Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Оплата труда-11.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
829.77 Кб
Скачать

Глава 2. Тенденции оплаты труда

2.1 Оплата труда в Мире: проблемы и тенденции

Результатом наблюдаемого с 2010 года замедления темпов роста мировой экономики стало продолжение роста безработицы в мире. По данным одного из недавних докладов МОТ, в 2015 году уровень безработицы в мире достиг 5,8%, что соответствует численности безработных почти 200 млн человек (согласно оценкам – 199,4 млн). Это на 30 млн человек больше, чем в 2007 году накануне глобального финансового и экономического кризиса. В развитых странах уровень безработицы, согласно оценкам, несколько снизился с 8,1% в 2010 году до 6,7% в 2015 году, что объясняется снижением безработицы в Германии (с 6,9% в 2010 году до 4,6% в 2015 году), Великобритании (с 7,9% в 2010 году до 5,4% в 2015 году) и США (с 9,6% в 2010 году до 5,3% в 2015 году). В США и некоторых других странах при этом отмечается снижение уровня экономической активности населения, поэтому данные о снижении безработицы завышают реальные темпы восстановления занятости. В Испании и Греции безработица остается на крайне высоком уровне – соответственно, 22,1% и 25%.

В странах с переходной и развивающейся экономикой тенденции последних лет происходят на фоне сокращения уровня бедности и роста уровня жизни за последние два десятилетия. Начиная с 1990 года численность живущих менее чем на 3,10 доллара в день, сократилась наполовину и составляет примерно 36% населения. Однако прогресс отмечается не везде: если в Китае и большинстве стран Латинской Америки произошли значительные улучшения, то в большинстве стран Африки и некоторых регионах Азии сохранился по-прежнему высокий уровень бедности. В недавнем докладе Всемирного банка подчеркивается значение рынка труда для сокращения уровня бедности и неравенства путем расширения возможностей трудоустройства и трудовых доходов в результате экономического роста. Хотя во многих странах наблюдается увеличение охвата системы социальной защиты, значительная часть населения мира по-прежнему лишена медицинского страхования и пенсий по воз-расту, а еще больше людей живут в условиях отсутствия детских и семейных пособий, а также пособий по безработице и временной нетрудоспособности в случае болезни, травмы или беременности.

Какова динамика реальной средней заработной платы за последние годы на фоне описанного в предыдущем разделе? По последним оценкам МОТ, в 2015 году в мире насчитывалось 3,21 млрд работающих, из которых 1,66 млрд (51,5%) – это занятые по найму. На рисунке 2.1 приводятся две оценки темпов роста реальной средней заработной платы в мире, рассчитанные по месячной заработной плате до вычета налогов, а не по реже встречающейся почасовой оплате труда. Ее колебания, таким образом, отражают динамику как почасовой оплаты труда, так и среднего количества отработанного времени3. Реальная заработная плата учитывает инфляцию потребительских цен – другими словами, это номинальная заработная плата, уменьшенная на величину соответствующего индекса цен, как правило, ИПЦ.

Первая из оценок, приведенных на рисунке 2.1, носит глобальный характер и получена на основе комбинации реальных и расчетных данных об оплате труда в 132 странах. Вторая оценка рассчитана без учета Китая, чтобы избежать значительного влияния численности местных наемных работников на глобальную оценку, а также в связи с тем, что, по данным официальной статистики, там по-прежнему наблюдаются чрезвычайно высокие темпы роста реальной заработной платы. Исключение Китая позволяет получить такую оценку глобальных тенденций в оплате труда, которая лучше отражает ситуацию в других странах мира. Как можно видеть, темпы роста реальной заработной платы в мире резко упали в период кризиса (в 2008 и 2009 году), несколько восстановились в 2010 году, но снова

Рис. 2.1 Среднегодовые темпы роста реальной заработной платы в мире, 2006–2015 гг.

В регионах можно видеть, в регионах с преобладанием развитых странах с 2012 года отмечается ускорение темпов роста заработной платы, тогда как в регионах с преобладанием стран с переходной и развивающейся экономикой темпы замедлились или даже стали отрицательными.

В Северной Америке (куда входят США и Канада) в 2015 году отмечается ускорение темпов роста реальной заработной платы по сравнению с низкими темпами роста в течение практически всего предыдущего десятилетия. Это объясняется, главным образом, тем, что в США темпы роста реальной заработной платы составили 2,2%, достигнув наивысшего значения с 1998 года. В странах Северной, Южной и Западной Европы темпы роста заработной платы также выросли в 2015 году после длительного периода относительной стагнации или даже снижения. Возобновившись в 2013 году, темпы роста заработной платы в 2015 году вдвое превысили уровень, наблюдаемый в 2014 году. В странах ЕС, среди которых есть несколько стран вышеуказанного региона, темпы роста заработной платы были выше, чем за все предыдущие 15 лет, перейдя от негативных значений в 2012 году к позитивным (1,9% в 2015 году). Остается неясным, сохранятся ли такие темпы роста в перспективе или развитые страны вернутся в свою прежнюю парадигму стагнации заработной платы.

