законодательством страны. Поэтому любое вооруженное формирование, не прошедшее вышеназванную процедуру, следует рассматривать как незаконное.

Вместе с тем, не любое незаконное вооруженное формирование можно рассматривать как таковое в уголовно-правовом смысле. Оно должно обладать некоторым набором признаков, свойственных воинским подразделениям, а именно: наличие внутренней структуры, имеющей управление, основанное на подчиненности и распределении обязанностей; относительная устойчивость; дисциплина и профессиональная подготовленность воинскому ремеслу21.

Законодатель в диспозиции ст. 208 УК РФ перечисляет несколько возможных форм организации вооруженного формирования – объединение, отряд, дружина или иная группа, то есть, используя понятие «формирование», законодатель обобщает всевозможные варианты объединения вооруженных лиц.

Деятельность незаконных вооруженных формирований на современном этапе выступает одним из долгосрочных факторов дестабилизации социально-политической обстановки в ряде регионов нашей страны, приграничных государств (на примере отдельных областей Украины) и ряда стран ближнего и дальнего зарубежья (Иран, Ирак, Сирия, Турция и пр.)22. Функционирование данных организованных, устойчивых структур, действующих зачастую под религиозными и политическими лозунгами, является основным проявлением преступного экстремизма. При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что состав организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем в «чистом виде» встречается на практике довольно редко.

В большинстве уголовных дел, возбужденных за последние три года по признакам ст. 208 УК РФ, фигурирует также обвинение по другим статьям уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за конкретные преступные посягательства (чаще всего — терроризм, убийство, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, похищение человека и др.)23.

В настоящее время наиболее часто в юридической литературе встречается мнение о том, что причины создания незаконных вооруженных формирований на территориях отдельных государств связаны в первую очередь с обострением межнациональных отношений и иных конфликтов, религиозной нетерпимостью и другими негативными социальными явлениями. В целом можно согласиться с Ю.М. Антоняном и М.Д. Давитадзе, которые считают, что возникновение таких формирований обусловлено теми же причинами, что и межнациональные конфликты, т.е. серьезными социально-политическими, экономическими, религиозными, расовыми столкновениями24.

На конфликты в сфере национально-государственных (межнациональных, этнических, религиозных) отношений, а также в социально-политической сфере как основные причины организации и деятельности незаконных вооруженных формирований указывает и Т.М.- С. Магомедов. В качестве условий, способствующих их организации и деятельности, он называет политическую нестабильность в той стране, где они функционируют, социальную напряженность, необустроенность многих граждан, низкий уровень культуры и правосознания значительной части населения. Заметным инициирующим фактором, по его мнению, служит расширение возможностей доступа граждан к огнестрельному оружию, имеющее место в последние десять лет25.

На наш взгляд, есть еще одно условие, способствующее организации и функционированию незаконных вооруженных формирований. Это недостаточная эффективность (а в большинстве случаев – просто безразличие, аморфность) деятельности государственных, в первую очередь правоохранительных, органов и общественных организаций по защите прав граждан и, как следствие, снижение авторитета власти и закона26.

Общественная опасность незаконных вооруженных формирований (даже в случае осуществления их деятельности на территории иностранных государств) предопределяется самим фактом их функционирования в качестве альтернативы вооруженным силам и другим воинским формированиям государства. Это способно привести к самым негативным последствиям, в частности:

- использованию незаконных формирований в противоправных экстремистских, террористических целях, направленных, в том числе, против национальных интересов Российской Федерации;

- неконституционному, насильственному разрешению социальных, политических и иных проблем с привлечением граждан Российской Федерации;

- грубому нарушению режима государственной границы и условий приграничного сотрудничества;

- нарушению равновесия в отношениях между Российской Федерацией и странами, на территории которых граждане России принимают участие в деятельности незаконных вооруженных формирований;

- осложнению дипломатических отношений между странами;

