Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Газоснабжение.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
306.69 Кб
Скачать

Глава 2 Особенности гражданско-правового регулирования договоров газоснабжения

2.1 Особенности заключения договора на поставку газоснабжения

Как правило, договор считается заключенным с момента, когда между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора – п. 1 ст. 432 ГК РФ. Порядок заключения договора состоит в том, что одна из сторон направляет другой свое предложение о заключении договора (оферту), а другая сторона, получив оферту, принимает предложение заключить договор – п. 2 ст. 432 ГК РФ. Законодательством установлен различный порядок заключения, равно как и изменения или расторжения договора газоснабжения в зависимости от того, кто выступает в качестве потребителя: предприниматель без образования юридического лица и юридическое лицо: потребитель газа для производственных или иных, не бытовых нужд или физическое лицо, бытовой потребитель. В случае с первым потребителем процесс заключения договора проходит четыре стадии: преддоговорные контакты сторон (переговоры), оферта, рассмотрение оферты, акцепт оферты, в случае со вторым–только две обязательные для любого договора стадии – оферта и акцепт оферты.19

Правоотношения между поставщиком и покупателем газа регулируют договоры поставки газа. Для заключения договора поставки стороны договора должны соблюсти требования ГК РФ, федеральных законов, положений и инструкций, регламентирующих процесс получения разрешений и требований для подключения к газотранспортной системе, а также сам порядок заключения договора поставки газа.

Детально процесс регулирования договора поставки газа определен в Правилах поставки газа в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации».20 Правила поставки газа определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Перед заключением договора поставки газа покупателю необходимо:

– получить разрешение для использования газа в качестве топлива, которое выдается в порядке, установленном Правительством РФ;

– подключиться к газотранспортной системе. Для этого необходимо получить технические условия, которые выдаются газотранспортной или газораспределительной организацией при наличии разрешения на использование газа в качестве топлива.

Договор газоснабжения обладает всеми признаками договора на снабжение ресурсами через присоединенную сеть, а именно:

– содержанием договора является продажа ресурса, нетипичного объекта вещных прав; для заключения договора необходимо наличие у покупателя приборов, оборудования, ресурсопринимающего устройства для присоединения к сетям ресурсоснабжающей организации; передача ресурса покупателю осуществляется через присоединенную сеть;

– на покупателя возлагаются дополнительные обязанности, связанные с необходимостью соблюдения режима безопасности при эксплуатации находящихся в его ведении сетей; ресурсоснабжающая организация имеет права по контролю за состоянием технических средств и безопасностью их эксплуатации, причем последнее право возникает из договора и не является проявлением властных полномочий.21

Обязанность заключения договора газоснабжения может основываться не столько на предполагаемом публичном характере этого договора, сколько на том, что газоснабжающие организации являются субъектами естественных монополий. В связи с этим газоснабжающая организация вправе отказаться от заключения договора с обратившимся к ней потребителем лишь в случае, если она докажет невозможность обеспечить отпуск газа, например, по причине отсутствия у потребителя надлежащих технических предпосылок. Поэтому специальные нормативные правовые акты, тем более, имеющие статус нижестоящих, не могут исключать публичный характер договора газоснабжения.

Следовательно, в силу ст. 548 ГК РФ договор газоснабжения следует рассматривать как публичный. Подобная квалификация для отношений газоснабжения имеет следующие последствия.

1. Газоснабжающая организация не вправе по своему усмотрению ни выбирать контрагента, ни решать вопрос о заключении договора. При наличии сырьевой и технической возможности отказ снабжающей организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий, таких, например, как понуждение коммерческой организации к заключению публичного договора судами общей юрисдикции (бытовой потребитель) и арбитражными судами, промышленный или коммунально–бытовой потребитель.

2. Газоснабжающие организации, являющиеся субъектами публичного договора, не вправе отдавать предпочтение кому–либо из абонентов, обратившихся к ней для установления договорных отношений. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами.

3. Условия публичного договора, в том числе, о цене на товары, работы, услуги, должны устанавливаться одинаковыми для потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Применительно к договору газоснабжения этот вопрос решается путем государственного регулирования тарифов на газ и его транспортировку, а также установления различных тарифов для физических и юридических лиц. При заключении договора газоснабжения указание тарифа не является существенным условием, как и для большинства договоров купли–продажи. Цена определяется в соответствии с обычной взимаемой за такой товар при сравнимых обстоятельствах – п. 3 ст. 424 ГК РФ. Учитывается также, что в предусмотренных законом случаях применяются цены: тарифы, расценки, ставки и т.п., устанавливаемые и регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Также следует указать, что в п. 2 ст. 426 ГК РФ включено правило, требующее одиакового определения не только условия о цене, но и установления иных одинаковых условий договора. Данное требование следует понимать как запрет устанавливать в договорах дискриминационные условия, т.е. условия, которые ставят одного или нескольких потребителей в неравное положение по отношению к другим потребителям. Поскольку публичный договор является гражданско–правовым договором, постольку в нем могут устанавливаться (согласовываться) сторонами различные условия в зависимости от конкретных обстоятельств, если в ГК РФ и иные законы включены диспозитивные нормы. Следовательно, должна быть запрещена лишь дискриминация. Однако, стороны могут предусмотреть разные сроки платежа, разный порядок исполнения обязательств и др.22

4. Споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон. Обратиться в суд для разрешения спора может только сторона –контрагент газоснабжающей организации.

5. Договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда в случае необоснованного уклонения коммерческой организации. Потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора, даже в том случае, когда в судебном порядке будет установлена невозможность заключения договора, о которой потенциальный абонент не был в установленный срок проинформирован.

6. Принцип свободы договора в отношении публичных договоров ограничивается изданием в случаях, предусмотренных законом, правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении данных договоров: типовые договоры, положения и т.д. В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК РФ обязательные правила могут быть установлены не только федеральными законами, но и актами Правительства РФ, содержащими императивные правовые нормы, определяющие условия публичного договора.

Неразработанность этих институтов не исключает ошибок как в интерпретации этих понятий лицами, участвующими в деле, так и в принимаемых по делу судебных актах. В этом отношении характерен следующий пример.

Газораспределительная организация – акционерное общество «Степногорскмежрай–газ» обратилась в арбитражный суд с иском к потребителю газа – муниципальному предприятию коммунального хозяйства «Восток» о взыскании 10838425500 рублей пени за просрочку оплаты за газ, поставленный по договору от 10 января 1996 г.23

Потребитель газа возражал против иска, ссылаясь на то, что он договор газоснабжения подписал с протоколом разногласий об исключении из договора пункта 5.3, предусматривающего взыскание пени за просрочку оплаты газа. Решением арбитражного суда исковые требования были удовлетворены.

Суд, удовлетворяя исковые требования о взыскании пени за просрочку оплаты газа на основании пункта 5.3 договора, исходил из того, что данный договор является договором присоединения, в котором указано, что при составлении договора стороны руководствуются п. 1 ст. 428 ГК РФ, поэтому ответчик не имел права подписывать договор с протоколом разногласий по его пунктам.

Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договор является публичным, так как заключен коммерческой (газораспределительной) организацией, обязанной по характеру деятельности осуществлять такие услуги в отношении каждого, кто к ней обратится. Споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке.

Таким образом, суды первой и кассационной инстанций сделали взаимоисключающие выводы, поскольку по–разному определили тип договора, заключенного сторонами, а отсюда и различие правового режима, в котором, по мнению указанных судебных инстанций, должно проходить его заключение.

М.И. Брагинский, отмечая конкуренцию между положениями ст. 428 и ст. 426 ГК РФ, указывает, что различие между условиями применения каждой из этих статей состоит в том, что последняя рассчитана на специальный субъектный состав, договор заключен коммерческой организацией, которая осуществляет публичные функции, указанные в п. 1 ст. 426 ГК РФ, в то время как применение норм о договоре присоединения может иметь место независимо от того, кто выступает в роли контрагентов. Кроме того, отмечает он, ст. 426 ГК РФ вступает в действие независимо от воли стороны, которая, разумеется, свободна в использовании соответствующего права. В отличие от этого ст. 428 ГК РФ рассчитана на выступление с соответствующими требованиями стороны, присоединившейся к договору (формуляру).24 Таким образом, по мнению указанного автора, основными критериями разграниче­ния данных видов договора являются:

1) субъектный состав;

2) механизм реализации правового режима соответствующего договора, в публичном договоре он применяется в силу закона, а в договоре присоединения – только при наличии волеизъявления присоединившейся стороны.

В ст. 428 ГК РФ не указано, какие виды договоров могут заключаться способом присоединения, а также не определено, на каком основании условия договора вырабатываются одной из сторон в формулярах или стандартных формах, которые могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Алгоритм заключения договора поставки газа урегулирован в Правилах поставки газа. Покупатель газа, получивший разрешения на использование газа в качестве топлива и технические условия на подключение к газотранспортной системе, направляет поставщику газа заявку на приобретение газа.

Поставщик газа, получив заявку, направляет покупателю предложение о заключении договора поставки (оферта), которое оформляется в виде проекта договора поставки газа. Учитывая, что договор поставки газа является публичным договором, условия договора должны устанавливаться едиными для всех покупателей газа с учетом требований разрешения на использование газа и технических условий. Поставщик направляет покупателю два экземпляра проекта договора поставки газа, подписанные со своей стороны.

Покупатель, получивший проект договора поставки газа, должен направить поставщику подписанный проект договора поставки газа не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте.