Возобновление роста заработной платы в развитых странах было недостаточным для того, чтобы компенсировать более выраженное замедление темпов роста в регионах с переходной или развивающей экономикой, что согласуется с цифрами, отражающими экономическое развитие. В странах Восточной Европы реальная заработная плата в 2015 году значительно снизилась в результате замедления темпов экономического роста, наблюдаемого в 2013–2014 году. В существенной мере это является отражением снижения реальной заработной платы в Российской Федерации и еще более резкого падения на Украине. Согласно оценкам, в странах Центральной и Западной Азии темпы роста заработной платы, которые после кризиса в значительной степени восстановились в 2010 и 2011 году, постепенно замедлились.

В странах Латинской Америки и Карибского бассейна в 2013 году произошло снижение среднегодовых темпов роста заработной платы при негативных значениях, наблюдаемых в 2014 и 2015 году, причем региональные тенденции в высокой степени зависят от ситуации в Бразилии и Мексике. В Бразилии реальная заработная плата сократилась в период с 2014 по 2015 год. В азиатско-тихоокеанском регионе среднегодовые темпы роста заработной платы, несмотря на некоторое замедление темпов роста оплаты труда в Китае, в 2015 году выросли по сравнению с 2014 годом, что стало неожи-данностью6. В Африке в силу серьезного дефицита данных тенденции можно сформулировать лишь предварительно. В свете имеющейся информации можно сказать, что в 2014 году в африканских странах, по всей видимости, произошло снижение реальной заработной платы, но в 2015 году темпы роста вернулись к позитивным значениям, составив в среднем 2%. В отношении арабских стран – также в силу дефицита данных – имеются лишь предварительные оценки.

Как отмечалось выше, во многих странах, особенно развитых, в последнее время нарастает угроза того, что дезинфляция – снижение темпов инфляции – пере-растет в дефляцию. Последняя означает падение уровня инфляции ниже нуля в результате общего снижения цен на товары и услуги. По данным МВФ, в 2015 году инфляция в более, чем 85 из 120 стран была ниже долгосрочных прогнозных значений, а в примерно 20% стран отмечалась дефляция (МВФ, 2016b). Чаще всего дефляция наступает вследствие длительного периода снижения потребительского спроса по сравнению с предложением товаров и услуг в экономике. Может показаться, что дефляция приводит к росту реальной заработной платы (в силу снижения общего уровня цен), однако влияние периода дефляции на реальную заработную плату зависит от его продолжительности.

В краткосрочной перспективе снижение цен может привести к увеличению реальной заработной платы в результате сохранения или повышения размера номинальной заработной платы, которая в трудовом договоре нередко устанавливается с учетом ожидаемых позитивных значений инфляции. Однако если дефляционное давление сохранится в среднесрочной перспективе, то номинальная заработная плата будет, скорее всего, корректироваться в сторону снижения, что может вызвать ее стагнацию или даже сокращение в реальном выражении. В этом случае снижение заработной платы превращается в один из мощных факторов дефляционного процесса, вызывая снижение цен и тем самым порождая дефляционные спирали зарплат и цен.

О рисках дефляционного периода говорят давно и они продолжают вызывать опасения. В перспективе хроническая дефляция приводит к росту государственного долга и одновременно снижает инвестиционные стимулы. На фоне снижения экономической активности в стране на погашение государственного долга и процентов по нему приходится расходовать все больше средств. Одним из целесообразных инструментов защиты от рисков дефляции может быть таргетирование номинальной заработной платы.

Например, председатель центрального банка Японии выступил с предложением о том, чтобы предприятия при установлении размера заработной платы использовали в качестве ориентира целевой показатель банка по стабильности цен. «То есть, если банку удается поддерживать ожидаемую инфляцию на уровне 2%, это значение можно использовать в ходе переговоров о заработной плате между руководством и работниками. При этом предприятия и домохозяйства могут в своих экономических решениях исходить из ожиданий того, что уровень роста цен составит примерно 2%». Другие экономисты во избежание снижения доли оплаты труда в ВВП предлагали повышать номинальную заработную плату на величину повышения производительности труда по экономике в целом с учетом целевого показателя центрального банка по инфляции. При любом способе таргетирования для достижения заданных темпов роста заработной платы необходим тот или иной механизм координации. Возможно, наиболее эффективным механизмом такого рода являются коллективные пере-говоры. При высоком уровне занятости и низкой степени охвата коллективных переговоров фиксировать номинальную заработную плату можно с помощью минимального размера оплаты труда.