Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория власти Желтов В.В..doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.06 Mб
Скачать

8.4. Пьер бурдье и микростратегии различия

Оригинальность подхода П. Бурдье состоит в том, что он арти­кулирует социальные классы (и конфликты) и микроформы гос­подства, местные стратегии власти. Это связано с тем, что капитал, по мнению П. Бурдье, порождает борьбу как центральную структу­ру общества, без чего невозможно понять логику микроборьбы.

О каком капитале идет речь? О капитале экономическом и культурном. Первый, не сводимый к деньгам, предстает как соци­альная форма, в которой вырисовываются комплексные властные отношения. Но, пожалуй, главное внимание П. Бурдье приковано к анализу культурного капитала. Именно культурный капитал предполагает и порождает микростратегии различия, отказ от «вульгарного» и «общего», что связано с понятием власти. Необ­ходимой предпосылкой привилегий власти является то, что куль­тура распределяется неравномерно. Без этого механизма господ­ство превращается в загадку и не приобретает устойчивости.

«Культурные практики могут быть различными, даже не стре­мясь быть таковыми. Господствующая дефиниция "различия" оп­ределяет как "глубокие различия" такое поведение, которое отли­чается от общего, от обыкновенного, т.е. не претендующего на

различие. В этой области самыми достойными стратегиями явля­ются такие из них, что не ведут себя как стратегии. Эти стратегии заключаются в том, чтобы любить или даже "открывать" в каж­дый данный момент, как бы случайно, то, что нужно любить. Вы­годой от различия является то, что оно обеспечивает отличие, от­деление от общего. И эта прямая выгода удваивается дополни­тельной выгодой, одновременно субъективной и объективной, которую можно назвать незаинтересованной: выгоду, которую не­обходимо и должно рассматривать как не стремящуюся к получе­нию выгоды, как полностью незаинтересованную»587.

Эти многообразные конфликты, стратегии различия можно бу­дет увидеть в действии в социальном поле и школьных институтах. Так, при характеристике социального поля П. Бурдье анализирует символические конфликты и борьбу на микроуровнях за осуществ­ление легитимного господства. Различия, которые отличают «кра­сивое» от «некрасивого», «шикарное» от «обыденного», не несут в себе ничего неизвестного. Любое эстетическое суждение оказывает­ся вне властных позиций: классификация культурных благ связана с тем, что называется бессознательным. Таким образом, П. Бурдье описывает пространство эстетических суждений, которые являются оружием «богатых», а также мелкой буржуазии, вдохновляемой культурной волей, и с помощью этих суждений они классифициру­ют или деклассируют. Эстетике научной или полунаучной противо­стоят микропрактики полностью подчиненных классов.

Рассмотрим в деле эту микроборьбу за власть и ее легитимацию, т.е. символические стратегии. В то время как народная эстетика яв­ляется, по сути дела, функциональной (она подчиняет обычно форму функции во всем — в одежде, в украшении, фотографии), то клас­сификация привилегированных социальных субъектов соответ­ствует чистой, или незаинтересованной, эстетике. В каждоднев­ном существовании противостоят утилитарная и функциональная эстетика и формы бесплатности, которые, не подчиняясь намере­ниям, классифицируют. Прагматическая эстетика удваивает ли­шения во владении экономической собственностью, в то время как привилегированные классы, напротив, своим выбором, сти­лем легитимной жизни вписываются в стратегию ценностного

480

586 СГ. Дни/. Ор. ск. Р. 208.

587 ВоигсНеи Р.

31 Заказ 125

с1е 5осю1о

1е. Р., 1984. Р. 10.

481

различия. И это дает постоянный результат как на кухне, так и в одежде. «Нет ничего, что отличало бы столь строго различные классы, чем диспозиция, объективно требуемая легитимным по­треблением легитимных продуктов, способность принять чисто эстетическую точку зрения по объекту, уже определенному эсте­тически, — и тем самым вызывать восхищение тех, кто уже на­учился узнавать признаки восхитительного, а еще реже способность эстетически определить какие-нибудь объекты или даже "обыден­ное", или даже определить принципы "чистой" эстетики в обычном выборе обычного существования»588. Проявлять «незаинтересован­ность» — это значит уже отличаться. Ежедневное использование «эс­тетики Канта» соответствует кварталам культурной знати.