Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория власти Желтов В.В..doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.06 Mб
Скачать

8.5. Организация микроборьбы и микровласть различия

Представленная ниже таблица позволяет лучше понять стра­тегии, социальные поля и микросражения. Последние характери­зуются изменчивостью и не являются прямым результатом соци­альных полей. Микростратегии вписываются в социальное поле, не будучи его механическим продуктом.

При этом читать таблицу не следует механически. Властные стратегии, утверждаясь через классы, имеют во главе частных инди­видов. Властные стратегии вбирают также в себя и так называемые сражения, ведущиеся дисперсным образом. Внутри господствующих классов реализуются микростратегии и ведутся микросражения.

С другой стороны, внутри одного и того же (А) нет подлинного единства, и мы имеем фактически подструктуры очень разнород­ные. В господствующих классах культурный капитал представляет­ся разным образом. Одно дело, когда речь идет о промышленниках и коммерсантах, другое — когда анализируются представители об­разовательной сферы. Наличие двух полюсов капитала — капита­ла культурного и капитала экономического — выражается в диффе­ренцированных стратегиях внутри господствующих классов. При этом анализ отношений между социальным классом и микротак­тиками власти должен осуществляться осторожно.

Таблица 2

Мини-стратегии и классы

А

В

С

Господствующие классы

Средние классы

Народные классы

«Легитимные» формы

Добрая культурная воля

Приоритет функцио-

поведения, укоренен-

с тенденцией к ассими-

нальности и полезности

ные во времени и се-

ляции (А)

мейной традиции.

Вкус к бесплатности и

Уважение объектов и

Потребление под зна-

бескорыстности

норм, распространен-

ком небесплатного и

ных в (А)

необходимого

Потребление широко

Приоритет раритетных

Воля к ассимиляции

распространенных

объектов и практик:

раритетных объектов

объектов (например,

дорогостоящая анти-

(А) в сочетании с «мел-

телепередачи, варьете и

кварная мебель, произ-

кобуржуазным» сно-

т.п.)

ведения искусства и т.п.

бизмом

Отсутствие потребле-

ния раритетных объек-

Культурные практики

Вкус к посредственным

тов

элитарного характера

или деклассированным

произведениям

Редкое посещение му-

«Легитимная» культура

Несвязный выбор

зеев

Балансирование между

Крупные вложения в

АиС

Невысокий культурный

образование и культуру

Невысокий культурный

уровень

капитал

Малые вложения в

Слабое господство

культуру и образование

культурного воспроиз-

водства

Краткое изложение Микростратегии «легитимной» культуры в инерциях господствующей культуры

Культура, усвоенная как непринудительная и легитимная

Низкая культура Выбор необходимости Различные стратегии в ущерб господствующей культуры

К ультура, воспринима­емая очень серьезно Культура = знание Добровольное приме­нение

1 ВоигШеи Р. Ьа Бпипсиоп. Р., 1979. Р. 41.

Источник: Кшз. I. Ор. сц. Р. 212.

482

31*

483

властям «хозяев» может быть противопоставлена хитрость или расчет людей, обреченных на пассивность. И этот подход, отра­жающий ежедневную жизнь, не менее показателен, чем практика управляющих. Тонкие хитрости и лукавство «маленьких людей» представляют собой тактику, заслуживающую внимания.

Что позволяет увидеть М. де Серто? Его подход к анализу вла­стных отношений позволяет увидеть бесконечную войну, ежед­невную герилью, актеров, вооруженных различной тактикой, на­пример, тактикой быта, которая противостоит стремлению влас­тей превратить людей в послушных потребителей. Простые люди хитрят с необходимым и ведут свою игру с порядком, который они стремятся ослабить и даже разрушить.

«Слабый должен беспрестанно извлекать силы, которые ему не принадлежат. Он это осуществляет в соответствующие момен­ты, когда он соединяет разнородные элементы (так, в супермар­кете хозяйка сталкивается с разнородными и изменчивыми дан­ными, такими как замороженные продукты, вкусы, аппетит и юмор гостей, соединение лучших продуктов рынка с тем, что у нее уже имеется и т.д.), но их синтез на уровне мышления не име­ет форму речи, он выступает как решение, действие и способ, с по­мощью которого удается "воспользоваться" случаем. Ежедневная практика (говорить, читать, передвигаться, делать покупки, хозяй­ствовать на кухне и т.д.) — все это разновидности тактики. А кроме того, в более общем плане, значительная часть "способов доби­ваться": успеха "слабого" в борьбе с "сильным"... хороший обо­рот, искусство наносить удары, лукавство "охотников"»592.

В такой подвижной диспозиции власть оказывается просто ис­кусством сыграть игру другого. В приведенном выше примере так­тика хозяйки в супермаркете заключается в том, чтобы, принимая правила игры последнего (заставить потреблять дорогие вещи по максимально высокой цене), приобрести то, что ей максимально подходит со всех точек зрения, — схитрить. Там, где М. Фуко опи­сывает паутину и микромеханизмы властей, укрощающие тело, делая его послушным, М. де Серто видит искусство хитрости. Жертва поглощает, в свою очередь, власть и используемую ею так­тику, разъедает и подтачивает колонизаторские стратегии и мик-

рофизические расчеты властей. Хитрость противопоставляется внутренней организации разума и политической технологии тела. Так, телезритель, хитрый как и хозяйка, использует телеэкран для своего воображения, а потом его отбрасывает. В конечном счете что он смотрит? Ничего. Его мысль далека от образа, который он видит на экране. Зритель играет с «соперником» на телеэкране, отступает в своем воображении и в своей жизни.

Исходя из этого, М. де Серто определяет тактику как форму зауок-Шге хитрости. Она обозначает расчет на улавливание выго­ды, микровласть, лишенную глобальной рациональности, поиск удачи. В противовес тактике стратегия основана на тщательном расчете. Она предопределяет цель, использует определенные средства, распределяет силы тотально и функционально.

Заключение. Микровласти, будучи сетями напряженных от­ношений, не имеют ни полей, ни привилегированных точек зре­ния. Они вводят в игру мобильные логики, изобретают диверси­фицированные технологии. Никто не является собственником власти, утверждает М. Фуко. Она функционирует между техникой управления и построением и искусством превращать людей, вос­ставших против насилия вещей, в послушные существа. Как ком­плексные стратегии (М. Фуко) власти обозначают также меню тактик (М. де Серто), частный выбор (П. Бурдье), относительно независимые от глобальных и социальных различий. В конечном счете власть — это игра (М. Крозье), производство воображаемо­го, где встречаются порядок и беспорядок.

Как подчеркивает М. де Серто, стратегии структурируют к лучшему реальность, вносят порядок в ход вещей. Каждому — свое место. Каждому — своя роль. Но тактики все смешивают и вносят беспорядок в социальное поле. Значит, стратегия и такти­ка функционируют между порядком и беспорядком. Микровласти вырастают из бесконечной игры социального порядка и множе­ства неопределенностей и случайностей, являющихся результатом тактик сопротивления и придумываемых практик.

486

592 СеПеаи М. Бе. Ь' туегйюп с!и яиойсНеп. Р., 1980. Р. ХШ-ХЬУП.