Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория власти Желтов В.В..doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.06 Mб
Скачать

5.2.2. Социально-политические воззрения «нестяжателей»

Роль Церкви в жизни общества, соотношение Церкви и госу­дарства привлекали пристальное внимание различных политичес­ких течений. Основой для полемики в XIV—XVI вв. была пробле­ма секуляризации монастырских земель.

371 Чаев КС. Москва - третий Рим в политической практике москов­ского правительства. Исторические записки. М, 1945. С. 22; Исаев И.А., Золотухина Н.М. Указ. соч. С. 83-84.

270

Царская власть, стремясь ослабить экономическую мощь Церкви, неоднократно ставила вопрос о передаче монастырских земель в руки государства. Это была третья часть удобной для сельского хозяйства земли, которую хотели использовать для раз­дачи за службу в виде поместий. Идею секуляризации активно поддерживало нарождающееся дворянство, некоторые обеднев­шие слои боярства, монастырское и черносошное крестьянство.

Активную позицию в вопросах роли Церкви в жизни обще­ства занимали нестяжатели. Такое название получило направле­ние политической мысли, выступившее с предложением о реорга­низации некоторых форм деятельности Церкви и потребовавшее от нее всех богатств и лишения ее права владения населенными землями, а также категорически отрицавшее возможность вме­шательства со стороны Церкви в политическую деятельность го­сударства,

Нил Сорский

Основоположником этого течения политической мысли и его главным идеологом был Нил Сорский (1433—1508), широко обра­зованный человек, знаток византийской церковной литературы, которую он изучал во время поездки в Палестину, Афон и Стамбул.

Основа его учения — проповедь аскетизма и отказ от стяжания. Сорский основал скит на реке Соре, близ Кирилло-Белозерского монастыря, где жил вместе с другими монахами своим трудом, на практике противопоставляя подобные скиты богатым монасты­рям-землевладельцам. На Соборе 1503 г. он поддержал предложе­ние великокняжеской власти о ликвидации церковного землевла­дения, проповедовал идеи духовного подвижничества, нравствен­ного совершенствования, призывал к скромности в обрядах и украшениях церкви.

Сорский считает порочной практику стяжания, которая про­являлась в приобретении земель и усилении эксплуатации кресть­янского труда в монастырском хозяйстве. По его мнению, дея­тельность Церкви должна была быть ограниченной духовной сферой и ориентированной на помощь человеку в преодолении страстей. Идеальной организацией, способной решить эту задачу, является раннехристианская община, экономической основой которой

271

была общая собственность и обязательность труда для каждого общинника.

Сорский полагал, что дела веры не должны быть сферой вме­шательства государства. Дело веры — прерогатива Церкви. Теория совмещения властей им трактуется как следование обеих властей к единой цели, но с сохранением за каждой из них своей сферы влияния и деятельности.

Продолжателем традиций Нила Сорского был Вассиан Пат­рикеев (ок. 1470 — до 1545), который, в частности, отстаивал идеи независимости Церкви от государства, выступал против монас­тырского землевладения, указывал на тяжелое положение монас­тырских крестьян.

Таким образом, нестяжатели сформулировали социально-по­литический идеал, близкий интересам крестьянства, страдавшего от повинностей в пользу монастырей. Их идеи получили поддер­жку среди эксплуатируемого населения и стали важным теорети­ческим источником еретических учений.

Максим Грек

Теоретические положения учения нестяжания наиболее пол­но были разработаны Максимом Греком (ок. 1470—1556). Его под­линное имя — Михаил Триволис. Он появился в России в 1518 г. по приглашению Великого князя Василия III для перевода бого­служебных книг с греческого на русский язык. К этому времени ученый греческий монах прошел большой и сложный путь. Мно­гие годы он провел в Италии в бурное время итальянского Воз­рождения. В Италии же он получил университетское образование, затем постригся в монахи, вернулся в Грецию и поселился в афон­ском Ватопедском монастыре, всецело посвятив себя занятиям философией, богословием и переводческой деятельностью.