При несогласии с условиями договора покупатель обязан выслать поставщику протокол разногласий. Покупатель в случае неполучения в 30–дневный срок со дня отправ­ления от поставщика подписанного протокола разногласий обязан обратиться в арбитражный или третейский суд об урегулировании разногласий по спорным условиям договора и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.

Отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении указанного срока и (или) срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки (транспортировки) газа на условиях поставщика (газотранспортной или газораспределительной организации).

В случае, если покупатель обратился в арбитражный суд, действие договора поставки газа, заключенного на предыдущий период, продлевается до вступления в силу решения суда.

В договорах поставки газа, заключаемых дочерними обществами ООО «Межрегионгаз» с покупателями, содержится условие, что покупатель газа поручает поставщику заключить договор транспортировки газа с газораспределительными компаниями. На основании этого дочерние компании ООО «Межрегионгаз» заключают договоры транспортировки газа с газораспределительными организациями. Реже заключаются трехсторонние договоры между поставщиком, покупателем и газораспределительными организациями. В соответствии с таким договором поставщик обязуется поставлять, газораспределительная организация транспортировать, а покупатель – принимать и оплачивать газ.25

Доступ организаций к местным газораспределительным системам предоставляется при наличии:

– свободной мощности местной газораспределительной сети;

– подводящих газопроводов и газопроводов–отводов к покупателям газа с пунктами учета и контроля качества газа, подготовленных к началу поставки газа;

– соответствия качества и параметров поставляемого газа требованиям действующей нормативно–технической документации;

– разрешений у потребителей на использование газа в качестве топлива.

Решение о присоединении нового потребителя к системе транспортировки газа принимает газораспределительная и газотранспортная организация исходя из технической мощности газораспределительной сети, а также анализа уже заключенных договоров с указанием объемов транспортируемого газа, рассчитывает оставшиеся свободные мощности местной газотранспортной сети.

В приоритетном порядке газораспределительная организация удовлетворяет заявки организаций, обеспечивающих коммунально–бытовые нужды населения, проживающего в месте расположения газораспределительной сети. Затем приоритетом пользуются заявки организаций, претендующих на заключение договора с наиболее длительным сроком транспортировки газа. При равных условиях доступ организаций к местной газораспределительной сети осуществляется пропорционально заявленным объемам транспортировки газа.

Для заключения договора транспортировки газа поставщик или покупатель направляет в газораспределительную организацию копию договора поставки газа и заявку на подключение, которая содержит, в том числе, объем транспортировки газа по месяцам на первый год транспортировки, а на последующий срок с разбивкой по годам, а также подтверждение покупателя и газораспределительных организаций о готовности к приему газа в указанном объеме на период транспортировки.

Газораспределительная организация рассматривает заявки и принимает одно из следующих решений:

– о согласии на заключение договора в соответствии с заявкой;

– о согласии на заключение договора с частичным удовлетворением заявки;

– о мотивированном отказе от заключения договора.26

Для газораспределительных организаций, ввиду их монопольного положения на рынке транспортировки газа по трубопроводам – ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях», нет легальной возможности отказать потребителям в заключении договора в силу ст. 8 ФЗ «О естественных монополиях» и ст. 26 ФЗ РФ «О газоснабжении РФ». Отсюда в случае возникновения разногласий по проекту договора газоснабжения и обращения с такими разногласиями в суд у газораспределительной организации, вопреки абз. 2 п. и Правил поставки газа, появляется еще одно основание не прекращать отбор газа, поскольку соблюдение правил антимонопольного законодательства в отношениях с потребителями является приоритетным. Установление в абз. 2 п. 11 Правил поставки газа обязанности покупателя прекратить отбор газа.27

Статья 10 ФЗ «О защите конкуренции»28 запрещает тем, кто занимает доминирующее положение, ограничивать конкуренцию и/или ущемлять интересы других лиц. Это так называемые запрещенные одиночные действия. По отношению к определенным контрагентам договора запрещено ущемлять интересы, навязывать невыгодные условия, включать в договор дискриминационные условия, отказываться от заключения договора, когда есть экономические и технологические предпосылки для заключения договора. Каков их правовой характер?

Представляется, что данные нормы имеют двойственную природу. Они регулируют два вида отношений. Если они регулируют отношения антимонопольных органов, имеющих функции надзора и контроля с хозяйствующими субъектами, то это публичные нормы. Таким образом, они содействуют обеспечению публичного порядка на товарном рынке. Но если эти нормы регулируют отношения самих хозяйствующих субъектов, вступающих в договорные отношения, т.е. имущественные отношения, связанные с договором, содержанием договора, его заключением, то они имеют гражданско–правовой характер.29

Таким образом, антимонопольные органы вправе принимать решения и издавать предписания о заключении договора, об изменении договора, о неприменении монопольно высоких цен, о нарушении порядка ценообразования, т.е. применять как антимонопольное, так и гражданское законодательство. Эти ограничения свободы договора направлены как на защиту публичного порядка, так и в пользу экономически зависимой стороны.