Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория власти Желтов В.В..doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.06 Mб
Скачать

9.3.2. Сила идеологий

Интеллектуалы всегда связаны с определенной идеологией, и их власть, по сути дела, не отличается от идеологического влияния. Но что обозначает идеология? В самом общем виде ее можно опре­делить как систему интерпретации мира, предполагающую опреде­ленный порядок ценностей и проведения определенных реформ, или изменений, которых либо опасаются, либо в которые верят.

Термин «идеология» ввел французский философ и экономист А.Л.К. Дестют де Траси в 1796г. для обозначения учения об идеях, позволяющих установить твердые основы для политики, этики и т.д. В таком же смысле об идеологии писали представители фран­цузского материализма и сенсуализма. В наполеоновской Фран­ции термин «идеология» приобрел пренебрежительный оттенок. «Идеологами» стали называть людей, проповедующих взгляды, оторванные от практических вопросов общественной жизни и ре­альной политики.

Совсем иное содержание этому понятию придал К. Маркс. Он и его сторонники рассматривают идеологию как некую теоре­тическую совокупность, которая интерпретирует мир и предпола­гает определенные социальные преобразования. Марксистская идеология в бывшем СССР и других социалистических странах представляла собой конкретное выражение власти интеллектуа­лов, силы идеологии, превращенной, по сути дела, в своеобраз­ную светскую религию. Она стала для интеллектуалов оружием господства, определяя мысль и действия общества. «Только ин­теллектуалы, — утверждал Р. Арон, — способны выдумывать и даже, может быть, проповедовать заменитель старых догм, кото-

509

рые были бы приемлемы для ученых... В чем заложен успех марк­сизма? Он преобразует схему эволюции в священную историю, концом которой будет бесклассовое общество. Он придает непо­мерную важность некоторым институтам (режим собственности, способ функционирования), он делает из планирования всемогу­щего государства решающий этап истории... Французские интел­лектуалы первыми начали наступление на религию... Коммунизм является... в меньшей степени религией, чем политической по­пыткой ее замены идеологией, созданной в государственной ор­тодоксии»610 .

Власть интеллектуалов определяется природой их деятельно­сти. Они вводят в игру идеи и идеологии. Они влияют на события и историю при помощи заменителей религии, используя убежде­ние и силу символического обольщения системой интерпретаций, убеждая в смерти Бога и в бессмыслице вещей.

Понятно, что кризис идеологий ведет к упадку власти интел­лектуалов. И тем не менее интеллектуалы являются носителями универсальной силы. Загадочность власти основана на легитимно­сти универсального в проекте политического преобразования. И это потому, что интеллектуал всегда говорит для всех: во имя ис­тины, во имя достойной модели для коллективного разума.

Будучи активными участниками политической борьбы, ин­теллектуалы являются агентами универсального. Их сила и власть соединяются с силой и властью КаИо, диктующего законы. Интел­лектуал предстает как своеобразный «техник универсального» в нашей жизни. Об этом красноречиво писал французский фило­соф и писатель Жан Поль Сартр (1905—1980): «Интеллектуал яв­ляется... техником универсального, который видит, что в его соб­ственной области деятельности универсальность не существует в законченном виде, ее непрерывно нужно делать (и интеллектуал должен), улавливать свою собственную цель (универсальность знания, свобода мысли, истина), рассматривая ее реальность, кото­рую нужно достигнуть в борьбе для всех, т.е. для будущего челове­ка... Мы знаем, что интеллектуал является агентом практического знания, и что его главный вклад (профессиональный универса­лизм, классовый партикуляризм) подталкивает его присоединить-

I

ся к движению универсализации классов, поставленных в небла­гоприятные условия, так как они имеют ту же цель, что и он — не стать средством достижения особой цели правящего класса, не яв­ляющейся его собственной целью...»6".

В середине 50-х гг. ряд мыслителей, включая и упомянутого нами Р. Арона, высказывают идеи кризиса и даже конца века иде­ологий. Это отражало появление ощущений прихода какого-то нового времени, порождавшего сомнения и скептицизм. В после­дующие годы происходит разложение и распад идеологий. Наибо­лее наглядным проявлением этого стало крушение марксистской практики в целом ряде стран, включая и СССР. А это приводит к крушению и власти интеллектуалов.