Максим Грек живо интересовался всеми насущными пробле­мами русской общественно-политической жизни, сумел глубоко постичь их содержание и принять активное участие в публицис­тической полемике.

В области философского и общекультурного знания Максим Грек явно продолжил традиции Нила Сорского, утверждавшего авторитет «мысленного делания». Он настаивал на изучении не

272

только божественных наук, но и «окружных». В качестве примера, достойного для подражания, он приводит Парижский универси­тет, где за государственный счет обучается разным наукам множе­ство людей.

Развивая концепцию Нила Сорского о необходимости нали­чия у каждого человека свободной воли, Максим Грек считал, что именно этой волей должны определяться поступки человека. Главное заключается в умении «одолети самого себя». Источни­ком зла являются на земле поступки людей, а они часто соверша­ются от недостатка знания (традиционный постулат античной по­литической мысли: все зло от незнания). Свобода воли, согласно учению Грека, рождает и ответственность человека за свои дела, за которые он впоследствии должен предстать перед престолом Все­вышнего. В свой метод исследования Максим Грек вводит такие категории, как «разум», «законы мышления», ссылается на «здра­вый разум» и «историческую правду». В этом аспекте политичес­кая теория Максима Грека является как бы ступенью, предше­ствующей естественно-правовым концепциям372.

В своих политических воззрениях Максим Грек занял само­стоятельную позицию и разработал ряд вопросов политической теории. Его интересовали проблемы, связанные с выяснением происхождения и сущности верховной власти, формы ее органи­зации, способов реализации высших властных полномочий.

К законным способам происхождения власти Максим Грек от­носит не только наследственное занятие престола, но и выборное. Цель, или главную задачу государства Максим усматривает в «ук­реплении и утверждении подвластных людей» и устроении «всех вещей живущих на земле человеков», т.е. в обеспечении мирной и спокойной жизни и стабильного внутреннего порядка.

Предпочтительной формой власти, по Греку, является такая организация, при которой царь управляет подвластными «в синк-литских советах царских»373. В его произведениях настойчиво проводится мысль о том, что единоличное управление государ­ством ведет к гибели. Государя должны окружать мудрые советни­ки. В их состав он включал наряду с боярами и дворянство (воево-

т Исаев И.А., Золотухина Н.М. Указ. соч. С. 44. 373 Грек М. Сочинения. Ч. И. С. 323, 298.

273

18 Заказ 125

ды, военачальники). Подчеркивал он и почетную роль воинства в государстве как одной из сил, при помощи которой осуществля­ется главная задача государственной деятельности — обеспечение мира и стабильности жизни подданных державы.

Сущность верховной власти рассматривается Максимом Гре­ком традиционно — как реализация Божественной воли. Царь рас­сматривается как «образ одушевлен самого Царя Небесного». Но­сителя верховной власти он называет «высшим царем», а Русское государство — «всевидимой преславной державой», Москву -«царствующим всеа Руси преславным градом».

Коснулся Максим Грек и традиционной для русской полити­ческой мысли темы «грозы» царской власти. Под царской «грозой» он понимает «устрашение государьское», вытекающее из автори­тета «царева имени», которое направляется исключительно на «исправление» подручников, а не на их погубление. Реализация «грозы» предусмотрена в рамках все той же «правды».

Следовательно, в полном соответствии с традицией русской политической мысли Максим Грек развивал тему самодержавия в значении единства, суверенности и полновластия верховной влас­ти, реализующей свои полномочия в законных пределах.

Нестяжатели стремились к созданию в обществе независимой от государства, непорочной, а следовательно, предельно автори­тетной среди населения духовной власти. Это их стремление в полной мере соответствовало предначертаниям Святого Еванге­лия. Вот почему нестяжательство можно с полным правом назвать истинно православной политической доктриной. Политическая доктрина «нестяжательства» — это, в сущности своей, учение о том, как остаться человеком тому, кто берет на себя высшую госу­дарственную власть.