- внедрению граждан тех стран, на территории которых граждане России замечены в деятельности незаконных вооруженных формирований, на территорию Российской Федерации с ответными намерениями ведения разведывательной, подрывной и иной противоправной деятельности;

- возвращению в Россию граждан, побывавших в составе участников незаконных вооруженных формирований на территории иностранных государств, образ жизни которых, их идеологическое мышление, религиозные воззрения и приобретенный опыт, не позволяющий в дальнейшем отказаться от экстремистских, террористических убеждений, продолжая преступную деятельность уже на территории России;

- причинению вреда правам, законным интересам граждан РФ, угрозе их жизни и здоровью.

Практически все существующие на сегодняшний день в мире террористические организации по сути своей являются незаконными вооруженными формированиями. Но таковыми они признаются только тогда, когда бывает невозможным установление у них исключительно террористических целей. Истинную цель создания незаконного вооруженного формирования может знать только его организатор, каковым, как правило, является политическая фигура. Кроме того, идея использования вооруженного формирования в террористических целях может возникнуть у организатора позднее27.

Наиболее распространенными и особенно опасными видами незаконных вооруженных формирований считаются террористические организации и вооруженные формирования партизанского типа, борьбу с которыми ведут как подразделения МВД, так и армейские подразделения и спецслужбы. Независимо от практической задачи, которую призвано решить незаконное вооруженное формирование, оно всегда угрожает в первую очередь общественной безопасности, то есть, безопасности неопределенно большого числа членов общества. Это обстоятельство подтверждается фактом помещения законодателем ст. 208 УК РФ в главу уголовного кодекса «Преступления против общественной безопасности», в которой преступления объединены по принципу общности объекта преступного посягательства – общественной безопасности.

В целом, давая криминологическую характеристику деятельности граждан, участвующих в незаконных вооруженных формирований на территории иностранных государств с участием граждан РФ, необходимо отметить:

- большую численность участников (до нескольких сотен человек);

- наличие в их структуре обладающих относительной самостоятельностью подразделений во главе с руководителями;

- относительную устойчивость, проявляющуюся в первую очередь в более или менее длительном сроке существования, и сплоченность их членов;

- специальную военную подготовку в учебных лагерях (центрах), организованных как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, под руководством опытных инструкторов (как правило, иностранных граждан);

- идеологическую подготовку, в основе которой различные направления экстремистских религиозных течений;

- международные связи с экстремистскими, террористическими зарубежными организациями, оказание последними финансовой и иной помощи;

- многонациональный состав, благодаря вербовке значительного числа наемников и добровольцев, прибывающих из-за границы, в том числе из Российской Федерации;

- организацию широкомасштабной террористической деятельности, включая захват заложников, нападения на населенные пункты, воинские гарнизоны, экономические и военные объекты, государственные учреждения, посягательства на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и высокопоставленных должностных лиц на территории иностранных государств и т.д.

С учетом элементов криминологической характеристики участия граждан РФ в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств и имея научно обоснованное представление об: основных отличительных правовых характеристиках деятельности незаконных вооруженных формирований; факторах, способствующих участию граждан Российской Федерации в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств; возникающих в результате этого угрозах национальным интересам России и последствиях для страны в целом и граждан в частности; необходимых мерах предупреждения данного явления и противодействия ему от лица Российской Федерации, важно указать на связь криминологической характеристики исследуемого преступления с его уголовно-правовой характеристикой.

В уголовном праве такое понятие, как уголовно-правовая характеристика преступления, упоминается только в научных целях и при рассмотрении вопроса о расследовании того или иного вида преступлений. В учебной литературе вместо этого используется термин «состав преступления»28.

