Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория власти Желтов В.В..doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.06 Mб
Скачать

Глава 1. Общая характеристика власти

Наше рассмотрение феномена власти начнем с притчи фран­цузского гения6 Блеза Паскаля, которую он опубликовал в 1660 г. в работе «Три беседы о положении сильных мира сего»7.

«Некий человек заброшен бурей на неведомый остров, обита­тели которого сбились с ног в поисках своего пропавшего короля; поскольку этот человек лицом и сложением был очень похож на короля, весь народ и принял его за короля и признал в таком ка­честве. Сначала он не знал, как и поступить, но наконец решил не противиться своему счастью. Он стал принимать все почести, ко­торые ему желали оказывать, и позволил считать себя королем.

Но поскольку он не мог забыть о своем природном положе­нии, то, принимая эти почести, он в то же время думал о том, что он не король, которого искал этот народ, и что это королевство ему не принадлежит. Так он следовал двойному ходу мысли: со­гласно одному он вел себя как король, согласно другому он при­знавал свое истинное состояние и понимал, что на трон его поса­дил только случай. Согласно первому он обходился с народом, со­гласно второму он обходился с самим собой»8.

Этот яркий текст как нельзя лучше показывает неясность и противоречивость феномена власти. Как справедливо отмечает один из французских философов, написавший специальную ра­боту по власти, Жан-Кассьен Биллье, с разных точек зрения власть являет собой некую пустоту, а не субстанцию9. Власть, действительно, предстает как некая пустота, некий вакуум, но она тем не менее существует, подобно тому как существует в описании Б. Паскаля мистический остров. И речь не идет о том, что он яв­ляет собой субстанцию, именуемую властью.

6 Формула «французский гений» нами заимствована у Жака Аттали,

который в 2000 г. опубликовал замечательную работу «Блез Паскаль, или

французский гений» (АКаН/. ВЫзе Разса1 ои 1е

ёше Ггаг^аш. Р., 2000).

7 См.: Паскаль Б. Мысли. Малые сочинения. Письма. М., 2003.

С. 391-396.

8 Там же. С. 391.

9 СГ. ВПИегЗ.-С. Ье роиуош Р., 2000. Р. 10.

14

Притча Б. Паскаля, приведенная нами выше, должна рас­сматриваться в контексте его физических исследований, в частно­сти, его размышлений о феномене пустоты. Именно Б. Паскалю принадлежит заслуга опровержения одной из аксиом старой фи­зики, опиравшейся на авторитет Аристотеля. Эта аксиома про­существовала как неопровержимая вплоть до XVII в. Суть ее со­стояла в том, что природа боится пустоты, т.е. в природе нет и не может быть пространства, которое не было бы заполнено каким-либо твердым, жидким или газообразным веществом10.

Однако эта, казалось бы, бесспорная истина была поставлена под сомнение как опытами итальянского физика и математика, ученика Галилея Торичелли, так и открытиями самого Б. Паскаля. Б 1647 г. Паскаль приходит к выводу о том, что природа не испы­тывает никакой «боязни пустоты», не делает никаких усилий, что­бы избежать ее, допускает ее без труда и сопротивления, и все след­ствия, приписываемые этой боязни, целиком и полностью обус­ловлены тяжестью и давлением воздуха. Аналогия между физикой и политикой, которую в данном случае проводит Ж.-К. Биллье, но­сит ограниченный характер. Однако она позволяет утверждать, что власть в определенном смысле является субстанцией, и она может получить вполне определенную дефиницию.

О чем идет речь? Физика Б. Паскаля строится на том, что дав­ление реально оказывается на пустоту, и оно может быть осмысле­но и понято исходя из самого факта существования пустоты. Ост­ров, о котором в приведенной нами притче говорит Б. Паскаль, может рассматриваться с позиций гидростатики: чем больше сила признания в качестве короля неизвестного человека, заброшен­ного на этот остров, тем в большей степени он является королем. Однако сам-то он хорошо знает, что королем он не является. Он являет собой, значит, некую пустоту, хотя и обладает реальной вла­стью, которую он получил вовсе не в силу ее узурпации.

Одним из проявлений гения Б. Паскаля, как считает Ж.-К. Бил­лье, является выдвижение идеи псевдопризнания короля. Получа­ется так, что Б. Паскаль отвергает идею власти как субстанции, но в то же время выдвигает идею реальной власти, которая утвержда­ется как результат отношения, связанного с осуществлением влас-

С м. подробнее: Тарасов Б.Н. Паскаль. М., 1982. С. 109-143.

15

тной функции. Однако эта функция рассматривается в качестве субстанции теми, в отношении которых она осуществляется. Со­гласно Б. Паскалю, король олицетворяет собой власть, которая является одновременно и утраченной, и утвержденной.

Утраченной власть является потому, что она в притче Б. Пас­каля не имеет обладателя, что порождает определенные пережи­вания, связанные с необходимостью утверждения обладателя вла­сти. А потому власть может рассматриваться как некая реаль­ность, которую желают видеть и ощущать люди. Затем наступает фаза признания: король «похож» на того, кого уже нет (потеряв­шийся король). И вновь образовавшийся король осуществляет власть в силу своей неспособности признать, что в действительно­сти он не является королем!

