Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория власти Желтов В.В..doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.06 Mб
Скачать

1.4.2. Ненасильственные способы осуществления власти

К числу мягких, или нежестких, способов осуществления вла­сти относят: авторитет, убеждение, обольщение, манипуляцию. Рассмотрим их несколько подробнее.

Авторитет является социальным феноменом, выражающим способ совместного проживания людей. Как известно, функцио­нирование общества не является актом индивидуальных реше­ний. Оно всегда является итогом коллективного творчества. И по­тому общество оснащает себя функциональными и официальны­ми авторитетами во всех областях диверсифицированного действия. При этом одному или нескольким лицам авторитет придается для того, чтобы командовать людьми.- Такой авторитет приобретает политический характер.

В то же время нужно со всей определенностью подчеркнуть, что политический авторитет не следует путать с командованием, властью или правящей функцией. Политический авторитет свя­зан с функцией власти, но он значительно шире ее.

Что же понимается в политической науке под авторитетом? Различают два подхода в интерпретации понятия авторитета. Авторитет в широком и классическом смысле слова относится к системе власти или к социальной организации, которую люди, входящие в нее, считают легитимной. В таком подходе понятие авторитета используется не для обозначения способа правления, а для указания на то, что существует особая позиция среди индиви­дов по поводу субординации, которой они подчиняются. Автори­тет поэтому становится универсальным феноменом, присущим организованному обществу и включающим различные типы отно­шений. М Вебер наилучшим образом выразил эту концепцию, предложив типологию традиционной, харизматической и легаль-

62 См.: Антонович И.И. Современный капитализм: социодинамика власти. М., 1990. С. 13.

48'

4 Заказ 125

49

но-рациональной систем авторитета, которые он рассматривал как «системы господства».

В западной юридической и политической философии ис­пользуется и более узкий подход к понятию авторитета, в основе которого лежат теоретические воззрения по вопросам возникно­вения и специфики современного государства. Понятие авторите­та в таком подходе используется для выявления специфической природы отношений между управляющими и управляемыми. До­статочно полно такой подход отражает вывод X. Арендт: «Если необходимо определить авторитет, то необходимо его противопо­ставить одновременно принуждению, осуществляемому при по­мощи силы, и убеждению, осуществляемому при помощи опреде­ленных аргументов»63.

Важно подчеркнуть, что с помощью авторитета осуществляет­ся контроль над действиями людей, а также согласование их дей­ствий. ГХарактер подчинения авторитету бывает весьма различ­ным. Было бы неверно отрицать полностью наличие связи авто­ритета с подчинением. Однако это подчинение, как правило, не связано с физическим насилием. Склоняются перед авторитетом вовсе не благодаря насилию или принуждению. Ему внемлют по­тому, что он основан на престиже, на убежденности управляемых в легитимности авторитета. Авторитет всегда выступает в качестве определенного социального порядка. Как отмечает X. Арендт, ни в силе, ни в аргументах авторитет не нуждается. Как афоризм зву­чит вывод X. Арендт: «Там, где используются аргументы, автори­тет остается в стороне»64.

Авторитет, как правило, коренится в прошлом. В нем содер­жится идея исторического постоянства. Он неразрывно связан с властью, являясь ее структурной основой. Он может быть усилен. Это имеет место в том случае, когда следование ему сопровожда­ется позитивными санкциями или вознаграждениями. Как отме­чает совершенно справедливо X. Арендт, авторитет может поддер­живаться только при помощи уважения.

Помимо принуждения и страха, власть широко использует та­кие средства, как убеждение и обольщение. Под убеждением в по-

6 3 БюПюппаке <к 1а репзёе ро1Шяие. Ноттез е1 Шез. Р., 1989. Р. 46-47. мАгепс1(Н. Ьа спзе бе 1а сиКиге. Р., 1991. Р. 123.

литической науке понимают воздействие на чувственное восприя­тие субъектов, с тем чтобы добиться от них действий, которые со­ответствуют требованиям властей. Для обольщения используются разного рода обещания и аргументы для получения, без какого бы то ни было применения силы, согласия с проводимой в стране по­литикой. При этом власть оперирует как рациональными, так и иррациональными аргументами, обращенными к чувственному миру людей.

Важным средством властвования является манипуляция, представляющая собой целую систему способов идеологического и духовно-психологического воздействия на людей с помощью средств массовой коммуникации с целью подчинения этих людей власти. Один из ведущих французских социологов Ф. Бро следую­щим образом характеризует феномен манипуляции: «Манипуля­ция представляет собой вариант убеждения, который характери­зуется скрытностью. А влияет на Б без его ведома, ориентируя его на желаемое для А поведение, о чем сам Б не знает. Манипуляция общественным сознанием может приобретать форму кампаний, слухов, источник которых неизвестен. Моральная оценка мани­пуляции заключается в том, что субъект, подверженный манипу­ляции, предстает как жертва незаконного процесса»65.

Феномены авторитета, убеждения, обольщения и манипуля­ции позволяют осмыслить тот факт, что власть являет собой не­редко комплексную, неуловимую, а подчас и непредсказуемую реальность. И в этой реальности особая роль принадлежит орга­низации и действию. Более того, власть обозначает и выражает организованное действие как результат стратегии, которой она ру­ководствуется.

Понимая под действием проведение изменений мира и обще­ства, можно утверждать, что эти изменения предполагают нали­чие определенной воли, причем воли политической. И потому власть и действие являются родственными, скажем так, понятия­ми. Действие в ответ на развитие ситуации структурирует вЛасть, основой которой оно является. Действовать — это значит вносить спасительное обновление в жизнь общества, предохраняя и из­бавляя людей и общество в целом от смерти. «Предоставленные

6 5 ВгаийР. 5осю1оЕ1е ро!Шяие. Р., 1992. Р. 35-36.

50

51

самим себе, — пишет X. Арендт, — дела людей могут только подчи­няться закону смерти, как самому надежному закону, действую­щему между рождением и смертью... Жизнь человека, устремлен­ного к смерти, вела бы неизбежно к руинам, разрушению всего того, что является человеческим, не обладала бы способностью прервать такой курс и начать все вновь, а эта способность нераз­рывно связана с действием»66.

Действие немыслимо без организации, которая придает всем отношениям единство и комплексность. Организованное челове­ческое действие как серия рациональных актов, позволяющих до­стижение поставленных целей, неотделимо от осуществления власти.

Таким образом, целью власти является вовсе не уничтожение соперничающих индивидов и групп, а стремление добиться от них желаемого для власти поведения. А это достигается, как было выше показано, целым набором средств.