Анализируемый состав преступления в структуре преступности занимает незначительное место, однако общественная опасность этого уголовно-наказуемого деяния определяется отнюдь не цифровыми показателями. В первую очередь, здесь важен дестабилизирующий мировое сообщество резонанс от совершения этих преступлений. Каждый такой факт становится предметом активных комментариев в средствах массовой информации, сопровождается массой вопросов к органам государственной власти, в первую очередь, к силовым структурам и правоохранительным органам. Наконец, эти преступления, помимо морального, влекут за собой огромный материальный ущерб, и, что самое печальное, – многочисленные человеческие жертвы.

Подводя итог анализу элементов уголовно-правовой характеристики участия граждан Российской Федерации в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, незаконное вооруженное формирование не является формой соучастия, т.к. не содержит всех необходимых для той или иной формы соучастия признаков. В частности, цель совершения преступлений для них не обязательна, как это присуще организованной группе или преступному сообществу. Тем более для субъектов данного преступления первостепенна цель совершения вооруженных преступлений по причинам крайней религиозной убежденности и идеологическим соображениям, а получение материальной выгоды выступает в качестве сопутствующего фактора, не являясь в данном случае решающим и определяющим.

Сам факт участия в НВФ на территории иностранного государства считается самостоятельным и оконченным преступлением, поэтому нет необходимости рассматривать такое объединение в качестве вида (формы) соучастия. Наличие множественности участников деяния в ст. 208 УК РФ используется законодателем только как признак объективной стороны преступления и не имеет того уголовно- правового значения, какое придается соучастию.

Во-вторых, вооруженность формирования как минимум должна быть такой, чтобы хотя бы несколько вооруженных его членов, пусть и при поддержке не имеющих оружия участников формирования, были бы способны провести боевую операцию по типу воинской, в том числе возможно оружие, не запрещенное или не ограниченное в гражданском обороте и потому не являющееся предметом преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 222 УК РФ (например, огнестрельное гражданское гладкоствольное оружие).

Наличие же в незаконном формировании хотя бы одной единицы военной техники (бронетранспортера, танка, ракетной установки и т.п.) либо оружия более мощного, чем боевое стрелковое (артиллерийская пушка, миномет, гранатомет и др.), годных для использования по своему назначению, само по себе должно влечь признание формирования вооруженным.

В-третьих, мотивы и цели участия в незаконном вооруженном формировании на территории иностранного государства могут быть как преступными, так и непреступными. Последние, в свою очередь, могут иметь в некоторых случаях общеполезную направленность.

Анализ состава ст. 208 УК РФ приводит к выводу о целесообразности уточнения субъективной стороны участия в незаконном вооруженном формированием на территории иностранного государства путем указания на отсутствие цели совершения иного преступления. На примере Украины практика показывает, что когда такие формирования создаются в целях охраны общественного порядка, их общественная опасность в основном связана с незаконностью создания, а не с преступными целями участников.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что криминологическая характеристика участия граждан Российской Федерации в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств включает в себя: основные отличительные правовые признаки деятельности незаконных вооруженных формирований; факторы, способствующие участию граждан Российской Федерации в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств; возникающих в результате этого угрозы национальным интересам России и последствия для страны в целом и граждан в частности; необходимые меры предупреждения данного явления и противодействия ему от лица Российской Федерации.

Уголовно-правовая характеристика участия граждан Российской Федерации в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств охватывает следующие элементы: понятие исследуемого преступления, субъект преступления, субъективную сторону, объект преступления, объективную сторону, способы квалификации рассматриваемого преступления, способы его отграничения от смежных составов.

Научное представление о содержании уголовно-правовой и криминологической характеристик в совокупности позволяют в полной мере осознать правовую природу данного преступления – участия граждан Российской Федерации в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств, изучить основные закономерности, связанные с возникновением, существованием и развитием данного противоправного феномена и на основании полученных знаний разработать систему эффективных мер и методов по противодействию участию граждан Российской Федерации в данном виде преступной деятельности с целью защиты национальных интересов страны и безопасности ее граждан, блокирования возникающих угроз международного характера, налаживания эффективного военно-правового и приграничного сотрудничества с иностранными государствами.