Такая интерпретация власти позволяет вновь вернуться к фе­номену пустоты: само понятие пустоты не выдерживает критики, и она существует с точки зрения физики Паскаля в качестве отно­шения. Получается так, что признание феномена пустоты прихо­дит через ее отрицание. Власть подобным же образом возникает начиная с момента самообмана в отношении ее. И это не отменя­ет саму власть. Это ее обосновывает: тот, кто признается как обла­датель власти, является в то же время не тем, в кого верят люди. И эта его слабость превращается в его силу: он вынужден скрывать свою подлинную природу, которая заключается в том, что ее про­сто нет. И в этом сокрытии королем своей подлинной природы коренится власть. Рассуждения о власти являются не логосом", а

криптологией12.

Подход к власти Б. Паскаля включает также и то, что получи­ло наименование власти над собой, и то, что мы называет властью над другим: король должен управлять своим желанием сказать о том, что он не является королем. Однако в этом факте скрывается

1 1 Логос (гр. 1о

о$ — понятие, мысль, разум) — в древнегреческой фи­

лософии - всеобщая закономерность; в идеалистической философии —

духовное первоначало, мировой разум, абсолютная идея.

12 Крипто... (тр. кгур1о5 - тайный, скрытый) - первая составная часть

сложных слов, соответствующая по значению слову «тайный»; ...логия

(гр, 1о

оз — слово; понятие, учение) - вторая составная часть сложных

слов, соответствующая по значению словам «наука», «знание».

16

вовсе не секрет того, кто узурпировал королевскую функцию, а секрет самой власти. Так происходит потому, что узурпированная власть является «реальной» властью, хотя и не является «подлин­ной» властью, которая принадлежала потерявшемуся королю. Под­линной власти в приведенной притче нет, но зато реальной являет­ся псевдовласть с ее властными отношениями. Реальная и подлин­ная власть оказалась утраченной, но властные отношения с признанием в качестве короля другого лица сохранились. И пото­му есть все основания утверждать, что дефиниция власти вполне возможна13.

Такой вывод в принципе допустим, даже если основываться на той характеристике власти, что представлена Б. Паскалем. По­добно тому как жители острова из притчи Б. Паскаля, ожидая яв­ления своего короля, придают незнакомцу королевскую властную функцию на основании его внешнего сходства с исчезнувшим на­стоящим королем, у всех, кто проявляет интерес к проблеме влас­ти, неизбежно появляется желание осмыслить и выявить содержа­ние понятия «власть». При этом любой исследователь власти неиз­бежно сталкивается с некой недосказанностью, скрытой природой и даже мистическим основанием этого необычайно сложного фе­номена. Это связано с тем, что власть характеризуется многоуров-невостью, разнообразием форм и институтов. И тем не менее власть как феномен существует и поддается описанию. И в этом описании власть является своеобразным «языковым средством», при помощи которого она (власть) предстает как некая вещь.

Нужно отметить и еще один момент. Речь идет о некой близо­сти понятий «власть» и «дефиниция». Эти два понятия неразрыв­но связаны между собой, а их взаимная близость объясняет нео­пределенность и комплексность связи между ними. В самом деле, в общепринятом смысле понятие «власть» связано с воздействием на кого-то или на что-то. Невозможно представить и осмыслить власть, если она не сопровождается получением какого-то резуль­тата или не получает своего выражения в неком отношении между двумя индивидами или совокупностями индивидов. Подобным же образом определение понятия «власть» является своеобразным воздействием на изучаемый объект, ибо любое определение того

" ВИНег^-С.Ор.сИ.Р. 11-12.

2 Заказ 125

17

или иного объекта является одновременно и его созиданием, что, в свою очередь, является и результатом определения. Само опре­деление, как справедливо отмечает Ж.-К. Биллье, предполагает власть разума. И в этом пункте невольно задаешься вопросом: не является ли деятельность по дефиниции того или иного феномена некой «эйдетической14 редукцией» в терминологии основателя феноменологии, немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859-1938)? Согласно представлениям Гуссерля, в процессе осуществ­ления операции «эйдетической редукции» осуществляется и пере­ход от сознания индивидуальных объектов к царству чистых сущ­ностей. В процессе такого перехода происходит, через изменения, освобождение от всего традиционного в философии и приближе­ние к неподвижному эйдосу, который выступает как принцип или структура вещи.

Встает вопрос: не является ли указанная нами редукция тем, что мы понимаем под дефиницией (определением)? Нельзя не со­гласиться с Гуссерлем в том, что эйдетическая редукция понятие более широкое, чем дефиниция, или по крайней мере с тем, что эта редукция не сводится к эмпирической генерализации. Однако само осуществление «редукции» предполагает использование влас­ти, присущей этой редукции. И именно вопреки такому понима­нию власти, приводящему к тому, что одна власть характеризуется другой предполагаемой властью, некоторые авторы выдвигают ги­потезу об изначальной и финальной неизмеряемости термина «власть». Такая неизмеряемость является способом дефиниции и тем самым изначальной редукции поля анализа. На первый взгляд, такой подход может создавать впечатление известной сла­бости аналитической деятельности. Однако эта реальная слабость анализа феномена власти является более предпочтительной, не­жели чрезмерная амбиция, связанная с объединением всего того, что связано с полем «власти»15.

14 Эйдетика (гр. е^йох — образ, форма, сущность) - в философии Гус­серля - учение о чистых сущностях или идеальных формах явлений со­знания, рассматриваемых как независимые от реальной действительности и чувственного опыта.

15ВИИег^-С. Ор. ск. Р. 14.

18