Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ШПОРЫ НиН.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
659 Кб
Скачать
☆

68.Способы уплаты налогов.

Способ уплаты налогов – порядок того, как и когда вносить налогоплательщиком или налоговым агентом суммы налога в соответствующий бюджет. Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога мо­жет служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по уста­новленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, ис­пользуется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого ме­тода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный на­лог с физ. лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организа­цией, на которой работает физ. лицо. То есть до выплаты, например, за­работной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Кроме этих основных способов имеет место и патентный способ уплаты налога. В РК на основе патента налоги уплачивают ИП, деятельность которых соответствуют следующим условиям: а) не используются труд наемных работников; б) деятельность осуществляется в форме личного предпринимательства; в) доход за год не превышает 1млн.тг. Также в РК предусмотрена уплата налога на основе разового талона. Разовые талоны приобретаются налогоплательщиком до начала осуществления деятельности. Разовый талон может выдаваться как на 1 день или на более длительный срок, но не более 90 календ. дней. Предусмотрено 4 вида бланков  раз. тал: на 1 день, на 3 дня, на 7 дней, на 1 мес.

69. Упрощенный режим налогообложения для аграрного сектора.

В соответствии с проектом Кодекса крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право выбора между общеустановленным режимом налогообложения и специальным налоговым режимом на основе уплаты единого земельного налога.

Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется на основе уплаты единого земельного налога, включающего индивидуальный подоходный налог от деятельности по производству, переработке и реализации сельхозпродукции, НДС, земельный налог, налог на транспортные средства и имущество. Объектом обложения единым земельным налогом является оценочная стоимость земельного участка, исчисляется налог по ставке 0,1% к этой стоимости.

Плательщики единого земельного налога не освобождаются от уплаты индивидуального подоходного налога, облагаемого у источника от других видов деятельности, социального налога, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды. Крестьянские или фермерские хозяйства исчисляют единый земельный налог за фактический период пользования земельным участком на праве землепользования.

Плательщики единого земельного налога ежемесячно исчисляют суммы социального налога по ставке 20 процентов от МРП, за каждого работника, а также за главу и совершеннолетних членов крестьянского или фермерского хозяйства. Обязательства за совершеннолетних членов крестьянского или фермерского хозяйства по исчислению и уплате социального налога возникают с начала календарного года, следующего за годом достижения ими совершеннолетия.

Исчисленная сумма социального налога подлежит уменьшению на сумму социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом РК «Об обязательном социальном страховании». Специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов (далее - специальный налоговый режим) предусматривает особый порядок исчисления корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального налога, земельного налога, платы за пользование земельными участками, налога на имущество, налога на транспортные средства.

Суммы корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального налога, земельного налога, платы за пользование земельными участками, налога на имущество, налога на транспортные средства, исчисленные в общеустановленном порядке, подлежат уменьшению на 70 процентов. При выборе сроков уплаты учитывалась сезонность получения доходов от реализации сельхозпродукции, а также приведение к единообразию сроков уплаты налогов всеми сельхозтоваропроизводителями, применяющими специальные налоговые режимы. В эти сроки одновременно с уплатой единого земельного налога предполагается производить уплату сумм социального налога, подоходного налога с заработной платы наемных работников и платежей за загрязнение окружающей среды и платы за воду, а также обязательных пенсионных взносов.